                                              Аннотация. 
          Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования учреждения. 
           
          Программа строится на принципе личного-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка» с.Краснокумского» и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 
           
          Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду. 
           
          Организация образовательной работы предполагает воспитания и обучение на специальных НОД, в режимных моментах и в совместной деятельности педагога с детьми в течении всего дня. На НОД используя разнообразные виды детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие потребности ребенка в самостоятельной деятельности. 
           
          Цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
           
          Содержание 
          
             
            Целевой раздел:
  
            
           
           
          
            
               
              Пояснительная записка…………………………………………………........
  
             
            
          Цели и задачи реализации Программы…………………………………. 
           
          Принципы и подходы к формированию Программы………………….. 
           
          Значимые для разработки и реализации Программы характеристики; 
           
          Характеристики особенностей развития детей 4-5 лет………………… 
          
            
               
              Планируемые результаты освоения Программы …………………………..
  
             
            
           
           
          
             
            Содержательный раздел:
  
            
           
           
          
            
               
              Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях ……………
  
               
              Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……………………………………………………………………….
  
               
              Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………………….............................
  
               
              Способы и направления поддержки детской инициативы………………….
  
               
              Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников…………
  
               
              Иные характеристики содержания Программы……………………………...
  
             
            
           
           
          
             
            Организационный раздел:
  
            
           
           
          
            
               
              Описание материально-технического обеспечения Программы……….......
  
               
              Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………..
  
               
              Распорядок и режим дня………………………………………………………
  
               
              Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………
  
               
              Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………………………………
  
             
            
           
           
          
             
            Дополнительный раздел:
  
            
           
           
          
            
               
              Краткая презентация Программы…………………………………………….
  
             
            
           
           
           
          1.1.Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа (далее Программа) - нормативно-управленческий документ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» с. Краснокумского» (далее – ДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. 
           
          Программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию образовательных программ в полном объеме. 
           
          Программа  – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. 
           
          Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. 
           
          Программа предназначена для детей 4-5лет (средняя группа) и рассчитана на 36 недель, соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 
           
          Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. 
           
          Нормативно-правовой базой для разработки Рабочей программы является: 
          
             
            Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  
             
            Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» села Краснокумского»
  
             
            Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.
  
             
            ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  
             
            Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
  
            
          1.1.1.Цели и задачи реализации Программы. 
           
          Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. 
           
          Цели Программы достигаются через решение следующих задач: 
           
          1) охраны и укрепления физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; 
           
          2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 
           
          3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 
           
          4) создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 
           
          5) объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 
           
          6) формирования общей культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 
           
          7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 
           
          8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 
           
          9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 
          
            
               
              Принципы и подходы к формированию Программы
  
             
            
           
          В основе реализации Программы лежат основные подходы: 
           
          • культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); 
           
          • деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, и др.); 
           
          • личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) 
           
          Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО: 
          
             
            поддержки разнообразия детства;
  
             
            сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  
             
            личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
  
             
            реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка;
  
             
            уважения личности ребёнка;
  
           
          
             
            полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  
             
            построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования;
  
             
            содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  
             
            поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  
             
            партнерство с семьей;
  
             
            приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  
             
            формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  
             
            возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  
             
            учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  
           
          
            
               
              Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
  
             
            
          Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет. 
          Общая информация о группе. 
           
          Название группы:«Знайки» 
           
          Девиз группы:Знайки в садике живут, 
           
          Здесь играют и поют, 
           
          Здесь друзей себе находят, 
           
          На прогулку с ними ходят. 
           
          Вместе строят и мечтают, 
           
          Незаметно подрастают. 
           
          Детский сад – второй наш дом, 
           
          Как тепло, уютно в нём! 
           
            
          Эмблема группы: 
           
            
           
          Режим работы: 
           
          - годовой цикл: круглогодично; 
           
          - режим работы группы: 9 часов при пятидневной рабочей неделе. 
           
          Структура группы: 
           
           В 2017-2018 учебному году списочный состав - 31 человек (15 мальчиков и 16 девочек) 
           
          По группам здоровья: 
           
          1-я – 24 ребёнка, 2-я – 3 детей. 
           
          Приложение №1 
           
          Список воспитанников 
           
          группы 
           
          Приложение №2 
           
          Список воспитанников 
           
          группы по группам здоровья 
           
          Характеристика контингента семей воспитанников группы. 
          Объективную характеристику семей и родителей воспитанников даёт социальный паспорт. 
           
          Содержание деятельности группы ориентировано на конкретный контингент детей и родителей: в соответствии с результатом наших исследований, большинство семей воспитанников проживают в одном селеКраснокумском. 
           
          Проведенные социологические исследования показали, что наши воспитанники - это в основном дети, из полных семей. 
           
          Образование родителей преимущественно среднее профессиональное. 
           
          Аналитические данные показывают, что последние два года происходит: 
           
          • повышение образовательного уровня родителей; 
           
          • увеличение числа «молодых» родителей; 
           
          • увеличение количества многодетных семей. 
           
          Можно сделать вывод о «достаточном» уровне семей, как по материальному положению, так и по образовательному уровню и социальному статусу. 
           
          Семьи преимущественно полные, в которых воспитывается 1 - 2 ребенка. 
          2017-2018 учебный год (начало года) 
           
          С этой точки зрения семьи воспитанников относятся к типу сравнительно благополучных относительно современной ситуации Российской Федерации. 
           
          Приложение №3 
           
          Социальный паспорт семей группы 
          Характеристики особенностей развития детей 4-5 лет. 
          Детский возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. 
           
          Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы. 
          В соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования / Н.Е.Веракса; Т.С.Комарова; М.А.Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 360с. 
           
          Возрастные особенности развития детей: 
           
          Пятый год жизни. Средняя группа - с. 244, 
           
          1.2.Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры 
           
          Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. 
           
          Спецификадошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, егонепосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вмененияребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольноговозраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатовосвоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 
           
          Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, атакже от ее характера, особенностей развития детей и учреждения, реализующей Программу. 
           
          Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общегообразования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылокк учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 
           
          Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершенияуровня дошкольного образования являются ориентирами для: 
           
          а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования,общих для всего образовательного пространства; 
           
          б) решения задач: 
           
          - формирования Программы, 
           
          - анализа профессиональной деятельности, 
           
          - взаимодействия с семьями; 
           
          в) изучения характеристик образования детей с 4 до 5 лет; 
           
          г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольногообразования, общих для всего образовательного пространства. 
           
          К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребенка: 
          Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 
           
          -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу исамостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 
          -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 
          -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего вигре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам. 
          -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использоватьречь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, можетвыделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. 
          -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, можетконтролировать свои движения и управлять ими. 
          - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разныхвидах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 
          Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. 
           
          -понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. 
           
          -проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. 
           
          -проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. 
          -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, вкотором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями изобласти живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственныхрешений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 
          Часть, формируемая участниками образовательных отношений. 
          Уточняя и дополняя задачи реализации Программы, необходимо отметить, что средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС осуществляется решение следующих задач: 
           
          • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
           
          • уважительное отношение к результатам детского творчества; 
          
            
               
              максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  
               
              творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  
               
              вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  
               
              единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  
               
              обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
  
             
           
          
             
            социально-коммуникативное развитие;
  
             
            познавательное развитие;
  
             
            речевое развитие;
  
             
            художественно-эстетическое развитие;
  
             
            физическое развитие.
  
            
          Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС: 
           
          • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 
           
          • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); 
           
          • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); 
           
          • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 
           
          •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 
           
          • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 
           
          • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; 
           
          • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; 
           
          • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами. 
           
          Программа составлена с учётом приоритетного направления Учреждения. 
           
          Основная цель приоритетного направления: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, позволяющего полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании. 
           
          Задачи приоритетного направления: 
           
          - формировать единый модуль художественно – эстетического развития и на его основе – развивать потребности во всех видах художественно-эстетической деятельности и связанных с ними способностей; 
           
          -создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. 
           
          -использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей. 
           
          -формировать у родителей представления о целях, задачах, содержании, методах и формах воспитательно – образовательной работы в условиях приоритета художественно – эстетического развития и воспитания. 
           
          В своей работе опираемся на принципы художественно – эстетического развития: 
          
             
            Принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте.
  
             
            Принцип взаимосвязи художественно-эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, искусством.
  
            
          Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ставропольского края. 
           
          Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: 
           
          
             
            формирование представлений о достопримечательностях родного села.
  
             
            воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
  
             
            Формирование положительного отношения к детскому саду и к его сотрудникам.
  
             
            формирование представлений о животном и растительном мире родного края.
  
            
           
          Одним из основных принципов выступает принцип - культуросообразности. 
           
          Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), возможность развития на каждом этапе дошкольного детства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Н.С.Карпинская). 
           
           
           
           
          Планируемые результаты освоения Программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей 
           
          для детей 4-5 лет: 
          игровая деятельность: 
          
             
            договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
  
             
            умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
  
             
            в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш;
  
             
            объясняет правила игры сверстникам;
  
             
            после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используя средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
  
             
            умет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
  
            
          приобщение к элементарным социальным нормам и правилам: 
          
             
            способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;
  
             
            проявляет потребность в общении со сверстниками.
  
            
          формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств: 
          
             
            чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства;
  
             
            проявляет уважительное отношение к сверстникам;
  
             
            знает о достопримечательностях родной станицы.
  
            
          коммуникативная деятельность: 
          
             
            может участвовать в беседе;
  
             
            умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
  
             
            составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
  
             
            последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;
  
             
            определяет место звука в слове;
  
             
            умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением;
  
             
            знает 2 - 3 программных стихотворения, 2 - 3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения;
  
             
            драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
  
            
          познавательно-исследовательская деятельность: 
          
             
            считает (отсчитывает) в пределах 5;
  
             
            правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 5), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
  
             
            сравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);
  
             
            сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;
  
             
            размещает предметы различной величины (до 5) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;
  
             
            выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;
  
             
            знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);
  
             
            называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;
  
             
            различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
  
             
            классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;
  
             
            знает название родного села, страны, ее столицу;
  
             
            называет времена года, отмечает их особенности;
  
             
            знает о взаимодействии человека с природой в разное время года; знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
  
             
            бережно относится к природе.
  
            
          трудовая деятельность: 
          
             
            самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  
             
            выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол;
  
             
            поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  
             
            выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
  
            
          конструктивная деятельность: 
          
             
            умеет анализировать образец постройки;
  
             
            может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
  
             
            создает постройки по рисунку;
  
             
            умеет работать коллективно.
  
            
          изобразительная деятельность: 
          
             
            различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура);
  
             
            выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
  
             
            знает особенности изобразительных материалов;
  
             
            создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения;
  
             
            использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
  
             
            использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  
             
            выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
  
             
            лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
  
             
            создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
  
             
            создает изображения по мотивам народных игрушек;
  
             
            изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
  
            
          музыкальная деятельность: 
          
             
            различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
  
             
            различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
  
             
            может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
  
             
            может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
  
             
            умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении);
  
             
            самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям;
  
             
            умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
  
            
          двигательная деятельность: 
          
             
            умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  
             
            умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  
             
            может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
  
             
            умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м); владеет школой мяча;
  
             
            выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  
             
            умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  
             
            ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
  
             
            умеет кататься на самокате;
  
             
            участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
  
             
            умеет плавать (произвольно).
  
            
          безопасность: 
          
             
            соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду;
  
             
            соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
  
             
            различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение;
  
             
            понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки
  
             
            «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  
             
            различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  
             
            знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
  
            
          Часть, формируемая участниками образовательных отношений 
          
             
            Ребёнок имеет представление о родном селе (ближайший социум)
  
             
            Ребёнок умеет рассказывать о своем родном селе (достопримечательности, название главных улиц, профессии тружеников села)
  
             
            Ребёнок имеет представление о растительном и животном мире села
  
             
            Ребёнок проявляет интерес к народному творчеству, узнаёт и называет изделия народного промысла Ставрополья
  
             
            Проявляет чувство любви к родному дому, уважения к результатам тружеников села
  
            
           
          2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 
           
          2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в образовательных областях. 
          Образование в группе направлено на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебнойдеятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 
           
          Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видахдеятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития иобразования детей (далее - образовательные области): 
           
          - социально - коммуникативное развитие; 
           
          - познавательное развитие; 
           
          - речевое развитие; 
           
          - художественно - эстетическое развитие; 
           
          - физическое развитие. 
           
           
           
          Социально-коммуникативное развитие   
          Художественно-эстетическое развитие   
          Физическое развитие   
          Речевое развитие   
          Познавательное развитие
  
           
           
          1. Социально-коммуникативное развитие 
           
          Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социальногои эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности ксовместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различнымвидам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 
           
          2. Познавательное развитие 
           
          Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах иотношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, 
           
          о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 
           
          3. Речевое развитие 
           
          Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковойаналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 
           
          4. Художественно-эстетическое развитие 
           
          Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становлениеэстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 
           
          восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажамхудожественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 
           
          5. Физическое развитие 
           
          Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в томчисле связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координацияи гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитиюравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящемущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; 
           
          становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образажизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.). 
           
          Образовательная деятельность в группе строится всоответствии с требованиями ФГОС ДО и примерной образовательной программой: «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса; Т.С.Комарова; М.А.Васильева и др.). 
           
          Выбор данной программы обусловлен образовательными нововведениями. 
           
          В соответствии с методическими рекомендациями к программе «От рождения до школы», обязательными являютсяразделы, которые входят в направления развития и образования детей, представленные в таблице. 
           
           
          
            
            
            
               
              Образовательная область
  | 
               
              Раздел программы
  | 
             
            
               
              Речевое развитие
  | 
               
              «Развитие речи» 
               
              «Приобщение к художественной литературе»
  | 
             
            
               
              Познавательное развитие
  | 
               
              «Формирование элементарных математических представлений» 
               
              «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» 
               
              «Ознакомление с предметным окружением» 
               
              «Ознакомление с социальным миром» 
               
              «Ознакомление с миром природы»
  | 
             
            
               
              Социально-коммуникативное развитие
  | 
               
              «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» «Ребенок в семье и сообществе» «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» «Формирование основ безопасности»
  | 
             
            
               
              Художественно-эстетическое развитие
  | 
               
              «Приобщение к искусству» 
               
              «Изобразительная деятельность» 
               
              «Конструктивно-модельная деятельность» 
               
              «Музыкальная деятельность»
  | 
             
            
               
              Физическая культура
  | 
               
              «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» 
               
              «Физическая культура»
  | 
             
           
         |