   «УТВЕРЖДАЮ» 
           
          Главный врач ФБУЗ 
           
          «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» 
           
           ________________С.В. Сафонкин Программа 
           
          Дистанционного гигиенического обучения учащихся и студентов образовательных учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений. 
          
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Наименование темы
  | 
               
              Количество часов
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Дистанционное обучение
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Санитарное законодательство. Понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Гигиеническое воспитание и обучение.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Лекция о вреде курения и алкоголя.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Венерические заболевания- заболевания, передающиеся половым путем.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Понятие здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни и гигиеническое воспитание подрастающего поколения.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Итоговое занятие. Зачет.
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              ИТОГО:
  | 
               
              4
  | 
             
            
           
          Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области»Рахманинова ул., д. 5, г.Тамбов, 392000 
           
          Отделение гигиены детей и подростков 
           
          «Утверждаю» 
           
          Главный врач ФБУЗ «Центр 
           
          гигиены и эпидемиологии 
           
          в Тамбовской области» 
           
          __________ Г.Д.Тихонова 
          «___»_________2013г 
           
          Лекция по гигиеническому обучению учащихся и студентов образовательных учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений. 
           
          . 
           
          
          
          
           
          Тамбов,2013 
           
          Содержание 
           
          I. Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Понятие о гигиеническом обучении декретированных групп населения. Понятие здорового образа жизни. 
           
          I.а. Санитарное законодательство 
           
          I.а. Здоровый образ жизни 
           
          I.а. Гигиеническое воспитание и обучение 
          II. О вреде курения а алкоголя 
           
           
          III. Венерические заболевания- заболевания, передающиеся половым путем. 
           
          I. Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Понятие о гигиеническом обучении декретированных групп населения. Понятие здорового образа жизни. 
          Санитарное законодательство (санитарно-эпидемиологическое законодательство) — это система нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью Российской Федерации относительно соблюдения санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности граждан России. Санитарное законодательство базируется на основных положениях конституции РФ, в которых фиксируется право человека на охрану здоровья (статья 41.1), а также декларируется необходимость направленной государственной деятельности по достижению населением санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 41.2). 
           
          Основным документом, регламентирующим санитарное законодательство, является федеральный закон (ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этот закон был принят 30 марта 1999 года и с тех пор в него был внесен ряд изменений, последние из которых были осуществлены 28 сентября 2010, 28 декабря 2010, а также 18 и 19 июля 2011 года. В статье номер 3 указанного ФЗ оговаривается, что санитарное законодательство — это «законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», которое, кроме данного Федерального закона, состоит также из «других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». 
           
          В русле общих положений санитарного законодательства и конституционных норм правительством Российской Федерации принимаются также различные отраслевые ГОСТы, каковыми являются, например, государственные стандарты, которые определяют нормы качества и производства сантехнических изделий. В целом, санитарное законодательство охватывает такие сферы жизнедеятельности человека, как: 
           
          здравоохранение, 
           
          образование, 
           
          общепит и организация питания 
           
          строительство (в особенности в том, что касается санитарной техники); 
           
          охрана окружающей среды; 
           
          санитарно-эпидемиологический надзор и другие. 
           
          Кроме того санитарное законодательство и, в частности ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии» затрагивает основополагающие принципы регулирования: 
           
          взаимодействия физических и юридических лиц относительно обустройства мест публичного пользования; 
           
          взаимодействия жильцов многоквартирных домов и организаций, обеспечивающих управление этими домами и их содержание; 
           
          организации образовательных учреждений и заведений общественного питания; 
           
          строительства жилых зданий 
           
          определенных отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и др. 
           
          В рамках санитарного законодательства РФ осуществляют свою деятельность санэпиднадзор и санитарный врач России. 
           
          Здоровый образ жизни - поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, зависящая от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. 
           
          Поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, включает в себя: 
          
             
            оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха,
  
             
            рациональное питание,
  
             
            оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание,
  
             
            соблюдение правил личной гигиены,
  
             
            медицинскую активность,
  
             
            динамическое слежение за собственным здоровем,
  
             
            позитивное экологическое поведение.
  
            
          Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов народного образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение. 
           
          Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками и эта несовместимость принципиальная. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. 
           
          Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков и населения в целом. 
           
          Эпидемиологические обследования старшеклассников свидетельствуют, что курение, алкоголизация, наркотизация - получили в настоящее время широкое, можно даже сказать угрожающее, распространение в молодёжной среде. В особенности это касается алкоголизации. По реальному потреблению алкоголя Россия вновь вышла в число лидеров. 
           
          Важнейший критический этап, на котором закладываются алкогольные установки - период подросткового возраста. В это время с молодым человеком происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма. Во-вторых, пробуждаются новые потребности и интересы, прежде всего, сексуального характера. Психологическая перестройка идёт болезненно, сопровождается рядом дискомфортных состояний. Подростки отличаются повышенной ранимостью и максимализмом. В данный период легче, чем когда-либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Одновременно в подростковых группах утверждаются свои ценностные ориентиры, способы проведения досуга, методы разрешения многочисленных проблем. Именно этот период является наиболее опасным в отношении становления привычки употребления алкоголя в рамках групповой деятельности. При этом попытки коррекции поведения со стороны родителей или педагогов воспринимаются как посягательства на самостоятельность и независимость, ограничение в правах. Поэтому нередко подобные прямолинейные попытки приводят к обратным результатам, реакциям протеста и оппозиции. 
           
          Для подростков описан даже своеобразный феномен "групповой зависимости от алкоголя", заключающийся в том, что функционирование подростковой группы организуется главным образом вокруг употребления спиртных напитков еще до появления у отдельных членов группы явных признаков зависимости от алкоголя или алкоголизма. Для многих период молодого возраста представлял и представляет собой цепь алкогольных эксцессов. Это обусловлено широкой доступностью алкоголя и значительным распространением алкогольных обычаев и традиций. Наиболее опасны алкогольные группы, организующиеся вокруг лидеров с начальными проявлениями алкоголизма, общительных, предприимчивых, наделённых чувством юмора. Именно вокруг таких людей легко группируются подростки. В алкогольную группу может привести и бегство от реальной жизни. К самоутверждению в этой сфере может толкнуть неуспех в основной деятельности (учёба или работа). При этом может сработать очень важный психологический механизм: не добившись успеха в социально приемлемых формах жизнедеятельности и "соскальзывания" в алкогольную группу, молодой человек распространяет личное негативное отношение на нормы и ценности, принятые в отвергнувшем его здоровом окружении. В том числе игнорируются и запреты, связанные с приёмом алкоголя. 
           
          Важнейшее направление работы по преодолению вредных привычек - усиление внимания к формированию личности человека, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры, накопленных человечеством, т.е. обеспечение духовного здоровья молодёжи. 
           
          К специфическим методам профилактики относится система противоалкогольного воспитания и противоалкогольного просвещения молодёжи. При проведении противоалкогольного воспитания в школе целесообразно руководствоваться следующими принципами: 
           
          1. Раннее начало противоалкогольной ориентации школьников. Учитывая, что формирование индивидуальных алкогольных установок начинается уже с 9-10 лет, противоалкогольное воспитание должно быть развернуто уже в начальной школе. 
           
          2. Целенаправленность и преемственность в проведении противоалкогольного воспитания и противоалкогольной пропаганды. При этом предусматривается постепенное, многократное, усложняющееся с учётом возраста раскрытие действия алкоголя от простейших наглядных опытов до показа глубинных связей алкоголя с ущербом, который наносится обществу и тем самым нам самим. 
           
          3. Планирование противоалкогольной работы в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношении употребления алкоголя. 
           
          4. Учёт в противоалкогольной работе психических особенностей разных возрастных групп учащихся. 
           
          5. Соответствие гигиенического и нравственного, эмоционального и содержательного аспектов в противоалкогольной ориентации учащихся. 
           
          6. Организация полноценного досуга и повышение социально и гигиенически полезной активности детей. 
           
          7. Комплексный подход к противоалкогольной работе. Педагогические коллективы должны проводить работу совместно с семьёй, специалистами-медиками, в том числе наркологами, негосударственными организациями. 
           
          8. Личное участие старшекурсников в противоалкогольной работе. Целесообразно шире привлекать старшеклассников к противоалкогольному просвещению. Это взаимополезно и старшим и младшим. Последние, нередко, больше доверяют в этих вопросах мнению, позиции старшеклассников, чем родителям, учителям. 
           
          Акцент антиалкогольной пропаганды в подростковой аудитории на поражение внутренних органов при алкоголизме и на его отдалённые последствия, как правило, делает её малоэффективной. Антиалкогольная работа должна ориентироваться на позитивные ценности и ориентиры, значимые для детей и подростков, такие как полное раскрытие способностей, самореализация личности, семья, дети, статус в обществе. Антиалкогольная пропаганда должна основываться на положительном содержании, заключать в себе конструктивный элемент, апеллировать к здоровым сторонам человеческой натуры. 
           
          Здоровый образ жизни детей во многом определяется образом жизни родителей, среды в которой растет и воспитывается ребёнок. 
           
          Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно опираясь на знание реального образа жизни детей определённого пола, возраста, коллектива. Этой цели может служить специальная анкета-опросник для детей, использующаяся в рамках международной программы профилактики заболеваний (Cindi children scrining examinasion horm) - анкета СИНДИ. Сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова (Кучма В.Р., Баль Л.В., Скоблина Н.А.) анкета "Cindi" переведена на русский язык, адаптирована к условиям жизни в РФ и успешно апробирована путём пилотажных исследований в ряде регионов страны. 
           
          Вопросы анкеты объединены в 7 разделов: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкоголя и курение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья. Пользуясь данной анкетой, педагоги, медицинские работники школ на основе обобщения материалов могут оценить распространенность того или иного явления среди подростков (гипокинезии, курения и др.), получить представление о характере питания детей в школе и дома, наметить пути повышения мотивации детей к укреплению своего здоровья, мероприятия по оздоровлению среды их обитания и повышению качества медицинского обеспечения детей. 
           
          Анкета принята на вооружение специалистами санитарно-эпидемиологической службы Москвы. Разработана и также внедрена в практику здравоохранения компьютерная программа базы данных, обработки и анализа данных анкетирования детей и подростков (Кучма В.Р., Скоблина Н.А.). Программа позволяет формировать базу данных, сравнивать их во времени, между различными детскими коллективами и регионами, включая сопоставление с международными данными. 
           
          Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности 
          Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой 
           
          активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому 
           
          уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности. 
           
          Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы, во время предназначенное для сна, курение и другие. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания 10-16%, на режим двигательной активности 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья 
           
          студентов, автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Состояние здоровья обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. 
           
           
          Влияние окружающей среды на здоровье 
           
          В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий 
           
          непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека. 
           
          Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью. Адаптационные особенности человека зависят от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный 
           
          тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям. В то же время, как показатели специальные исследования у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью. 
          Организация режима труда, отдыха и сна 
          Режим труда и отдыха. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне. 
           
          Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетомнепредвиденных обстоятельств. 
           
          Организация сна. Сон – обязательное и наиболее полноценная форма 
           
          ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычный нормой ночного монофазного сна 7,5-8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице,другим нервным расстройствам. 
          Организация режима питания 
          Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. 
           
         |