Программа составлена на основе на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 680 от 30 августа 2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за № 30162 от 14 октября 2013г. с изменениями, внесенными приказом Министерства спорта Российской Федерации № 741 от 15 июля 2015г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за № 38483 от 12 августа 2015г.), примерной Программы разработанной авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета (МГОУ) и кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИФК) и Всероссийской федерации волейбола (ВФВ)(Под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина). 
          Программу составили: 
           
          Заместитель руководителя Малинка Н.Л. 
           
          Главный тренер Морозов О.Г. 
           
          Инструктор-методист Никитенкова С.С. 
           
          Тренер Фомичев С.В. 
          
          
            
            
              
              
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Пояснительная записка
  | 
                 
                Стр. 
                 
                5
  | 
               
              
                 
                1.
  | 
                 
                Нормативная часть
  | 
                 
                9
  | 
               
              
                 
                1.1.
  | 
                 
                Волейбол 1.2. Пляжный волейбол
  | 
                 
                9
  | 
               
              
                 
                2.
  | 
                 
                Методическая часть (волейбол, пляжный волейбол)
  | 
                 
                28
  | 
               
              
                 
                2.1.
  | 
                 
                Характеристика содержания программы
  | 
                 
                28
  | 
               
              
                 
                2.2.
  | 
                 
                Организационно - методические указания
  | 
                 
                28
  | 
               
              
                 
                2.3.
  | 
                 
                Учебный план
  | 
                 
                43
  | 
               
              
                 
                2.4.
  | 
                 
                План-схема годичного цикла спортивной подготовки
  | 
                 
                46
  | 
               
              
                 
                2.5.
  | 
                 
                Программный материал по компонентам спортивной тренировки
  | 
                 
                67
  | 
               
              
                 
                2.5.1.
  | 
                 
                Теоретическая подготовка
  | 
                 
                68
  | 
               
              
                 
                2.5.2.
  | 
                 
                Физическая подготовка
  | 
                 
                72
  | 
               
              
                 
                2.5.3.
  | 
                 
                Техническая подготовка
  | 
                 
                87
  | 
               
              
                 
                2.5.4.
  | 
                 
                Тактическая подготовка
  | 
                 
                101
  | 
               
              
                 
                2.5.5.
  | 
                 
                Психологическая подготовка
  | 
                 
                113
  | 
               
              
                 
                2.5.6.
  | 
                 
                Интегральная подготовка
  | 
                 
                121
  | 
               
              
                 
                2.6.
  | 
                 
                Система тренировочных заданий
  | 
                 
                125
  | 
               
              
                 
                2.7.
  | 
                 
                Восстановительные средства и мероприятия
  | 
                 
                132
  | 
               
              
                 
                2.8.
  | 
                 
                Воспитательная работа
  | 
                 
                139
  | 
               
              
                 
                2.9.
  | 
                 
                Инструкторская и судейская практика
  | 
                 
                148
  | 
               
              
                 
                3.
  | 
                 
                Система контроля и зачетные требования
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                (волейбол, пляжный волейбол)
  | 
                 
                151
  | 
               
              
                 
                3.1.
  | 
                 
                Педагогический и врачебный контроль
  | 
                 
                151
  | 
               
              
                 
                3.2
  | 
                 
                Зачетные требования и переводные нормативы
  | 
                 
                161
  | 
               
              
                 
                4.
  | 
                 
                Перечень информационного обеспечения
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                (волейбол, пляжный волейбол)
  | 
                 
                175
  | 
               
              
                 
                4.1
  | 
                 
                Список литературных источников
  | 
                 
                175
  | 
               
              
                 
                4.2
  | 
                 
                Аудиовизуальные средства
  | 
                 
                179
  | 
               
              
                 
                4.3.
  | 
                 
                Интернет-ресурсы
  | 
                 
                179
  | 
               
              
                 
                5.
  | 
                 
                План физкультурных мероприятий и спортивных
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                мероприятий (волейбол, пляжный волейбол)
  | 
                 
                181
  | 
               
              
                 
                6.
  | 
                 
                Условия реализации (волейбол, пляжный волейбол)
  | 
                 
                185
  | 
               
              
                 
                6.1.
  | 
                 
                Требования к спортсменам, участвующим в соревнованиях
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                по волейболу и пляжному волейболу
  | 
                 
                185
  | 
               
              
                 
                6.2.
  | 
                 
                Требования к кадрам, осуществляющим спортивную подготовку
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                спортсменов в волейболе и пляжном волейболе
  | 
                 
                185
  | 
               
              
                 
                6.3.
  | 
                 
                Требования к материально технической базе и инфраструктуре
  | 
                 
                186
  | 
               
              
                 
                6.4.
  | 
                 
                Требования к технике безопасности в условиях тренировочных
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                занятий и спортивных соревнований
  | 
                 
                186
  | 
               
              
                 
                6.5.
  | 
                 
                Антидопинговые мероприятия
  | 
                 
                190
  | 
               
             
           
           
           
           
           
           
          Волейбол - один из самых популярных игровых видов спорта. Его зрелищность, динамичность и особая энергетика неизменно привлекают внимание многочисленных болельщиков. 
           
          Программа спортивной подготовки по видам спорта «Волейбол» и «Пляжный волейбол», разработанная в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки, открывает новые перспективы для дальнейшего роста спортивного мастерства наших волейболистов, консолидирует накопленный тренерский опыт. 
           
          Сегодня рост спортивных результатов зависит от многих факторов. Это природные данные и спортивный талант самого спортсмена, это и качество работы системы многолетней и целенаправленной подготовки резерва. 
           
          Чтобы сохранить наше лидирующее положение в мировом волейболе, необходимо существенно повысить качество подготовки юных волейболистов. Современное молодое поколение требует современных, рациональных средств и методов спортивной тренировки, улучшения организации работы во всех звеньях подготовки спортивного резерва 
           
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
           
          В программе рассматривается организация и проведение процесса спортивной подготовки в спортивных дисциплинах «Волейбол» и «Пляжный волейбол» командного игрового вида спорта - волейбол. 
           
          Программа разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол (ФССП) (2013), методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (2014), профессиональных стандартов «Спортсмен» и «Тренер» (2014), изменений, внесенных в ФССП (2015), нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ и других организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Министерства спорта Российской Федерации. 
           
          При определении условий и требований к процессу спортивной подготовки в группе тренировочной (спортивной специализации) учитывались принципы системности, преемственности и вариативности. 
           
          Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической, 
           
          психологической, интегральной подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля. 
           
          Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, необходимость обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности. 
           
          Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа 
           
          многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного 
           
          волейболиста разнообразие тренировочных средств и нагрузок, 
           
          направленных на решение определенной педагогической задачи при составлении программного материала для практических занятий. 
           
          Основным принципом тренировочной и соревновательной деятельности в группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства является специализированная подготовка, в основе которой лежит учёт игровой функции (амплуа), индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся, осуществляемый на основе универсальности процесса спортивной подготовки на предшествующих этапах. 
           
          Волейбол - это вид спорта, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств, предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому. 
           
          Цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет право на три касания мяча для возвращения его на противоположную сторону. Касание мяча при блокировании - не учитывается. 
           
          Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его «за» или ошибки команды при возвращении мяча. 
           
          В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать. 
           
          Спортивная дисциплина волейбол (ее еще называют классический волейбол) характеризуется тем, что в игре, на площадке размером 18х9 м, всегда участвуют по 6 игроков от каждой команды. Партия (за исключением решающей 5-й партии) выигрывается командой, которая первая набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24:24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26:24; 27:25...). Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. При счете 2:2, решающая, 5-я партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. 
           
          Основные отличительные признаки спортивной дисциплины «Пляжный волейбол» заключаются в том, что в команде два спортсмена, играющие без замен на рыхлой песчаной поверхности. Слой песка 30-40 см, размеры корта – 16x8 м , партия (сет) играются до 21 очка при преимуществе два мяча одной из команд со сменной сторон после каждого розыгрыша 7 очков. При счете партий 1:1 играется третий сет до 15 очков (также при преимуществе в два мяча одной из команд) со сменой сторон через каждые пять очков. 
           
          Специфика пляжного волейбола накладывает отпечаток на построение тренировочного и соревновательного процесса в этой спортивной дисциплине. 
           
          В данной программе представлено содержание работы на разных этапах подготовки: тренировочном (спортивной специализации) - Т(СС), совершенствования спортивного мастерства - ССМ и высшего спортивного мастерства - ВСМ. 
           
          Многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов предусматривает: 
          
             
            содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
  
             
            подготовку волейболистов высокой квалификации, в молодежные и юношеские сборные команды России, субъектов Российской Федерации, команды мастеров, участвующие в чемпионатах России и международных спортивных соревнованиях по волейболу;
  
             
            повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в группах совершенствования спортивного мастерства и командах высших разрядов;
  
             
            подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки спортсменов;
  
             
            подготовку инструкторов и судей по волейболу;
  
             
            подготовку и выполнение зачетных требований (контрольно-переводных нормативов).
  
            
          Основной показатель работы спортивных школ по волейболу и пляжному волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований, по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности (по истечение каждого года), вклад в подготовку команд мастеров, участвующих в чемпионатах России и международных спортивных соревнованиях, сборных команд России, субъектов Российской Федерации, результаты участия в региональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда - основное условие «пребывания» занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других). 
           
          Программа включает в себя пояснительную записку, нормативную и методическую части, а так же системы контроля и зачётных требований, в которых выделяется материал по волейболу. Завершается программа перечнем информационного обеспечения и комплексом календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также условиями ее реализации, включающими требования к спортсменам, тренерским кадрам, материально-технической базе и другим в соответствии с действующим законодательством. 
         |