    
           
          Содержание 
          
             
            2.Содержательный раздел 61 
             
            3.Организационный раздел 228 
            
           
          1. Целевой раздел 
          1.1. Пояснительная записка 
           
          Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. 
           
          Образовательная программа как нормативный документ: 
          
            
               
              определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их предметного расширения и технологического оснащения;
  
               
              регламентирует организацию учебного процесса, условия сочетания основного и дополнительного образования;
  
               
              определяет содержание и способы взаимодействия с научными учреждениями в целях развития творческого, исследовательского потенциала учащихся и объективной оценки их достижений;
  
               
              конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся.
  
             
            
          Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга (далее – лицей) на основе: 
           
          - Конвенции о правах ребенка ООН; 
          
             
            Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  
           
          
             
            Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  
             
            Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  
             
            Федерального государственного стандарта. Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация Минюст № 17785 от 22.12.2009;
  
             
            Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;
  
             
            СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  
             
            СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»;
  
             
            Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  
           
          
             
            Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
  
             
            Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  
             
            Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
  
             
            Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»
  
            
          - Устава ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга; 
           
          - Примерной образовательной программы начального общего образования. 
           
          Цель и задачи реализации программы. 
           
          Главная цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. 
           
          Достижение поставленной цели при реализации образовательной основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 
          
             
            формирование общей культуры, духовнонравственное, 
            гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  
             
            обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  
             
            становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  
             
            обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
  
             
            достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
  
             
            обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  
             
            выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  
             
            организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
  
             
            участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  
             
            использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
  
             
            предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  
             
            включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
  
             
            становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  
             
            формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  
             
            духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  
             
            укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
  
             
            В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который включает:
  
             
            воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  
             
            переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  
             
            ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  
             
            признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  
             
            учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
  
             
            обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
  
             
            разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
  
             
            Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
  
             
            с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  
             
            с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  
             
            с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  
             
            с формированием у школьника основ умения учиться 
            и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
  
             
            с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  
             
            с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
  
             
            В программе учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
  
             
            центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  
             
            развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
  
            
          При определении стратегических характеристик основной образовательной программы был учтен существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. 
           
          При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связана с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования. 
           
          Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России реализуется посредством УМК  «Начальная школа XXI века» и «Перспективная начальная школа» 
           
          В содержание  УМК «Начальная школа XXI века» , «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 
          Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа» реализуется различными средствами. 
           
          Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам РФ. Дети, обучающиеся по системе учебников «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны. 
           
          Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. 
           
          Поликультурность содержания системы учебников «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.  
           
          В соответствии с требованиями ФГОС с 2012-2013 учебного года в объёме до 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельность по разным направлениям развития личности: 
          
             
            Духовно-нравственное
  
             
            Спортивно-оздоровительное
  
             
            Общекультурное
  
             
            Общеинтеллектуальное
  
             
            Социальное
  
            
          Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания. 
           
          Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью была разработана программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 
           
          Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает: 
          
             
            достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
  
             
            выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков;
  
             
            организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  
             
            участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  
             
            использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  
             
            возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
  
             
            включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
  
             
            ГБОУ лицей №419 знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
  
             
            с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении;
  
             
            с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
  
             
            Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и ГБОУ лицеем №419 договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
  
            
          Основные направления работы лицея 
          
             
            Для реализации поставленных целей, выделены основные направления, которые должны обеспечить:
  
             
            Коммуникативную компетенцию, языковую компетенцию, читательскую компетенцию:
  
             
            - знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирования навыков читательской деятельности, культуры устной и письменной речи; формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.
  
             
            Математические компетенции:
  
             
            - это основа для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.
  
             
            Взаимодействие: человек и природа; человек и общество; человек и родная страна:
  
             
            - интеграция знаний о природе, обществе и человека, их взаимодействия и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нём человека;
  
             
            - формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитие интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны.
  
             
            Трудовую деятельность человека:
  
             
            - осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда; формирование трудовых умений и навыков, необходимых для разных видов труда, воспитание интереса и желания трудиться.
  
             
            Искусство в жизни человека и общества:
  
             
            - формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.
  
             
            Здоровый образ жизни:
  
             
            - ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.
  
            
          Данная образовательная программа предназначена удовлетворить потребности: 
           
          - ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету; 
           
          - родителей – в получении их ребёнком знаний и умений, востребованных в жизни; 
           
          - Санкт – Петербурга – в сохранении традиций города – крупнейшего научного и культурного центра, центра выдающихся достижений культуры и науки. 
           
          Образовательная программа предназначена: 
           
          -для учащихся 1-4 классов (возраст 6,5-11 лет) не имеющих медицинских противопоказаний для обучения в 1-м классе и рассчитана на любой уровень школьной зрелости. 
           
          Программа ориентирована на учащихся 1-4 групп здоровья. 
           
          1 классы-УМК «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века» 
           
          2 классы- УМК «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века» 
           
          3 классы- УМК «Перспективная начальная школа», Начальная школа 21 века» 
           
          4 классы- УМК «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века» 
           
          На базе лицея открыты 4 группы продленн6ого дня для 1-4 классов. 
           
          Организация приема в 1-е классы. 
           
          В первый класс принимаются дети в возрасте 6,5-7 лет. 
           
          Приём граждан в 1-е классы лицея проводится в заявительном порядке. 
           
          Сроки приёма заявлений в 1-й класс устанавливаются региональными распорядительными актами. 
           
          Приём документов в 1-й класс осуществляет приёмная комиссия, председателем которой является директор лицея. 
           
          Для приёма ребёнка в образовательное учреждение родитель (законный представитель) подаёт заявление в МФЦ или на портал Петербургское образование, к которому прилагаются следующие документы: 
           
          - копия свидетельства о рождении; 
           
          - справка о регистрации ребёнка в Санкт-Петербурге. 
           
          Заявления регистрируются на Петербургском образовательном портале, где автоматически формируется электронная очередь. 
           
          Образовательное учреждение отправляет электронные приглашения заявителя и осуществляет прием учащихся в соответствии с Правилами приема в 1 класс ГБОУ лицея № 419 на основании нормативных документов http://www.419spb.ru/index.php?about=60 
           
          Количество классов и их наполняемость устанавливаются лицеем по согласованию с учредителем в пределах квот, установленных лицензией на право ведения образовательной деятельности. 
           
          Администрация лицея при приёме заявления обязана ознакомиться с документом, удостоверяющем личность заявителя, для установления факта родственных отношений и полномочий законного представителя. 
           
          Зачисление в лицей оформляется приказом директора лицея по мере комплектования классов в соответствии с регламентом, установленным Правилами приёма, но не позднее 1 сентября текущего года, и доводится до сведения родителей (законных представителей). 
           
          Продолжительность обучения: 4 года 
           
          Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы: 
          
             
            Компетентностный подход – способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решений в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
  
             
            Проблемно- ориентированное развивающее образование
  
             
            Личностно -ориентированное развивающее образование
  
             
            Вариативное- развивающее образование
  
             
            Контекстный подход – основа образовательного процесса, реализуемого в рамках кросс-культурного контекста.
  
             
            Системно-деятельностный подход
  
            
           
           1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной  образовательной программы 
           
          Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. 
           
          Планируемые результаты: 
          
             
            обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, 
            образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
  
             
            являются содержательной и критериальной основой программ учебных предметов, курсов, учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  
            
          В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых результатов характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. 
           
          Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями  – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. 
           
          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся: 
          
             
            личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  
             
            метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  
             
            предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 
  
            
           
          Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 
          
            
            
            
               
              Требования ФГОС
  | 
               
              Достижение требований
  | 
             
            
               
              Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
  | 
               
              Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? 
               
              Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.
  | 
             
            
               
              Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  | 
               
              Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
  | 
             
            
               
              Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
  | 
               
              Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
  | 
             
            
               
              Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
  | 
               
              Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…
  | 
             
            
               
              Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  | 
               
              Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
  | 
             
            
               
              Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
  | 
               
              Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
  | 
             
            
               
              Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  | 
               
              Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…
  | 
             
            
               
              Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  | 
               
              Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. 
               
              Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…
  | 
             
            
               
              Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  | 
               
              Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
  | 
             
            
               
              Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
  | 
               
              Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
  | 
             
            
           
         |