Пленарное заседание 
              
  | 
            
            
               
              Васильев Н. Л. Русский язык на рандеву с миром ……………………………...
  | 
               
              10
  | 
            
            
               
              Лихачев С. В. Полиязыковые тексты в информационном пространстве города
  | 
               
              15
  | 
            
            
               
              Скворцов К. В. Современный культурно-образовательный процесс …………
  | 
               
              24
  | 
            
            
               
               
              Секция № 1. 
               
              Русский язык и межкультурная коммуникация 
              
  | 
            
            
               
              Бикбаева Л. К. Русский язык в межнациональном общении …………………..
  | 
               
              28
  | 
            
            
               
              Борисова Л. В., Иванова А. М. Тематическая группа «Металлы» в языковой картине мира (русско-чувашские параллели) …………………………………….
  | 
               
               
              33
  | 
            
            
               
              Затагина Т. В. Функционирование русского языка в малых социальных группах: речевое общение в семье (на материале социологического исследования) ………………………………………………………………...........
  | 
               
               
               
              39
  | 
            
            
               
              Иванова Л. И. Карельские мифологические персонажи, олицетворяющие праздники и болезни: к вопросу о переводе названий ………………………….
  | 
               
               
              44
  | 
            
            
               
              Кузнецова Т. Н., Трукова А. И. Особенности перевода немецких реалий на русский язык ……………………………………………………………………….
  | 
               
               
              49
  | 
            
            
               
              Лихачева Т. С. Принципы использования международной научной терминологии в учебном процессе на русском языке. На материале естественных наук…………………………………………………………………..
  | 
               
               
               
              54
  | 
            
            
               
              Нагурная С. В. Роль русских заимствований в создании лексикона новописьменного карельского языка ……………………………………………...
  | 
               
               
              60
  | 
            
            
               
              Нестерова Н. А. Особенности функционирования союзов когда, раз в сложноподчиненных предложениях с условными придаточными в рассказах В. М. Шукшина …………………………………………………………………….
  | 
               
               
               
              66
  | 
            
            
               
              Старикова И. А. Как мы строим пространство своего общения?......................
  | 
               
              71
  | 
            
            
               
              Сысоева Д. Л. Структурные типы пословиц и поговорок русского языка…….
  | 
               
              75
  | 
            
            
               
              Фенеши Н. А. Язык. Театр. Союз ……………………………………………….
  | 
               
              78
  | 
            
            
               
              Фролова Н. М. Издания lifestyle: формирование стиля жизни (по страницам журнала Esquire)…………………………………………………………………….
  | 
               
              81
  | 
            
            
               
              Шигуров В. В. Вводно-модальные слова на базе кратких прилагательных, наречий и предикативов ……………………………………………………………
  | 
               
              86
  | 
            
            
               
               
              Секция № 2. 
               
              Методика преподавания русского языка 
               
              как родного/неродного и иностранного в поликультурном образовательном пространстве 
              
  | 
            
            
               
              Ассуирова Л. В., Хаймович Л. В. Обучение русскому языку как неродному на основе концептов ……………………………………………………………….
  | 
               
               
              94
  | 
            
            
               
              Бабина С. А. Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством этимологического комментирования ………………………………
  | 
               
               
              103
  | 
            
            
               
              Бакина И. Н. Использование советской и российской мультипликации на занятиях по русскому языку как иностранному …………………………………
  | 
               
               
              106
  | 
            
            
               
              Белоглазова Е. В. Организация пропедевтической работы по изучению частей речи в 1 классе (на примере программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого) ….
  | 
               
               
              110
  | 
            
            
               
              Белоусова В. И. Использование фонетических средств выразительности для совершенствования произносительно-слуховой культуры у младших школьников …………………………………………………………………………
  | 
               
               
               
              118
  | 
            
            
               
              Богданов М. С. Особенности формирования представлений о русской языковой картине мира на уроках русского языка в начальной школе …………
  | 
               
               
              124
  | 
            
            
               
              Богдашкина С. В., Терентьева Т. В. Технология коммуникативного обучения неродному языку ……………………………………………………………………
  | 
               
               
              132
  | 
            
            
               
              Владимирова С. М. Аудиовизуальные средства обучения РКИ: основные этапы работы ……………………………………………………………………….
  | 
               
               
              136
  | 
            
            
               
              Дрянгина Е. А. Использование текстов песен при работе с коммуникативными качествами речи на занятиях по русскому языку и культуре речи ……………………………………………………………………….
  | 
               
               
               
              141
  | 
            
            
               
              Зиновьева Т. И. Совершенствование звуковой стороны речи учащихся в условиях многоязычия современной начальной школы …………………………
  | 
               
               
              146
  | 
            
            
               
              Зюкина З. С. Формы организации учебной деятельности студентов-иностранцев ………………………………………………………………………...
  | 
               
               
              154
  | 
            
            
               
              Игнатьева Е. А., Анисимова И. Н. Языковая подготовка студентов-иностранцев медицинских специальностей как фактор повышения эффективности их профессиональной адаптации ………………………………..
  | 
               
               
               
              159
  | 
            
            
               
              Кибардина М. П., Юеси Ван. Критерии и показатели освоения диалогических единств при изучении русского языка как иностранного ………
  | 
               
               
              165
  | 
            
            
               
              Кожемякова Е. А., Кузьмин И. В. Дистанционная подготовка к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законадательства РФ……………………………………………………………….
  | 
               
               
               
              169
  | 
            
            
               
              Кожемякова Е. А., Петухова М. Е., Симулина И. А. Разработка учебно-методических комплексов с региональным компонентом в практике преподавания русского языка как иностранного……………………………….
  | 
               
               
               
              175
  | 
            
            
               
              Костицына Н. А. Структура печатных текстов поздравительных открыток ….
  | 
               
              181
  | 
            
            
               
              Окунева С. А. Возможности использования стратегий смыслового чтения при обучении иностранных студентов …………………………………………………
  | 
               
               
              187
  | 
            
            
               
              Павлова Т. Н. Презентация сравнительной степени прилагательных в португалоговорящей аудитории (методическая разработка урока) ……………
  | 
               
               
              191
  | 
            
            
               
              Слесарева Ю. А. Диагностика уровня представлений иностранных студентов о русском речевом жанре «поздравление»: констатирующий срез …………….
  | 
               
               
              197
  | 
            
            
               
              Суслова Л. С., Хасанова Е. В., Замятина Н. А. Использование возможностей GOOGLE сервисов в урочной и внеурочной деятельности на примере интернет-проекта «Бессмысленный и беспощадный… Крестьянский бунт в литературном и историческом творчестве А. С. Пушкина» …………………….
  | 
               
               
              200
  | 
            
            
               
              Титова В. В. Система работы по подготовке к итоговой аттестации обучающихся, для которых русский язык является неродным …………………
  | 
               
               
              204
  | 
            
            
               
              Федорова Ю. В. Формы обучения русскому языку в многонациональном классе ……………………………………………………………………………….
  | 
               
               
              208
  | 
            
            
               
              Филиппова О. В. Дидактические возможности мультимедиа в развитии коммуникативной личности будущего преподавателя РКИ…………………….
  | 
               
               
              211
  | 
            
            
               
              Юрина Н. Г. Русская загадка как дидактическое средство на уроках РКИ …..
  | 
               
              216
  | 
            
            
               
               
              Секция № 3. 
               
              Русский язык в национальном информационном пространстве: особенности функционирования 
              
  | 
            
            
               
              Байбатырова Н. М. Печатные СМИ в полиэтническом пространстве астраханского региона ……………………………………………………………..
  | 
               
               
              224
  | 
            
            
               
              Богдашкина С. В., Терентьева Т. В. Языковая картина мира и ее фразеологическая репрезентация в разноструктурных языках …………………
  | 
               
               
              229
  | 
            
            
               
              Бузыкина О. В. Фотографический контент народных традиций мордвы на страницах интернета ……………………………………………………………….
  | 
               
               
              232
  | 
            
            
               
              Воронькова Е. Р. Современные языковые процессе 
               
              в информационном пространстве (на примере рекламных текстов)…………….
  | 
               
               
              236
  | 
            
            
               
              Киржаева В. П., Осовский О. Е. Эпизод из истории педагогической журналистики российской эмиграции «первой волны»: публицистика Н. А. Ганца ………………………………………………………………………………..
  | 
               
               
               
              240
  | 
            
            
               
              Мишанин Ю. А. Российские журналы XIX века как важный источник изучения этнокультуры мордвы…………………………………………………..
  | 
               
               
              247
  | 
            
            
               
              Моштылева Е. С. Судебно-лингвистическое исследование признаков противоправной пропаганды в художественном тексте …………………………
  | 
               
               
              252
  | 
            
            
               
              Пыреськина Е. М. Переводческий процесс в межкультурной коммуникации… 
  | 
               
              257
  | 
            
            
               
              Пыреськина Е. М., Янченко Н. С. Роль этнических средств массовой информации в сохранении и развитии народной культуры ……………………..
  | 
               
               
              261
  | 
            
            
               
              Чиженкова А. С. Районная газета в информационном пространстве Мордовии: языковой аспект ……………………………………………………….
  | 
               
               
              265
  | 
            
            
               
               
              Секция № 4. 
               
              Русский язык: история, диалекты, современность 
              
  | 
            
            
               
              Акимова Э. Н. Функционирование старославянизмов в произведениях В. В. Маяковского ………………………………………………………………………..
  | 
               
               
              268
  | 
            
            
               
              Бабина С. А. Функционирование индивидуально-авторских новообразований в эпистолярном наследии П. А. Вяземского ………………………………………
  | 
               
               
              275
  | 
            
            
               
              Водясова Л. П. Описание как один из функционально-смысловых типов речи (текста) в романе К. Г. Абрамова «Лес шуметь не перестал» ………………….
  | 
               
               
              279
  | 
            
            
               
              Горбунова Л. Г. Присоединение как средство диалогизации публицистического текста…………………………………………………………
  | 
               
               
              287
  | 
            
            
               
              Грузнова И. Б. Многочленные сложные предложения: грамматические особенности и функционирование (на материале романа Б. Акунина «Азазель»)…………………………………………………………………………...
  | 
               
               
               
              292
  | 
            
            
               
              Гусева А. А. Особенности функционирования заимствованной лексики в современном русском языке ………………………………………………………
  | 
               
               
              300
  | 
            
            
               
              Денисова Л. Н. Семантика элементов жилого пространства в русских говорах Республики Мордовия …………………………………………………………….
  | 
               
               
              308
  | 
            
            
               
              Ершова Н. И. Словообразовательные особенности названий построек и их частей в русских говорах Мордовии ………………………………………………
  | 
               
               
              312
  | 
            
            
               
              Жансугурова Х. М. Семантическая трансформация слов в современном газетном тексте ……………………………………………………………………..
  | 
               
               
              320
  | 
            
            
               
              Захарова М. В. Кризис литературного языка как ключевой этап его эволюции
  | 
               
              324
  | 
            
            
               
              Иванова С. А. Ключевые слова Жития и челобитных 
               
              протопопа Аввакума ……………………………………………………………….
  | 
               
               
              330
  | 
            
            
               
              Кибардина М. П., Хунцяо Юй. Степени сравнения прилагательных, наречий, категории состояния в рассказах В. Драгунского ……………………………….
  | 
               
               
              341
  | 
            
            
               
              Крюкова Е. А. Язык интернета как феномен современности ………………….
  | 
               
              344
  | 
            
            
               
              Лемов А. В., Сечнев С. А. Изменение семантического объема заимствованной лексемы в процессе ее функционирования в русском языке ……………………
  | 
               
               
              351
  | 
            
            
               
              Ломакина О. П. Современные заимствования из французского и немецкого языков в русском языке ……………………………………………………………
  | 
               
               
              356
  | 
            
            
               
              Мочалова Т. И., Нарбикова Г. Р. Способы номинации природных географических объектов в русских говорах Республики Мордовия…………... 
  | 
               
               
              361
  | 
            
            
               
              Никитина А. Ю., Петрова О. А. Пословичное выражение в структуре языковой личности политического деятеля XVIII века …………………………
  | 
               
               
              366
  | 
            
            
               
              Носов И. С. Ядерная и периферийная лексика поля «убить» в древнерусском языке (на материале Русской правды, договоров Руси с Византией и Повести временных лет) ……………………………………………………………………..
  | 
               
               
               
              372
  | 
            
            
               
              Пискунова А. А. Неунифицированные формы кратких причастий в сочинении Григория Котошихина (середина XVII века) …………………………………….
  | 
               
               
              380
  | 
            
            
               
              Попова С. В. Происхождение топонимов в экосистеме Мордовии …………….
  | 
               
              386
  | 
            
            
               
              Светлова О. Ю., Сюй Чэнь. Сложные прилагательные со значением цвета в романе В. Набокова «Дар» ………………………………………………………..
  | 
               
               
              391
  | 
            
            
               
              Сысоева Д. Л. Структурные типы пословиц и поговорок русского языка……
  | 
               
              395
  | 
            
            
               
              Тюрина С. О. Изучение диалектов на уроках русского языка как реализация идей поликультурного образования ………………………………………………
  | 
               
               
              398
  | 
            
            
               
              Урманчеева И. С. Художественные особенности кратких и полных конструктивных вариантов фразеологических единиц (на примере общерусских и печорских оборотов) ……………………………………………..
  | 
               
               
               
              407
  | 
            
            
               
              Шитова С. Г. Развитие языка в три исторические эпохи имянаречения………
  | 
               
              411
  | 
            
            
               
               
              Секция № 5. 
               
              Взаимодействие русской и родной (нерусской) литератур в межкультурной коммуникации 
              
  | 
            
            
               
              Акимова Т. И. «Галантный диалог» как авторская стратегия в русскоязычных текстах Екатерины II ……………………………………………………………….
  | 
               
               
              416
  | 
            
            
               
              Антонов Ю. Г. Русскоязычная драматургия Мордовии (на примере творчества А. Терешкина) ………………………………………………………………………
  | 
               
               
              422
  | 
            
            
               
              Антонова В. И., Голяков А. Н. Авторское осмысление природы в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя» ………………………………………………………..
  | 
               
               
              427
  | 
            
            
               
              Арекеева С. Т. Тема войны в творчестве удмуртского писателя-фронтовика И. Г. Гаврилова в контексте русской военной прозы ………………………………
  | 
               
               
              431
  | 
            
            
               
              Бакула В. Б. Межкультурное взаимодействие русской и саамской литератур в переводах …………………………………………………………………………..
  | 
               
               
              437
  | 
            
            
               
              Борисова Ю. В. Особенности русскоязычных пьес А. Пудина (на примере драм «Рубеж» и «Михаил Девятаев. Последний круг над адом») ………………
  | 
               
               
              446
  | 
            
            
               
              Булычева А. А. Особенности работы библиотек по взаимодействию русской и мордовской литератур в межкультурной коммуникации региона ……………
  | 
               
               
              453
  | 
            
            
               
              Ваганова Е. Н. Национально-культурная специфика русских и мордовских пословиц и поговорок о здоровье …………………………………………………
  | 
               
               
              461
  | 
            
            
               
              Герасимова В. Ф. Диалог культур на уроках русской литературы …………….
  | 
               
              466
  | 
            
            
               
              Голованова Н. Ф. Сюжеты мордовских народных баллад ………………………..
  | 
               
              471
  | 
            
            
               
              Гудкова С. П. Проблемно-тематическое своеобразие поэзии С. Завьялова (на материале сборника «Советские кантаты») ……………………………………….
  | 
               
               
              475
  | 
            
            
               
              Дарченкова Ю. О. Стихи Александра Блока, Якоба Тегенгрена и Сакариаса Топелиуса. Поэтический космос обыденной жизни ……………………………..
  | 
               
               
              482
  | 
            
            
               
              Демин В. И. Билингвизм лирики Николая Ишуткина: специфика, художественный мир ………………………………………………………………
  | 
               
               
              490
  | 
            
            
               
              Джиоева А. Т. Жанр семейного романа в восприятии М. М. Бахтина …………
  | 
               
              497
  | 
            
            
               
              Ельцова Е. В. Русская поэзия в творчестве коми писателя В. Т. Чисталева …
  | 
               
              502
  | 
            
            
               
              Жигулина Н. А. Традиционные блюда русской кухни «каша» и «няня» в языке поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» …………………………………………….
  | 
               
               
              508
  | 
            
            
               
              Зайцева Т. И., Разина Ю. Н. Традиции русской литературы в творчестве удмуртского детского писателя Г. Ходырева …………………………………….
  | 
               
               
              513
  | 
            
            
               
              Иванова И. К. О некоторых аспектах рецепции С. Есенина и А. Блока в творчестве П. Хузангая …………………………………………………………….
  | 
               
               
              519
  | 
            
            
               
              Казеева Е. А. Творчество В. В. Вересаева в осмыслении Ф. Д. Крюкова (на материале рукописного журнала «Школьные досуги») …………………………
  | 
               
               
              523
  | 
            
            
               
              Канарская Е. И. Элементы фольклорной традиции в образной системе «гоголевских» пьес Н. В. Коляды («Старосветские помещики», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Коробочка», «Мертвые души») ……….
  | 
               
               
               
              529
  | 
            
            
               
              Кириллова И. Ю. Нравственно-этические искания и изображение современной действительности в драматургии Бориса Чиндыкова …………….
  | 
               
               
              534
  | 
            
            
               
              Киркина Е. Н. Мордовская эпическая поэма как специфический жанр национальной литературы …………………………………………………………
  | 
               
               
              541
  | 
            
            
               
              Левина Н. Н., Харитонова Е. Д. Современная мордовская лирическая повесть: пути художественных решений ……………………………………….
  | 
               
               
              545
  | 
            
            
               
              Остапова Е. В. О переводе произведений А. С. Пушкина на коми язык ………..
  | 
               
              550
  | 
            
            
               
              Осьмухина О. Ю., Сипрова А. А. Фольклорный мотив оборотничества в прозе В. Пелевина ………………………………………………………………….
  | 
               
               
              556
  | 
            
            
               
              Пивкина Е. В. Художественное своеобразие жанра баллады в творчестве С. Юлиной («старое имение»)…………………………………………………………
  | 
               
               
              563
  | 
            
            
               
              Пьянзина И. В., Волгапова А. Н. Поэзия М. И. Малькиной в критическом осмыслении Е. И. Азыркиной……………………………………………………..
  | 
               
               
              568
  | 
            
            
               
              Пьянзина И. В., Волгапова А. Н. М. А. Бебан – основоположник жанра басни в мордовской литературе (по статье М. И. Малькиной «Кенди медень таньф (Поэтикась Бебанонь басняса»)) ………………………………………………….
  | 
               
               
               
              572
  | 
            
            
               
              Сайфудинова Р. Р., Захарова Е. В. Соотношение острословия и балагурства: приемы языковой игры в «Пьесах для любимого театра» Н. Коляды………….
  | 
               
               
              577
  | 
            
            
               
              Соколова П. А. Образы финно-угорских народов в произведениях русской литературы ………………………………………………………………………….
  | 
               
               
              581
  | 
            
            
               
              Степанова М. А. Использование этнокультурного компонента на уроках литературы и во внеурочное время……………………………………………….
  | 
               
               
              587
  | 
            
            
               
              Суслова Л. С., Хасанова Е. В. Сетевой интернет-проект «Бессмысленный и беспощадный…» история крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева в литературном и историческом творчестве А. С. Пушкина»………..
  | 
               
               
               
              590
  | 
            
            
               
              Талалаева Е. Н. Жанровое своеобразие книги стихов К. Тангалычева «Век жестяной»…………………………………………………………………………..
  | 
               
               
              593
  | 
            
            
               
              Танасейчук А. Б. Рассказ Дж. Лондона «Вкус мяса»: к проблеме адекватного перевода …………………………………………………………………………….
  | 
               
               
              597
  | 
            
            
               
              Тростина М. А. Русский фольклор Мордовии: к проблеме изучения…………...
  | 
               
              601
  | 
            
            
               
              Чертоусова С. В. Отражение реалий как репрезентантов русской культуры в переводах рассказов Л. Н. Толстого на испанский язык…………………………
  | 
               
               
              606
  | 
            
            
               
              Чикина Н. В. Русскоязычный вепсский прозаик Василий Пулькин …………..
  | 
               
              612
  | 
            
            
               
              Шеянова С. В. К вопросу типологии женских образов в современном мордовском романе ……………………………………………………………….
  | 
               
               
              617
  | 
            
            
               
              Янина П. Е. Трансформация образа «лишнего человека» в русской литературе последней трети XIX века (на материале романов Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» и М. Горького «Фома Гордеев») ……………………
  | 
               
               
               
              622
  | 
            
            
               
               
              Секция № 6. 
               
              Методика преподавания родных языков 
               
              в исконной и инонациональной среде 
              
  | 
            
            
               
              Кабаева Н. Ф. Преподавание мордовских языков в инонациональной среде (на примере МГУ им. Н. П. Огарева) …………………………………………………
  | 
               
               
              629
  | 
            
            
               
              Кулакова Н. А., Петрусевич Э. А., Яшина А. Р. Калькированные фразеологические единицы, функционирующие в мокшанском языке и говорах исследуемой территории …………………………………………….....................
  | 
               
               
               
              634
  | 
            
            
               
              Петухова Т. Н., Щемерова Н. Н. Из опыта работы экспериментальной площадки «Языковое погружение как эффективная технология обучения дошкольников эрзянскому языку (Языковое гнездо)» …………………………..
  | 
               
               
               
              638
  | 
            
            
               
              Рогожина В. Ф. Использование компьютерных компьютерных технологий в изучении лексики мокшанского языка в инонациональной среде ………………
  | 
               
               
              646
  | 
            
            
               
              Сагидуллина Л. Р. Родной (татарский) язык в образовательном пространстве Республики Башкортостан: социолингвистический и лингвокультурный аспекты ……………………………………………………………………………
  | 
               
               
               
              651
  | 
            
            
               
              Седова П. Е. Дидактическая игра как средство формирования лингвистических знаний на уроках мокшанского языка…………………………………………….
  | 
               
               
              656
  | 
            
            
               
              Щемерова Н. Н. Особенности усвоения детьми эрзянской национальности синтаксической стороны русского языка …………………………………………
  | 
               
               
              664
  |