  
            
          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
           
          учреждение детский сад № 14 
           
          Московская область, Красногорский район, г.п. Нахабино, ул. Парковая д. 6 А, 
           
          тел./факс 566-25-91; oduvanchik.sad@yandex.ru 
           
           
          Рабочая    программа 
           
           второй младшей группы 
          дошкольного образования 
           
          муниципального бюджетного дошкольного 
           
          образовательного учреждения 
           
          детского сада №14 
           
          Воспитатель Покутняя Н. П. 
           
           
          Нахабино 
           
          2016 
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          
            
            
            
            
               
              1.
  | 
               
              Целевой раздел___________________________________________________________
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.1.
  | 
               
              Пояснительная записка____________________________________________________
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.1.1.
  | 
               
              Цели и задачи Программы_______________________________________________
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              1.1.2.
  | 
               
              Принципы и подходы к формированию Программы____________________
  | 
               
              8
  | 
             
            
               
              1.1.3.
  | 
               
              Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              1.2.
  | 
               
              Планируемые результаты__________________________________________________
  | 
               
              17
  | 
             
            
               
              1.3.
  | 
               
              Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе______________________________________________________________________
  | 
               
               
              17
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Содержательный раздел___________________________________________________
  | 
               
              18
  | 
             
            
               
              2.1.
  | 
               
              Общие положения________________________________________________________
  | 
               
              18
  | 
             
            
               
              2.2.
  | 
               
              Описание деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях_______________________________
  | 
               
               
              18
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Социально-коммуникативное развитие______________________________________
  | 
               
              18
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Познавательное развитие______________________________________________
  | 
               
              29
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Речевое развитие_________________________________________________________
  | 
               
              38
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Художественно-эстетическое развитие__________________________________
  | 
               
              45
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Физическое развитие______________________________________________________
  | 
               
              52
  | 
             
            
               
              2.2.3.
  | 
               
              Формы, способы, методы и средства реализации программы____________________
  | 
               
              58
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Комплексно -тематическое планирование____________________________________
  | 
               
              67
  | 
             
            
               
              2.3.
  | 
               
              Взаимодействие взрослых с детьми_________________________________________
  | 
               
              73
  | 
             
            
               
              2.4.
  | 
               
              Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников_____________________________________________________________________
  | 
               
               
              74
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
  | 
               
              79
  | 
             
            
               
              2.5.
  | 
               
              Программа коррекционной работы с детьми_________________________________
  | 
               
              80
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Организационный раздел__________________________________________________
  | 
               
              83
  | 
             
            
               
              3.1.
  | 
               
              Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка______________________________________________________________________
  | 
               
              83
  | 
             
            
               
              3.2.
  | 
               
              Материально-техническое обеспечение Программы____________________________
  | 
               
              83
  | 
             
            
               
              3.3.
  | 
               
              Организация развивающей предметно-пространственной среды_________________
  | 
               
              92
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Методическое обеспечение программы______________________________________
  | 
               
              93
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3.4.
  | 
               
              Режим и распорядок______________________________________________________
  | 
               
              99
  | 
             
            
               
              3.5.
  | 
               
              Планирование образовательной деятельности_________________________________
  | 
               
              106
  | 
             
            
               
              3.6.
  | 
               
              Особенности традиционных событий________________________________________
  | 
               
              107
  | 
             
            
               
              3.7.
  | 
               
              Перечень нормативных и нормативно-методических документов________________
  | 
               
              109
  | 
             
            
           
          
             
            ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  
            
           
           
           
          Ведущими целями инновационной рабочей программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
           
          Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 
           
          Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют: 
           
          • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии 
           
          каждого ребенка; 
           
          • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными, 
           
          стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
           
          • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция 
           
          в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 
           
          • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 
           
          • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 
           
          • уважительное отношение к результатам детского творчества; 
           
          • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; 
           
          • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей 
           
          умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, 
           
          обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. 
           
          Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка*. 
           
          Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по данной программе, полагаясь на методические рекомендации к ней. 
           
          Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа) 
           
          Ребенок 3-4 лет ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевается, ест и т.п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться с ним игрушками. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции. 
           
          1.1.1. Цель и задачи программы 
           
          Цель реализации программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: 
           
          Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 
           
          Программа направлена на: 
           
           создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 
           
            создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 
           
          Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 
           
          1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 
           
          2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 
           
          3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 
           
          4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 
           
          5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 
           
          6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 
           
          7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 
           
          8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 
           
          9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 
           
           
          уважение к традиционным ценностям Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: 
          
             
            активная жизненная позиция;
  
             
            творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
  
             
            патриотизм;
  
             
            уважение к традиционным ценностям.
  
            
           
          Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской 
           
          деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной и др.), музыкально-художественной, чтения. 
           
          Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. 
           
           
          1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 
           
          В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 
           
          Принцип развивающего образования 
           
          Главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л.С. Выготским: обучение ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта). Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка. 
          Принцип научной обоснованности и практической применимости 
           
          Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования. Отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей. 
           
          Принцип интеграции 
           
          Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и учитывает такие положения: 
           
          - поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л.С. Выготский); 
           
          - «схватывание целого раньше частей позволяет ребенку „сразу", интегрально видеть предметы глазами всех людей...» (В.В. Давыдов); 
           
          - «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В.В. Давыдов, |В.Т. Кудрявцев). 
           
          Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Принцип интеграции реализуется: 
           
          - через интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей); 
           
          - интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста; 
           
          - интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию. 
          Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса 
           
          В основе этого принципа лежит объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. 
           
          Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса тесно взаимосвязана с интеграцией детских деятельностей. 
          Принцип адаптивности 
           
          Данный принцип реализуется через адаптивность предметно-развивающей среды каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие; адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру. 
          Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития 
           
          детей 
           
          Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования. 
           
          Программа построена с учетом основных принципов дошкольного образования, таких как: 
           
          1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 
           
          2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 
           
          3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 
           
          4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 
           
          5. Сотрудничество ДОУ с семьей. 
           
          6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 
           
          7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 
           
          8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 
           
          9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
         |