      ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» 
           
           
          Методическая разработка для студентов 
           
          Сборник заданий 
           
          тема: «Наследственные заболевания обмена» 
           
          Специальность 
           
          31.02.03 «Лабораторная диагностика» 
           
          31.02.02 «Акушерское дело» 
           
           
          Самара 2016 
          
            
            
            
               
              Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Лечебно-акушерское дело» 
               
              Протокол № от /2016_____. 
               
              Председатель ЦМК / Манелис Н.М. 
              
  | 
               
              Утверждено 
               
              Протокол № от 2016_____. 
               
              Зам директора по МР 
               
              Жилякова О.И.
  | 
             
            
           
           
          Разработчики: 
           
          Иванова Т.А. – преподаватель медицинской генетики 
           
          Бакай О.В. – преподаватель педиатрии 
           
           
          Пояснительная записка 
           
          Современный каталог болезней включает более 6000 наследственных заболеваний. Среди них заметное место занимают наследственные болезни обмена веществ (800), которые, как правило, имеют тяжёлые проявления, часто ведут к ранней инвалидизации детей. Для некоторых наследственных болезней обмена веществ разработаны эффективные методы диагностики, а при ряде заболеваний - и лечения. В связи с этим массовое обследование детей в период новорождённости на наследственную патологию имеет большое значение для раннего выявления этих болезней, своевременного лечения, профилактики инвалидности и развития тяжёлых клинических последствий, а также снижения летальности. 
           
          Уважаемый студент! Предлагаемая методическая разработка предназначена для углубления, закрепления и систематизации Ваших знаний по теме «Наследственные заболевания». 
           
          Использование методической разработки поможет Вам расширить знания по диагностике, клинической картине, прогнозу, лечению и уходу за пациентами при аутосомно-рецессивных заболеваниях обмена; научит Вас правильно оценивать результаты неонатального скрининга. 
           
          Задания могут быть использованы для внеаудиторной работы. В каждом задании сформулированы цели, приведена инструкция, которые помогут Вам в самостоятельной работе. 
           
          В разработке предлагаются следующие формы заданий: выполнение алгоритма и его обоснование, заполнение таблиц, тесты различного уровня сложности, задания – рисунки, кроссворд, ребус. Выполнение данных заданий способствует хорошему усвоению материала дисциплины, поможет учиться с интересом, проявить свои творческие способности. 
           
          По окончании работы Вы можете проверить правильность Ваших ответов в разделе «Эталон ответов». 
           
          Задание № 1. 
           
          Цель: 
           
          - повторить пройденный материал по теме. 
           
          Уважаемый студент! 
          
             
            Заполните схему образования рецессивной гомозиготы.
  
             
            Укажите в процентном соотношении вероятность рождения больных и здоровых детей.
  
            
            
           
          Задание № 2. «Глоссарий» 
          Цель: 
           
          - повторить и закрепить материал по теме; 
           
          - освоить новую медицинскую терминологию. 
          Уважаемый студент! 
           
          Дайте определение следующим понятиям: 
           
          «доминантный признак» -_____________________________________________ 
           
          «рецессивный признак» - _____________________________________________ 
           
          «аутосомный ген»- ___________________________________________________ 
           
          «гетеросомный ген»- _________________________________________________ 
           
          «ранний неонатальный период» -_______________________________________ 
           
          «скрининг»- ________________________________________________________ 
           
          «неонатальный скрининг» _____________________________________________ 
           
           
          Задание № 3. «Нормативные документы» 
          Цель: медицинский работник должен знать нормативную документацию, регламентирующую его работу. 
          Уважаемый студент! 
           
          Укажите нормативные документы, регламентирующие проведение неонатального скрининга: 
          
             
            
  
             
            
  
            
          Задание № 4. «Ромашка» 
          Цель: освоить медицинскую терминологию. 
          Уважаемый студент! 
          
             
            Впишите в лепестки заболевания, которые выявляются неонатальным скринингом.
  
            
           
          Задание № 5. «Верно – неверно» 
          Цель: 
           
          - приобрести навыки работы со справочной и специальной литературой; 
           
          - повторить и закрепить материал по теме; 
           
          - освоить материал по этиологии, клинике, диагностике и лечению заболеваний обмена. 
          Уважаемый студент! 
           
          Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если Вы считаете, что оно верно, поставьте букву «В», если нет – букву «Н», и поясните, почему вы так считаете. 
          
            
            
            
            
               
              Утверждение
  | 
               
              В - Н
  | 
               
              Пояснение
  | 
             
            
               
              При ФКУ содержание фенилаланина в крови снижается
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              ФКУ клинически можно выявить в первые дни жизни ребенка
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              У большинства детей, страдающих ФКУ, светлые волосы и голубая радужная оболочка
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                 
                При врожденном гипотиреозе происходит повышенная выработка тиреоидных гормонов 
               | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              У детей с врожденным гипотиреозом после 5–6-го мес. жизни идет задержка психомоторного, физического развития
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              При врожденном гипотиреозе назначают лечение препаратами левотироксина натрия не позднее первого месяца жизни
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Патогенез поражения отдельных органов и систем при муковисцидозе связан с выделением слизеобразуюшими железами секрета повышенной вязкости
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Органами - мишенями при муковисцидозе являются почки, селезенка, глаза, легкие, поджелудочная железа
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              У детей, страдающих муковисцидозом, отмечается повышенная масса тела
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Для муковисцидоза характерна мекониальная кишечная непроходимость, при которой вязкий меконий закупоривает просвет кишок
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Мекониальная кишечная непроходимость выявляется на 10 сутки жизни отказом от груди, рвотой, вздутием живота, задержкой стула, газов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Для постановки диагноза муковисцидоза исследуют пот пациента
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Больным с муковисцидозом показана низкокалорийная диета, ограничение физических нагрузок и уменьшение дозы лекарственных препаратов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              При АГС снижается функция поджелудочной железы
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              При АГС могут неправильно определить пол ребенка
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              У девочек с АГС наблюдают врождённые изменения наружных половых органов (пенисообразный клитор, урогенитальный синус, мошонкообразные большие половые губы)
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              При АГС пожизненно назначают заместительную терапию глюкокартикоидами
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              При галактоземии дети получают пищу, лишенную галактозы
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Задание № 6. «Алгоритм неонатального скрининга» 
           
          Цель: 
           
          - осмыслить и запомнить действия медицинского работника при проведении неонатального скрининга; 
           
          - осознать важность правильного заполнения документации и транспортировки материала. 
           
          Уважаемый студент! 
           
          Вам предложен алгоритм проведения неонатального скрининга. Внимательно изучите его. Вам предстоит заполнить графу «Обоснование», объясняя необходимость выполнения конкретного действия. 
           
          Выполнение задания, с одной стороны, даст Вам возможность изучить алгоритм выполнения действия, что позволит быстрее освоить методику проведения неонатального скрининга. С другой стороны, в будущей профессиональной деятельности Вы будете проводить его осознанно, хорошо понимая необходимость выполнения того или иного действия. 
           
          Для этого: 
          
             
            ознакомьтесь с этапом проведения скрининга;
  
             
            задайте себе вопрос: «Почему необходимо делать именно так?»;
  
             
            сформулируйте ответ кратко и точно;
  
             
            запишите сформулированное обоснование в пустой графе против соответствующего этапа;
  
             
            переходите к следующему этапу (все графы должны быть заполнены)
  
            
           
          Алгоритм проведения неонатального скрининга 
           
          Индивидуальный набор: 
          
             
            ватные шарики – не менее 2-х
  
             
            марлевые салфетки – не менее 2-х
  
             
            стерильный скарификатор (одноразовый) для новорожденных
  
             
            тест-бланк
  
            
            
           
          Лекарственные средства: 
          
             
            Растворы 40 % глюкоза (в ампулах).
  
             
            Стерильная вода для разведения (в ампулах) (при обезболивании 20 % глюкозой).
  
             
            Спирт 70 %.
  
            
          Подготовительные мероприятия 
           
          
             
            Представиться матери, объяснить цель забора крови.
  
            
          2. Оформить письменное добровольное согласие на проведение манипуляции или отказ от нее. 
           
          3. Предупредить мать об условиях забора (через 3 часа после кормления). 
          Алгоритм проведения 
           
          
             
            вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки;
  
             
            вымыть пятку ребёнка;
  
             
            протереть пятку стерильной салфеткой, смоченной 70% спиртом, промокнуть её сухой стерильной салфеткой;
  
             
            проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором;
  
            
            
          
             
            снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном;
  
             
            мягко надавить на пятку для получения второй капли крови;
  
             
            приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь;
  
             
            аналогичным образом нанести на тест-бланк 6-8 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон.
  
             
            высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей;
  
             
            упаковать тест-бланки в чистый конверт таким образом, чтобы пятна крови не соприкасались.
  
            
           
            
          Оформление сопроводительной документации и транспортировка. 
           
          После забора образцов крови медсестра разборчиво записывает шариковой ручкой на тест-бланке, не затрагивая пятен крови, следующие сведения: 
           
          - наименование учреждения, в котором произведён забор образцов крови; 
           
          - фамилия, имя, отчество матери ребёнка; 
           
          - адрес выбытия матери ребёнка; 
           
          - порядковый номер тест-бланка с образцом крови; 
           
          - дата и номер истории родов; 
           
          - дата взятия образца крови; 
           
          - состояние ребёнка (здоров/болен); 
           
          - доношенный/недоношенный (срок гестации) 
           
          - масса тела ребёнка; 
           
          - фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего забор крови. 
           
          Доставка тест-бланков для проведения исследований осуществляется не реже одного раза в три дня в термо-контейнере с соблюдением температурного режима (+2 - +8 С) вместе с журналом регистрации забора крови. 
           
            
           
          
            
            
            
               
              Этап
  | 
               
              Обоснование
  | 
             
            
               
              Оформить письменное добровольное согласие на проведение манипуляции или отказ от нее.
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Предупредить мать об условиях забора (через 3 часа после кормления).
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь.
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей.
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Доставка тест-бланков для проведения исследований осуществляется не реже одного раза в три дня в термо-контейнере с соблюдением температурного режима (+2 - +8 С).
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Задание № 7. Тестовые задания 
           
          7.1. Инструкция: 
           
          Выберите из предложенных вариантов правильную технику забора крови при неонатальном скрининге: 
           
          Вариант А 
           
          - вымыть руки, надеть перчатки; 
           
          - вымыть пятку ребёнка, протереть пятку стерильной салфеткой; 
           
          - проколоть пятку стерильным одноразовым скарификатором; 
           
          - снять первую каплю крови стерильным сухим тампоном; 
           
          - мягко надавить на пятку для получения второй капли крови; 
           
          - приложить перпендикулярно тест-бланк к капле крови и пропитать его кровью насквозь; 
           
          - аналогичным образом нанести на тест-бланк 3-5 капель, вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон; 
           
          - высушить тест-бланк в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 4 ч без применения тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей; 
         |