Министерство образования и науки Российской Федерации 
           
          Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
           
          высшего профессионального образования 
           
          «Владимирский государственный университет 
           
          имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
           
          МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 
           
          По курсу педагогика 
           
          Модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики» 
          Направление подготовки: 050100.62 
           
          Педагогическое образование 
          (электронный ресурс) 
           
           
          Владимир, 2014 
          Составители: Дорошенко С.И., Дорошенко Ю.И. 
           
          Методическое руководство по курсу педагогика модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики» Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование (электронный ресурс). – Изд-во ВлГУ, 2014. – 89 с. 
          Методическое руководство включает в себя пояснительную записку, в которой обозначены цели дисциплины «Педагогика», модуля «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», описаны виды учебной работы, формы организации контроля, а также тематический план и программу курса; методические разработки семинарских занятий; списки литературы к семинарам и по курсу в целом; примерную тематику рефератов, эссе, задания для самостоятельной работы и вопросов к зачету. 
          Разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование». 
          Предназначено для студентов обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование». 
          Рецензент – канн. пед. наук, доцент кафедры начального образования Т.А.Сухова. 
          ОГЛАВЛЕНИЕ 
           
          
            
            
            
            
               
              1. 
              
  | 
               
              Рабочая программа……………………………………………...
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              2. 
              
  | 
               
              Примерная тематика рефератов………………………………..
  | 
               
              21
  | 
             
            
               
              3. 
              
  | 
               
              Вопросы к зачету………………………………………………..
  | 
               
              24
  | 
             
            
               
              4. 
              
  | 
               
              Примерная тематика эссе………………………………………
  | 
               
              27
  | 
             
            
               
              5 
               
              .
  | 
               
              Рейтинговые показатели………………………………………..
  | 
               
              29
  | 
             
            
               
              6 
              
  | 
               
              Примеры тестовых заданий…………………………………….
  | 
               
              30
  | 
             
            
               
              7. 
              
  | 
               
              Задания для самостоятельной работы......……………………
  | 
               
              43
  | 
             
            
               
              8 
              
  | 
               
              Темы самостоятельных работ-проектов ……………………...
  | 
               
              46
  | 
             
            
               
              9. 
              
  | 
               
              Учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………..
  | 
               
               
              48
  | 
             
            
               
              10. 
              
  | 
               
              Методические указания и рекомендации к семинарским занятиям………………………………………………………...
  | 
               
               
              50
  | 
             
            
           
           
          1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
          ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          Целью освоения дисциплины «Педагогика», модуля «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», является формирование у студентов системы общекультурных и профессионально-педагогических компетенций будущего учителя при освоении первичных знаний и представлений о педагогике как науке, педагогической деятельности, процессе становления и развития педагогического знания, формирование педагогической культуры будущего бакалавра, подготовка его к практической педагогической деятельности в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования, формирование теоретической базы знаний по введению в педагогическую деятельность, по общей педагогике, по истории педагогики и образования, выработка практических умений и навыков реализации этих знаний в педагогической деятельности, стимулирование творческого переосмысления и применения этих знаний, умений и навыков в условиях трансформирующейся образовательной системы Российской Федерации. 
           
          Задачи курса: 
           
          - создание условий для формирования у студентов устойчивых личностных ориентаций на педагогическую деятельность, опыта эмоционально-ценностного отношения к выбранной профессии и ко всему, что с ней связано; 
           
          -выявление гуманистического потенциала будущей педагогической деятельности; 
           
          - создание условий для расширения общей культуры студента и формирования основ общекультурных и профессионально-педагогических компетенций; 
           
          - формирование умения видеть то или иное педагогическое событие или явление в контексте культуры исторического периода, к которому оно принадлежит; 
           
          - формирование умения работать с историко-педагогическими источниками; 
           
          - формирование системы знаний студентов по основным направлениям развития современной педагогики и её фундаментальным теоретическим положениям; представления о современной педагогической науке как совокупности сложившихся в различные исторические периоды и складывающихся сегодня педагогических теорий, систем и технологий; 
           
          - содействие овладению умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать образовательный процесс, выстроенный в логике различных исторических эпох, педагогических систем, с позиций своей будущей педагогической деятельности; 
           
          - развитие педагогического мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования; 
           
          - создание условий для формирования у студентов целостного отношения к ребенку как субъекту и объекту педагогического процесса; предостережение от упрощенного представления о сущности педагогической деятельности, ядро которой составляет проектирование и реализация педагогического замысла, определенного интересами развития личности ребенка; 
           
          - создание условия для становления личности будущего профессионала как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве; 
           
          - создание условий для формирования методологической культуры студента в сфере образования. 
          МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 
           
          Дисциплина «Педагогика» входит в состав «Профессионального цикла» дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению «050100 – Педагогическое образование», по ФГОС ВПО 3-го поколения. Дисциплина «Педагогика» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами обозначенного цикла. 
           
          Дисциплина «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», формирует мотивацию к педагогической деятельности, структурирует и систематизирует представления студентов о педагогической деятельности, педагогических специальностях, педагогическом образовании в целом, знакомит с особенностями учительского труда, с квалификационными характеристиками, требованиями, предъявляемыми к современному педагогу, со структурой педагогической науки, ее основными категориями, с особенностями взаимодействия педагогики и других научных дисциплин. В процессе освоения истории образования, педагогической мысли и педагогики как науки студенты овладевают знаниями об основных педагогических течениях и концепциях, сложившихся в истории, о генезисе образовательных учреждений в России и в мире, овладевают основами сравнительной педагогики, получают подготовку в области истории формирования гуманистических педагогических систем. 
           
          Преподавание предполагает использование всего многообразия способов и форм получения информации и строится на применении различных образовательных технологий, в том числе на использовании ролевых и ситуационных игр, обсуждении конкретных педагогических ситуаций, кейс-технологии, «мозгового штурма», работы в малых группах. В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», является обязательной для подготовки студентов-бакалавров по направлению «050100 – Педагогическое образование», предполагая последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования. 
           
          Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки. 
           
          Дисциплина способствует развитию общей гуманитарной, художественной, философской культуры студентов за счет осуществления интегративных связей между большинством дисциплин образовательной программы, которую осваивают будущие бакалавры. 
          КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          Процесс изучения дисциплины «Педагогика» в третьем семестре направлен на формирование следующих 
           
          общекультурных компетенций, которые, интегрируя результаты образовательного процесса, осуществляемого по данному профилю, обеспечивают компетентность будущих бакалавров в области педагогики по следующим направлениям: 
          
             
            владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  
             
            способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
  
             
            способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
  
             
            способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
  
             
            готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
  
             
            готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
  
             
            способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
  
             
            готов использовать нормативные правовые документы, связанные с организацией педагогической деятельности и педагогического исследования (ОК-13);
  
             
            готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
  
             
            способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
  
             
            способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссий и полемики ( ОК-16);
  
            
           
          Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 
          
             
            осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
  
             
            способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания педагогической науки при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
  
             
            владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
  
             
            способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
  
            
          в области педагогической деятельности: 
          
             
            способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
  
             
            готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
  
             
            готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
  
            
          в области культурно-просветительской деятельности: 
          
             
            способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);
  
             
            способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
  
            
          в области научно-исследовательской деятельности: 
          
             
            готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
  
             
            способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
  
            
          По результатам изучения курса «Педагогика» в третьем семестре будущий бакалавр должен: 
           
          Знать: 
           
          - общую характеристику педагогической профессии, требования к профессиональной компетентности педагога, 
           
          - объект, предмет, функции педагогики, систему педагогических наук, связь педагогики с другими науками 
           
          - основные педагогические категории, 
           
          - основы методологии и методы педагогических исследований, 
           
          - генезис образования как социального явления, 
           
          - историю образования и педагогической мысли (воспитание в Древнем Мире, в эпоху Средневековья, в Новое Время, в Новейшее время) в России и в мире 
           
          - историю становления научной педагогики, основных педагогических теорий и концепций, 
           
          - основные тенденции генезиса региональной культурно-образовательной среды. 
           
          Уметь: 
           
          - применять педагогические знания при прохождении учебной практики, при планировании наблюдения урока и внеклассного воспитательного дела, при планировании преподавательской и воспитательной деятельности; 
           
          - получать, хранить и перерабатывать информацию из различных источников (учебная литература, научная литература, периодика, основные программные среды, глобальные компьютерные сети); 
           
          - конспектировать, реферировать эту информацию, отвечать на проблемные вопросы; 
           
          - анализировать сложившиеся в истории педагогики образования и педагогики педагогические концепции, системы и технологии; 
           
          - сопоставлять и систематизировать знания по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли с целью критического анализа современных образовательных программ, систем и технологий; 
           
          - применять полученные знания к анализу основных тенденций исторического развития образования; 
           
          - реализовывать полученные знания в сфере изучения и собственного исследования региональной педагогической среды Владимирского края; 
           
          Владеть: 
           
          - грамотной, логически верно и аргументировано построенной устной и письменной речью, основами речевой профессиональной культуры педагога в области введения в педагогику, общей педагогики, истории педагогики и образования; 
           
          - пониманием вклада мировых цивилизаций в развитие образовательного процесса; 
           
          - системой построения структуры анализа историко-педагогических феноменов; 
           
          - пониманием вклада отечественных педагогических достижений в мировую педагогическую мысль; 
           
          - экстраполяцией знаний по общей педагогике и истории педагогики и образования в предметную сферу. 
          СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» В ТРЕТЬЕМ СЕМЕСТРЕ 
           
          Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 
          
            
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
                 
                № 
                 
                п/п
  | 
                 
                Раздел (тема) 
                дисциплины
  | 
                 
                Семестр
  | 
                 
                Неделя семестра
  | 
                 
                Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов 
                и трудоемкость (в часах)
  | 
                 
                Объем учебной работы, 
                 
                с применением интерактивных методов 
                 
                (в часах / %) 
                 
                
  | 
                 
                Формы текущего контроля успеваемости 
                 
                (по неделям семестра) , 
                 
                форма промежуточной 
                 
                аттестации 
                 
                (по семестрам)
  | 
               
              
                 
                Лекции
  | 
                 
                Семинары
  | 
                 
                Практические занятия
  | 
                 
                Лабораторные работы
  | 
                 
                Контрольные работы, коллоквиумы
  | 
                 
                СРС
  | 
                 
                КП / КР
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                1
  | 
                 
                Введение в пед.дея-тельность
  | 
                 
                3
  | 
                 
                1-2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                2
  | 
                 
                Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Аксио-логические основы педагогики. Основные педагоги-ческие категории.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                3-4
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                3
  | 
                 
                Методология и методы педагогических исследований
  | 
                 
                3
  | 
                 
                5
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Тест. Рейтинг-контроль № 1.
  | 
               
              
                 
                4
  | 
                 
                История образования, педагогической мысли и педагогики: методологические аспекты. Школа и воспитание в Древнем мире.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                6-7
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Тест
  | 
               
              
                 
                5
  | 
                 
                Воспитание и школа в эпоху Средневековья, Возрождения и Реформации.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                8
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                6
  | 
                 
                Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х – конец XVII вв.), школа и педагогика в России XVIII в. Исторические тенденции развития музыкального образования в Древней Руси и в Российской империи XVIII в.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                9-10
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Защита творческих работ
  | 
               
              
                 
                8
  | 
                 
                Школа и педагогика Нового времени. 
                 
                Формирование научной педагогики в Западной Европе.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                11
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                9
  | 
                 
                Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения, классики педагогики XIX столетия.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                12-13
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Рейтинг-контроль № 2
  | 
               
              
                 
                10
  | 
                 
                Школа и педагогика России XIX в. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                14-15
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Защита творческих работ
  | 
               
              
                 
                11
  | 
                 
                Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время
  | 
                 
                3
  | 
                 
                16
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                тест
  | 
               
              
                 
                12
  | 
                 
                Школа и педагогика России в первой трети ХХ века.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                17
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Защита творческих работ
  | 
               
              
                 
                13
  | 
                 
                Школа и педагогика советского периода; развитие образования и педагогики в конце ХХ в.
  | 
                 
                3
  | 
                 
                18
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                0,5/25%
  | 
                 
                Защита творческих работ. Рейтинг-контроль № 3.
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Итого
  | 
                 
                3
  | 
                 
                18
  | 
                 
                18
  | 
                 
                18
  | 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                36
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1/25%
  | 
                 
                зачет
  | 
               
             
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» 
           
          МОДУЛЕЙ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ». 
          1. Тема «Введение в педагогическую деятельность». 
           
          Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. 
           
          Профессиональная деятельность и личность педагога. Цель, основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа. 
           
          Структура педагогической деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная деятельность учителя. Профессионально обусловленные требования к личности учителя. Профессионально-педагогическая компетентность. 
           
          Подготовка и профессиональное становление личности педагога. Система педагогического образования. 
          2. Тема «Общая педагогика». 
           
          Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Основные педагогические категории. Методология и методы педагогических исследований. 
           
          Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Образование, воспитание, обучение, развитие, социализация. Педагогический процесс. Связь педагогики с другими науками. Структура педагогической науки. 
           
          Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Социально-педагогические ценности, групповые педагогические ценности, личностные педагогические ценности. 
          3.
         |