Министерство транспорта Российской Федерации 
           
          Федеральное агентство железнодорожного транспорта 
           
          Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
           
          Омский государственный университет путей сообщения 
           
          (ОмГУПС (ОмИИТ)) 
           
          Кафедра «Технология транспортного машиностроения и ремонта 
           
          подвижного состава» 
          Разработка технологии изготовления и ремонта деталей подвижного состава 
           
          Пояснительная записка к курсовой работе по 
           
          дисциплине «Производство и ремонт подвижного состава» 
          Выполнил: 
           
          студент гр. 12 И 
           
          ____________ Соколов И. В. 
           
          «___»_________________2016 
           
          Проверил: 
           
          Доцент кафедры ТТМ и РПС 
           
          ______________ Обрывалин А.В. 
           
          «___»_________________2016 
          Омск 2016 
           
          Омский государственный университет путей сообщения 
          Кафедра 
           
          «ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 
           
          И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА» 
          ЗАДАНИЕ 
           
          на курсовую работу по дисциплине 
           
          «Производство и ремонт подвижного состава» 
          Студента: гр. 12 и, Соколова Ильи Вадимовича. 
           
          Руководитель работы: к.т.н., доцент Обрывалин Алексей Викторович. 
           
          Сроки проектирования: с 07.09.2016 по 26.12.2016. 
           
          Тема курсовой работы: «Разработка технологии изготовления и ремонта колеса грузового вагона». 
           
          Изделие: Колесо 
           
          Состав проекта: 
           
          Графическая часть: чертеж детали, технологический процесс изготовления детали, технологический процесс ремонта детали 
           
          Расчетно-пояснительная записка (40-50 стр.): 
           
          Реферат. 
           
          Содержание. 
           
          Введение. 
          
            - 
              
 
              Конструкторско-технологический анализ объекта проектирования. 
              
                 
                Анализ конструкции и эксплуатационных показателей изделия.
  
                 
                Анализ технологичности конструкции изделия.
  
               
             
            - 
              
 
              Разработка технологического процесса изготовления изделия. 
              
                 
                Выбор и обоснование способа производства заготовки.
  
                 
                Проектирование технологического маршрута изготовления изделия.
  
                 
                Проектирование технологической операции механической обработки.
  
               
             
            - 
              
 
              Разработка технологического процесса ремонта изделия. 
              
                 
                Выбор и обоснование способа восстановления работоспособности изделия.
  
                 
                Проектирование технологического маршрута ремонта изделия.
  
                 
                Разработка технологической операции по восстановлению изношенной поверхности изделия.
  
               
             
            - 
              
 
              Технико-экономические расчеты. 
              
                 
                Определение себестоимости и трудоемкости изготовления изделия.
  
                 
                Определение себестоимости и трудоемкости ремонта изделия.
  
               
             
            
          Заключение. 
           
          Библиографический список. 
           
          Приложения. Комплект технологических документов. 
           
          Руководитель работы А. В. Обрывалин 
           
          Реферат 
           
          УДК 621.9.06-529(03) 
          Реферат содержит 28 страниц, 2 рисунка, 2 таблицы, 13 источников, 3 листа графического материала. 
           
          Ключевые слова: технология, изготовление, ремонт, колесо. 
           
          Содержание 
           
           
          Введение 
          Целью курсовой работы является усовершенствование типового технологического процесса изготовления и ремонта колеса грузового вагона. 
           
          Колесная пара является основным узлом подвижного состава и доля выхода из строя этого элемента велика, поэтому на основе современных технологий необходимо модернизировать инструкции по ремонту и изготовлению и внедрить в Систему Технического Обслуживания и Ремонта (СТОР). 
           
          В процессе работы необходимо подробно изучить существующую технологию производства и ремонта колеса грузового вагона, предложить свой технологический процесс, основанный на последних передовых разработках, правильно составить конструкторско – технологическую документацию на основе предложенного технологического процесса, а также научиться управлять производственным процессом с расчетом на высокий показатель производительности труда. 
           
          1 Конструкторско-технологический анализ объекта проектирования 
           
          
            
               
              Анализ конструкции и эксплуатационных показателей изделия
  
             
            
           
          Колесные пары предназначены для направления движения вагонов по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы и обратно. Конструкция и техническое состояние колёсных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению. 
           
          Колесные пары – наиболее ответственные узлы вагонов, от их исправного состояния во многом зависит безопасность движения поездов и работоспособность вагона. Колесные пары должны удовлетворять следующим требованиям: обладать достаточной прочностью, износостойкостью, иметь небольшую массу для снижения тары вагона и уменьшения динамического воздействия на верхнее строение пути, а также обладать некоторой упругостью для смягчения динамических сил, возникающих при движении вагона. 
           
           Стальное цельнокатаное колесо состоит из диска, обода, ступицы колеса и поверхности катания. Номинальный размер ширины обода – 130 мм. На расстоянии 70 мм от внутренней грани (базовой) обода колеса, расположен воображаемый круг катания, используемый для измерения специальными инструментами диаметра колеса, толщины обода и проката. Противоположная грань – наружная. Ступица с ободом  объединены диском, расположенным под некоторым углом к плоскости круга катания, что придает колесу упругость и способствует снижению уровня динамических сил во время движения вагона. 
           
            
           
          Рисунок 1 – Цельнокатаное колесо грузового вагона 
          
            
               
              Анализ технологичности конструкции изделия
  
             
            
           
          На колеса цельнокатаные распространяются требования к конструкции и размерам по ГОСТ 9036. 
           
          Колесо имеет достаточно сложную форму обода и поверхности катания. Посадочная поверхность имеет простую форму. На чертеже большая часть размеров нанесена от одной поверхности, это позволяет совместить конструкторскую и технологическую базу, что в свою очередь повысит точность изготовления колеса. 
           
          Допускается обработка наружной поверхности ступицы и боковой поверхности обода с наружной стороны колеса с шероховатостью Rz80, а также всех поверхностей диска или их частей с шероховатостью Rz40. 
           
          Колесо изготавливается из стали марки 2. Химический состав стили регламентирован ГОСТ 10791-2004. Допускается изготовление из стали марки Т по ТУ 0943-209ОП-01124323-2009. 
           
          Поверхность колес должна быть без дефектов; плен, закатов, трещин, раскатанных загрязнений. Для устранения дефектов допускается механическая обработка поверхностей по ГОСТ 10791-2004. 
           
          До термообработки допускается абразивная зачистка дефектов и неровностей поверхности колес (кроме мест перехода от обода к диску), но выводящая сечение за минимальные размеры. Шероховатость обрабатываемых поверхностей 40 мкм (Ra < 12,5 мим). После термообработки допускается зачистка местных неровностей боковых поверхностей обода глубиной до 0,3 мм. 
           
          Поверхность колес должна быть без окалины и защищена от коррозии. Методы предотвращения или удаления окалины, качество поверхности должны соответствовать требованиям технической документации, согласованной с потребителем. 
           
          Ободья колес подвергают упрочняющей термической обработке прерывистой закалкой и отпуском. Температура отпуска колес – не менее 450 °С. 
           
          Сходимость обода колеса при радиальной разрезке после термической обработки должна быть не менее 1 и не более 5 мм. Расходимость не допускается. 
           
          Диски колес, изготовленных по ГОСТ 9036, подвергают упрочнению обработкой дробью и защищают от коррозии. 
           
          Остальные технические требования по ГОСТ 10791-2004.2 «Разработка технологического процесса изготовления изделия». 
          
             
            Разработка технологического процесса изготовления изделия
  
            
           
           
          
            
               
              Выбор и обоснование способа производства заготовки
  
             
            
           
          Цельнокатаные колеса были признаны более надежными и совершенными в отличие от стальных литых колес, в изготовлении которых была применена центробежная отливка и ввод в металл марганца с другими легирующими элементами. По прочности и износостойкости литые значительно уступают цельнокатаным колесам. 
           
          Технологический процесс изготовления стальных цельнокатаных колес состоит из операций ковки, прессовки, прокатки, выгибки и термической обработки. Заготовки для колес диаметром 950 мм, массой 475 – 500 кг вырезают из многогранных слитков на станках. Затем заготовки помещают в методические печи, равномерно нагревают, подают под гидравлический пресс и подвергают сначала свободной обжимке до уменьшения высоты в два раза, а потом вторичной обжимке в подкладном штампе со сверлением отверстия в центре. После этого заготовку подают под второй пресс большим усилием и ее снова обжимают, придавая форму колеса с окончательными размерами диска у ступицы и отверстия в ней, и направляют на прокатный стан для получения необходимой формы диска у обода, обода и поверхности катания с гребнем. С прокатного стана колесо подают на пресс, где штампом выгибают диск и калибруют колесо. 
           
          После прокатки колеса направляют на станки для механической обработки поверхности катания, гребня, внутренней грани обода, наружного торца ступицы и предварительной ее расточки. Производят сверление отверстия. После обработки подвергают закалке и отпуску для получения требуемых механических свойств колеса, а именно, колеса одной плавки загружают в кольцевые печи и нагревают. Затем охлаждают на вращающихся столах обрызгиванием поверхности катания колес водой, температуры 30 – 40°С, в течение 2 минут. Колеса с закаленной поверхностью катания подвергают отпуску в печах и охлаждают. 
           
          Механические свойства термически обработанных колес должны соответствовать следующим нормам: 
          
             
            временное сопротивление 880 – 1080 МН/м2;
  
             
            относительное удлинение не менее 10%;
  
             
            относительное сужение не менее 16% и твердость НВ 2430 (248).
  
            
          2.2 Проектирование технологического маршрута изготовления изделия 
          Таблица 1 – Технология изготовления цельнокатаного колеса грузового вагона 
          
            
            
            
            
               
              Наименование операции
  | 
               
              Последовательность выполнения
  | 
               
              Оборудование, приспособления, 
              режимы и условия выполнения 
              операции
  | 
             
            
               
              005 Заготовительная
  | 
              
                 
                Подбор  исходного материала заготовки колеса   (слиток   многогранного  сечения   типа  «ромашка») Разделение слитка на заготовки 
                 
                  
               | 
               
              Слитки должны иметь клеймо с номером плавки 
              Слиткоразрезной станок. Резка слитков заканчивается при получении шеек между заготовками диаметром 150 – 160 мм
  | 
             
            
           
          Продолжение таблицы 1 
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Разломка надрезанного слитка
  | 
               
              Гидравлический слитколоматель. Усилие на разделочный клин пресса 2000 кН. На каждую заготовку ставят клеймо с номером плавки
  | 
             
            
               
              Нагрев заготовок
  | 
               
              Методическая четырехзонная печь с температурой в рабочем пространстве печи позонно 980 – 1330 °С. Время нагрева 5 – 6 ч. Температура заготовок перед выдачей из печи 1280 – 1300°
  | 
             
            
               
              Предварительное обжатие заготовки на 40 – 50% от первоначальной высоты для удаления окалины 
              Окончательное обжатие в калибровочном кольце до его заполнения
  | 
               
              Гидравлический пресс усилием 30 000 кН. Окалина удаляется с заготовки и стола водой
  | 
             
            
               
              Разгонка металла пуансоном и наметка отверстия под ступицу 
               
               
  | 
               
              Гидравлический пресс усилием 30 000 кН. Заготовка на разгонку поступает вместе с калибровочным кольцом
  | 
             
            
               
              Прошивка отверстия заготовки
  | 
               
              Гидравлический пресс усилием 30 000 кН (можно 5000 кН). Стол с ручьем для удаления выдавки
  | 
             
            
           
          Продолжение таблицы 1 
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Формовка заготовки колеса с окончательными размерами ступицы, диска у ступицы и отверстия в ней 
               
               
  | 
               
              Гидравлический пресс усилием 70 000 кН. Операция проводится в формовочных штампах за один ход пресса. Заготовка должна садиться на оправку без перекоса, а оправка плотно входить в гнездо стола пресса во избежание разно-стенности ступицы. С заготовки сдувается окалина
  | 
             
            
               
              010 Прокатная
  | 
               
              Прокатка колеса с раскаткой диска у обода, обода с гребнем и поверхностью катания и получением номинальной ширины обода, наружного и внутренних диаметров колеса. 
               
               
  | 
               
              Семивалковый колесопрокатный стан. Продолжительность прокатки колеса 22 – 35 с. Температура металла после прокатки должна быть в пределах 1020 – 1040 °С 
              
  | 
             
            
               
              Выгибка диска, калибровка колеса по боковым поверхностям, маркирование обода по боковой наружной поверхности 
  | 
               
              Калибровочный гидравлический пресс усилием 30 000 кН. Верхний и нижний выгибные штампы. Матрица с клеймами. Температура металла после калибровки не ниже 940 оС
  | 
             
            
           
          Продолжение таблицы 1 
          
            
            
            
            
               
              015 Контрольная
  | 
               
              Периодическая   проверка   размеров  колеса
  | 
               
              После выгибки диска в горячем состоянии через каждые 10 шт.
  | 
             
            
               
              020 Термическая
  | 
               
              Изотермическая выдержка колес с целью предупреждения образования флокенов в металле
  | 
               
              Колодцевые печи с песочным затвором. Колеса сажают остывшими до 300 – 600 °С стопами по 6 шт. Температура в печи 600 – 670 °С, выдержка не менее 3 ч
  | 
             
            
               
              025 Токарная
  | 
               
              Осмотр и обмер колес 
              Предварительная   обработка   резанием     перед термообработкой 
               
               
  | 
               
              Специальный измерительный инструмент. 
              Полуавтоматический токарно-карусельный станок мод. 1Б502. Колесо устанавливают на три кулачка планшайбы внутренней поверхностью обода вниз. Прижим колеса за ступицу происходит после подрезки ее торца
  | 
             
           
         |