Балашовский институт (филиал) 
           
          ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет 
           
          имени Н. Г. Чернышевского» 
          Л. А. Кабанина, О. М. Никулина, 
           
          Л. Н. Смотрова 
           
           
          Педагогическая практика 
          Учебно-методическое пособие 
           
          для студентов педагогических вузов 
          2-е издание, исправленное и дополненное 
           
           
          Саратов 
           
          2009 
           
          УДК 364 
           
          ББК 60.9я73 
           
          К12 
          Авторы: 
           
          Л. А. Кабанина — канд. пед. наук, доцент; 
           
          О. М. Никулина— канд. пед наук, доцент; 
           
          Л. Н. Смотрова — канд. пед. наук, доцент; 
           
          О. В. Бессчетнова — канд. пед. наук, доцент. 
           
          Рецензенты: 
           
          Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, 
          главный редактор журнала «Педагогика» 
           
          А. Я. Данилюк; 
           
          Кандидат социологических наук, доцент Балашовского института (филиала) 
           
          ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет 
           
          имени Н. Г. Чернышевского». 
           
           
          Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом 
          Балашовского института (филиала) 
          ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет 
           
          имени Н. Г. Чернышевского». 
          Кабанина, Л. А. 
           
          К12 Педагогическая практика : учеб.-методич. пособие для студентов пед. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. / Л. А. Кабанина, О. М. Никулина, 
          Л. Н. Смотрова [и др.]. — Саратов : Научная книга, 2009. — 96 с. 
           
          ISBN 978-5-91272-439-8 
          Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов по организации и проведению практик. Предназначено для студентов дневного и заочного отделений педагогических вузов, а также для преподавателей-методистов и руководителей практик. 
          УДК 364 
           
          ББК 60.9я73 
          ISBN 978-5-91272-439-8  © Кабанина Л. А., Никулина О. М., 
           
          Смотрова Л. Н., 2009 
           
          О г л а в л е н и е 
           
          
             
            Введение 4 
             
            Глава 1. Общие положения, цели, задачи 
            и содержание учебной практики 7 
             
            1.1. Общие положения 7 
             
            1.2. Программа учебной практики 
            (инструктивно-методический лагерь) 17 
             
            Глава 2. Требования к содержанию и организации 
            педагогических практик 19 
             
            2.1. Программа летней педагогической практики 19 
             
            2.2. Программа социально-педагогической практики 23 
             
            2.3. Программа практики в школе 25 
             
            2.4. Программа комплексной практики 27 
             
            2.5. Общие методические рекомендации 
            по проведению практики 32 
             
            Список использованной литературы 44 
             
            Приложения 46 
            
           
           Введение 
          В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта по специальности 050711.65 «Социальная педагогика» практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов по социальной педагогике и выступает как одно из средств формирования знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов. 
           
          Сроки прохождения практики в соответствии с Государственным 
          образовательным стандартом 2005 г. не менее 20 недель: 
           
          — инструктивно-методический лагерь — 1 неделя; 
           
          — летняя педагогическая практика — 8 недель; 
           
          — комплексная практика — 4 недели; 
           
          — социально-педагогическая — 3 недели; 
           
          — практика в школе — 4 недели. 
           
          Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек — человек». 
           
          В профессиональной подготовке студентов по специальности «Социальная педагогика» значимое место занимает практика, в результате 
          прохождения практики студенты должны обладать представлениями 
          и знаниями об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребенком, подростком 
          и семьей. 
           
          Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции. 
           
          Важнейшими целями практики, прежде всего, следует считать: 
          
             
            углубление знаний студентов об актуальных социальных проблемах современного общества, о существующих традиционных и инновационных способах их решения;
  
             
            апробацию знаний, полученных за период обучения в вузе;
  
             
            формирование индивидуальной базы знаний и опыта, необходимой как для продолжения освоения специальности, так и для будущей самостоятельной практической деятельности;
  
             
            развитие профессиональных навыков и умений, которые в будущем позволят эффективно исполнять обязанности социального педагога, использовать технологии и методики прикладных социальных исследований;
  
             
            приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы.
  
            
          Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по специальности «социальная педагогика» является частью Государственного образовательного стандарта, согласно которому минимальный период практической деятельности студентов составляет 1 неделю. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, предоставляет студенту возможность эффективнее адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, сформировать адекватную самооценку и уверенность в своем профессиональном выборе, позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты со старшими коллегами. Прохождение практики обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данной специальности. 
           
          Программа практики базируется на следующих основных принципах: 
          
             
            наличие обратной связи теоретического обучения и практики;
  
             
            соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
  
             
            преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;
  
             
            динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;
  
             
            полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилита-ционной и т. д.);
  
             
            перспективность — знакомство со сферами социально-педагогической деятельности с учетом их перспективного развития.
  
             
            свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики, научно-исследовательской работы;
  
            
          Практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы. Таким образом, практическая подготовка будущих социальных педагогов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий. 
           
         |