ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФСОЮЗНЫХ КАДРОВ 
           
           
           
           
           
           
          INSTITUTE OF TRADE UNION CADRES HIGHER QUALIFICATION 
           
           
           
          Утверждено 
           
          И.о.ректора И.З.Гимаевым 
           
          ______ декабря 2014 г. 
           
          Учебно-методический комплекс 
           
          по дисциплине 
           
          «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» 
           
          Уфа– 2014 
          организационная культура 
           
          Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности (успеха), а другие нет? Так, компания «Apple» была начата с двух человек, напротив, персональные компьютеры большой в прошлом фирмы RCA сейчас неизвестны. Одна из причин — разная культура этих организаций. 
           
          Культура — это продукт цивилизации. 
           
          Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. 
           
          На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других. 
           
          С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации: 
          
             
            личная инициатива;
  
             
            готовность работника пойти на риск;
  
             
            направленность действий;
  
             
            согласованность действий;
  
             
            обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
  
             
            перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
  
             
            степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
  
             
            система вознаграждений;
  
             
            готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
  
             
            степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
  
            
          Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации. 
           
          Носителями организационной культуры являются люди. 
           
          Организационная культура бывает: 
          
             
            явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);
  
             
            неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.
  
            
          Выделяют организационную культуру: 
          
             
            экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
  
             
            интравертную — обращенную внутрь самих себя.
  
            
          Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта. 
           
          Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей. 
           
          Организационная культура выполняет целый ряд функций: 
          
             
            Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
  
             
            Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
  
             
            Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации
  
             
            Адаптивная функциявыражается в чувстве общности всех членов организации
  
             
            Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
  
             
            Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
  
             
            Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
  
            
           Элементы организационной культуры 
           
          Как формируется организационная культура компании? 
           
          Когда речь заходит об организационной культуре, нередко ее воспринимают в более узком смысле, как фирменный стиль. Он состоит из логотипа, слогана (девиза), отношения к покупателю и поставщику. Последнее выражается в отсутствии задержки платежей, срыва поставок, уступке клиенту. 
           
          Организационная культура должна быть согласована со стратегией компании. 
           
          Например, как заставить организации и физических лиц платить налоги? Можно просто принудить. А можно сформировать культуру. Если первое осуществимо за считанные минуты, то на второе могут уйти годы или даже десятки лет. Здесь можно применить такие методы, как реклама, прозрачность бюджета и государственной политики, соблюдение дисциплины в бюджетных институтах, отсутствие коррупции среди чиновников. На Западе опыт уплаты налогов существует более ста лет. Похоже, что в России этот опыт был утерян за годы советской власти. 
           
          Атрибуты организационной культуры предприятия: 
          
             
            Традиции и обычаи (собираться по праздникам), уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
  
             
            Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
  
             
            Стили руководства: авторитарный и демократический. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен более авторитарный стиль, для которого присущи низкое делегирование полномочий, единоличие и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века (1903). Напротив, Альфред Слоан, управляющий General Motors, был назначен на эту должность не в самые легкие времена для компании, когда на автомобильном рынке монополистом был Форд. Благодаря своей гибкости и демократизации управления, Слоан вывел General Motors в лидеры автомобильного рынка США к концу 20-х гг. CC в.
  
             
            Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
  
             
            Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. Вас могут уволить при опоздании на 5 минут из Макдоналдса, но даже не вынести замечания, если вы сотрудник компании системного интегратора.
  
            
          Можно выделить организационную культуру: 
          
             
            видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
  
             
            невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
  
            
          В теории организации рассматривают иерархию организационной культуры, касающуюся личности, группы (цеха), компании, корпорации в целом, управления. Ярко выражена корпоративная культура у таких компаний, как Макдоналдс, ИКЕА, IBM, где синий цвет узнаваем в рекламе, одежде, аксессуарах. 
           
          Познание организационной культуры сотрудником компании характеризуется тремя уровнями: 
          
             
            фрагментарный — усвоение наиболее ярких правил;
  
             
            ассоциированный — понимание норм деятельности, с которыми человек согласен;
  
             
            выстраданный — принятие всех формальных и неформальных правил организации. Человек становится «своим», а не чужим.
  
            
          Кто влияет на организационную культуру? 
           
          Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду и подсознательно набирает людей, адекватных своим жизненным установкам. Особенно это влияние ощущается сотрудниками в момент смены руководства. Впоследствии, глава компании оказывает и прямое воздействие на организационную культуру путем принятия определенных правил и распорядка в организации. Большое значение в формировании культуры придается неформальному лидеру, полномочия которого не зафиксированы в должностных инструкциях. 
           
          Многие исследования показывают, что на организационную культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается национальными особенностями, менталитетом, историческими факторами. Так, У.Оучи (W. G. Ouchi) разработал теорию Z, описывающую американскую и японскую модели управления (менеджмента). Если первая исходит из примата личности, «Я» в руководстве, то вторая, наоборот, основана на главенстве коллектива, «Мы». Оучи также находит различия в системе трудовых отношений: частая смена места работы, быстрое продвижение по службе на основании личных достижений, работа по узкому профилю в США и практически пожизненный найм, медленный карьерный рост на основании стажа работы, широкий профиль деятельности в Японии. 
           
          Таким образом, Уильям Оучи выделил выделил три основных вида организационных культур: 
          
             
            Бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.
  
             
            Клановую культуру. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служит традиции.
  
             
            Рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником здесь является собственность на ресурсы.
  
            
          Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к жизни, а также к слабому полу вообще. Выделяются следующие виды такой культуры: 
          
             
            Культура джентльменского клуба. Это культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подниматься выше. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют разрушать барьеры и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.
  
             
            Культура казармы. Она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относится к ним грубо и презрительно.
  
             
            Культура спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят межличные отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого ранга, мужчины в свой круг общения не допускают.
  
             
            Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.
  
             
            Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.
  
             
            Культура смышленых мачо. Это культура во главу угла ставит умных и энергичных людей, умеющих в условиях женской конкуренции обеспечивать высокую эффективность работы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.
  
            
           Схожесть и различие организационных культур 
           
          Большой вклад в изучение организационной культуры сделал Герт Хофстед. Голландский исследователь решил изучить, насколько схожи или различны культуры в разных странах. Он разработал методику исследования и провел его в конторах IBM в 40 странах. В общей сложности он получил 116 тыс. анкет и проанализировал их. Первоначальные результаты исследования были сведены к четырем аспектам, характеризующим схожесть и различие культур: 
          
             
            стремление избегать неопределенности;
  
             
            мужественность — женственность;
  
             
            индивидуализм — коллективизм;
  
             
            дистанция между людьми, имеющими различный статус.
  
            
          1. Неприятие неопределенности 
           
          Относится к степени комфорта людей в неопределенных ситуациях, когда они не способны точно предсказывать будущие события. Люди, которые не придают большого значения неопределенности, чувствуют себя уютно, даже если не уверены в своем будущем. 
           
          2. Мужественность — женственность 
           
          Сильное мужское начало в культуре означает настойчивость, доминирование и независимость. Сильное женское начало в культуре свидетельствует о взаимозависимости, сострадании и эмоциональных суждениях. 
           
          Хофстед употребил термин «мужественность» для обозначения того, в какой степени в культуре делается упор на настойчивость, доминирование и независимость. В условиях сильной ориентации на мужественность в культуре люди имеют следующие представления: 
          
             
            роли в обществе должны быть четко определены в зависимости от пола: мужчины призваны быть ведущими, а женщины — ведомыми;
  
             
            мотивами поведения являются честолюбие и настойчивость;
  
             
            женственность характеризует культуру, в которой предпочтение отдают таким ценностям, как взаимозависимость, сострадание и эмоциональная открытость.
  
            
          Представители культур, ориентированных на женственность, придерживаются следующих убеждений: 
          
             
            роли полов в обществе должны быть гибкими; желательно равенство полов;
  
             
            качество жизни важнее личной результативности и видимых достижений. Работу в обществе можно разделить с учетом названного аспекта.
  
            
          3. Индивидуализм — коллективизм 
           
          Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов. При коллективизме подчеркиваются запросы, удовлетворенность и результативность групп. 
           
          Названный аспект относится к тому, склонны ли нормы и ценности данной культуры подчеркивать удовлетворение индивидуальных или групповых запросов. Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов. 
           
          4. Дистанция между людьми, имеющими различный статус (дистанция власти) 
           
          Этот аспект определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе отдельных лиц. В национальных культурах, в которых исходят из того, что дистанция между людьми, обусловленная различиями в их положении, должна быть небольшой, нормы и ценности предполагают минимальное восприятие таких различий. В этих культурах предпочитают участие трудящихся в управлении. 
           
          Результаты исследования отражены в таблице. 
           
          Оценка в баллах четырех аспектов по Хофстеду 
          
            
            
            
            
            
            
               
              Национальная культура
  | 
               
              Неприятие неопределенности
  | 
               
              Мужественность — женственность
  | 
               
              Индивидуализм — коллективизм
  | 
               
              Отношение к статусу
  | 
             
            
               
              Аргентина
  | 
               
              86
  | 
               
              56
  | 
               
              46
  | 
               
              49
  | 
             
            
               
              Австрия
  | 
               
              70
  | 
               
              79
  | 
               
              55
  | 
               
              11
  | 
             
            
               
              Бразилия
  | 
               
              76
  | 
               
              49
  | 
               
              38
  | 
               
              69
  | 
             
            
               
              Канада
  | 
               
              48
  | 
               
              52
  | 
               
              80
  | 
               
              39
  | 
             
            
               
              Финляндия
  | 
               
              59
  | 
               
              26
  | 
               
              63
  | 
               
              33
  | 
             
            
               
              Франция
  | 
               
              86
  | 
               
              43
  | 
               
              71
  | 
               
              68
  | 
             
            
               
              Германия
  | 
               
              65
  | 
               
              66
  | 
               
              67
  | 
               
              35
  | 
             
            
               
              Великобритания
  | 
               
              35
  | 
               
              66
  | 
               
              89
  | 
               
              35
  | 
             
            
               
              Гонконг
  | 
               
              29
  | 
               
              57
  | 
               
              25
  | 
               
              68
  | 
             
            
               
              Иран
  | 
               
              59
  | 
               
              43
  | 
               
              41
  | 
               
              58
  | 
             
            
               
              Япония
  | 
               
              92
  | 
               
              95
  | 
               
              46
  | 
               
              54
  | 
             
            
               
              Норвегия
  | 
               
              50
  | 
               
              8
  | 
               
              69
  | 
               
              31
  | 
             
            
               
              Пакистан
  | 
               
              70
  | 
               
              50
  | 
               
              14
  | 
               
              55
  | 
             
            
               
              Португалия
  | 
               
              104
  | 
               
              31
  | 
               
              27
  | 
               
              63
  | 
             
            
               
              Южная 
              Африка
  | 
               
              49
  | 
               
              63
  | 
               
              65
  | 
               
              49
  | 
             
            
               
              Швеция
  | 
               
              29
  | 
               
              5
  | 
               
              71
  | 
               
              31
  | 
             
            
               
              Таиланд
  | 
               
              64
  | 
               
              34
  | 
               
              20
  | 
               
              64
  | 
             
            
               
              США
  | 
               
              46
  | 
               
              62
  | 
               
              91
  | 
               
              40
  | 
             
            
               
              Югославия
  | 
               
              88
  | 
               
              21
  | 
               
              27
  | 
               
              76
  | 
             
            
          Примечание: более высокие баллы означают более сильное неприятие неопределенности, мужское начало, индивидуализм и чинопочитание. 
           
          Рассмотрим, как группируются страны с учетом определенных Хофстедом культурных различий. В скандинавских странах преобладает женское начало; в США — отчасти мужское; в Японии и Австрии сильно мужское начало. В последних двух странах многие люди по-прежнему считают, что женщины должны заниматься домашним хозяйством, а не служебной карьерой. В США стимулируют участие женщин в трудовой жизни. В Швеции считается, что женщины должны работать. 
           
          В странах, в которых подобно Великобритании люди не очень чувствительны к различиям в статусе и неопределенности, иерархия незначительна и наблюдается активное взаимодействие между людьми в организациях. В странах, где люди чувствительны к статусу и приемлют неопределенность, например в Индии, они рассматривают свою организацию как семью. Работники в таких странах, как Южная Корея и Бразилия, склонны считать свои организации как бы людскими пирамидами. В странах, где не очень чувствительны к статусу и всячески избегают неопределенности, например в Германии, роли и процедуры складываются в условиях в высшей степени предсказуемой обстановки. 
           
          В США соображения статуса играют незначительную роль. В Японии и Индии, напротив, их роль велика, а индивидуализму придается наибольшее значение. В этих двух странах пренебрегать мнением начальника или пререкаться с ним значило бы проявить неподчинение. 
           
          На основании анализа культурных различий и подобий Хофстед и другие исследователи пришли к выводу о наличии восьми основных кластеров стран. Установки (цели в труде, запросы и ценности) в странах в одном кластере ближе друг к другу, чем установки в другом кластере. Кластер США, именуемый ANGLO, включает англоговорящие страны — Канаду, Новую Зеландию, Ирландию, Австралию, Великобританию и Южную Африку. Четыре страны — Бразилия, Индия, Япония и Израиль — не вписываются ни в один из восьми кластеров стран. 
           
          Исследования проводились в начале 1980-х гг., поэтому Россия в списке стран отсутствует. 
           
          Организационно-методические указания по предмету организационная культура
          1.1. цели и задачи изучения дисциплины
          Целью преподавания дисциплины «организационная культура» является формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков, необходимых для усвоения будущими менеджерами ценностного аспекта организационной культуры в рамках планируемой профессиональной деятельности.
          Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
          − рассмотреть современные концепции и подходы к анализу организационной культуры;
          − изучить культурологические и управленческие трактовки содержания и функционирования организационной культуры;
          − содействовать приобретению навыков в применении законов и принципов формирования организационной культуры в процессе рационализации организационных систем;
          − стимулировать изучение элементов и методов этики и социальной ответственности менеджмента организации, выработку умений, необходимых для формирования рациональной стратегии использования кадрового потенциала в организации.
          1.2. Перечень компетенций 
          Перечень компетенций приобретаемых при изучении дисциплины в процессе преподавания дисциплины особое внимание уделяется формированию у студентов профессиональных компетенций, предполагающих, в том числе развитие практических навыков исследований и принятия управленческих решений по проблемам организационной культуры.
          По окончанию изучения дисциплины «организационная культура» студент должен:
          – формулировать и решать управленческие задачи в сфере формирования и развития организационной культуры;
          – владеть понятийным аппаратом учебного курса;
          – уметь выделять закономерности и принципы формирования, поддержания и изменения организационной культуры;
          – владеть технологиями диагностики организационной культуры;
          – знать технологию комплексной оценки работника, современные методы оценки и уметь применять их в практической работе;
          – уметь определять основные тенденции и особенности развития национального в организационной культуре; 
          – уметь:использовать отечественный и зарубежный опыт организационного проектирования и реинжиниринга при формировании организационной культуры на предприятии (учреждении); 
           
          – владеть навыками управления поведением индивида и группы в рамках установившейся оргкультуры, соответствующей критериям эффективности деятельности организации. 
           
          1.3 Контрольные вопросы по курсу «Организационная культура» 
           
          Слушатель выбирает тему в соответствии с номером своей зачетной книжки и выполняет задание в письменном виде. 
          
            
            
            
            
               
              № варианта
  | 
               
              Наименование темы
  | 
               
              № зачетной книжки
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Введение в теорию организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Сущность и содержание организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Знаково-символическая система организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Типология организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Субкультуры в организационной культуре
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Развитие организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Влияние организационной культуры на эффективность компании
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Технологии управления организационной культурой
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Национальный фактор в развитии организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Инновационные факторы развития организационной культуры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          Тема 1. Введение в теорию организационной культуры 
           
          1. Что является предметом исследований в учебном курсе «Организационная культура»? 
           
          2. Какие научные дисциплины формируют содержание курса «Организационная культура»? 
           
          3. Назовите основные подходы к определению сущности организационной и корпоративной культуры. 
           
          4. Обоснуйте связь культуры и жизни общества. 
           
          5. Определите особенности системного подхода к анализу организационной культуры. 
           
          Тема 2. Сущность и содержание организационной культуры 
           
          1. Какое значение организационной культуры для развития организаций? 
           
          2. Раскройте основные условия формирования организационной культуры. 
           
          3. Охарактеризуйте основные концепции организационной культуры. Определите их преимущества и недостатки для анализа сущности организационной культуры. Какова структура организационной культуры? 
           
          4. Назовите уровни организационной культуры и дайте им характеристику. 
           
          5. Каковы критерии оценки организационной культуры? 
           
          Тема 3. Знаково-символическая система организационной культуры 
           
          1. Каковы особенности символического подхода к анализу организационной культуры. 
           
          2. Раскройте содержание понятия «знаково-символическая система организационной культуры». 
           
          3. Охарактеризуйте особенности функционирования знаково-символической системы и основные элементы знаково-символической системы на примере конкретного предприятия. 
           
          4. Каковы функции менеджеров по персоналу в процессе формирования и развития знаково-символической системы оргкультуры? 
           
          5. Охарактеризуйте матрицу настройки компонентов организационной культуры. 
           
          Тема 4. Типология организационной культуры 
           
          1. Обоснуйте различие в подходах к исследованию организационной культуры известных Вам ученых. 
           
          2. Какие факторы влияют на использование той или иной типологии в процессе изучения организационной культуры? 
           
          3. В чем заключается синергетический эффект организационной культуры? 
           
          4. Назовите особенности органической, предпринимательской, бюрократической, партисипативной организационных культур. 
           
          5. Объясните, почему типология организационных культур Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди в организационных науках называтся классической типологией. 
           
          Тема 5. Субкультуры в организационной культуре 
           
          1. Каковы параметры, характеризующие силу организационной 
           
          культуры? 
           
          2. Какими причинами следует объяснить неоднородность организационной культуры? 
           
          3. Объясните разницу понятий «субкультура» и «контркультура» в организации. 
           
          4. Раскройте выделяемую в организационных науках связь стиля руководства и культуру управления. 
           
          5. Охарактеризуйте критерии организационной культуры в менеджменте и бизнесе. 
           
          Тема 6. Развитие организационной культуры 
           
          1. Охарактеризуйте основные проблемы формирования оргкультуры в рамках процессов внешней адаптации и внутренней интеграции организации. 
           
          2. Раскройте содержание и функции механизмов формирования организационной культуры. 
           
          3. Выделите основные особенности методов поддержания и методов изменения организационной культуры. 
           
          4. Назовите исследователей, описавших механизмы зависимости между изменением культуры и изменением в поведении сотрудников организации. 
           
          5. Охарактеризуйте модель воспроизводства организационной культуры. 
           
          Тема 7. Влияние организационной культуры на эффективность компании 
           
          1. В чем заключаются принципы и методы управления организационной культурой? 
           
          2. Определите причины неудовлетворительного состояния организационной культуры и возможные пути их преодоления. 
           
          3. Как соотносятся между собой понятия стратегии предприятия и ее организационной культуры? 
           
          4. Охарактеризуйте основные этапы управления организационной культуры. 
           
          5. Какими методами осуществляется диагностика недостатков и анализ признаков благополучия в коллективе? 
           
          Тема 8. Технологии управления организационной культурой 
           
          1. Раскройте роль социальных технологий в формировании и развитии организационной культуры. 
           
          2. Какова роль руководителя в создании организационной культуры? 
           
          3. В чем сходства и отличия в технологиях разработки и освоения оргкультуры? 
           
          4. Раскройте содержание процесса рефрейминга в современных организациях. 
           
          5. Охарактеризуйте основные этапы брендинга организации. 
           
          Тема 9. Национальный фактор в развитии организационной культуры 
           
          1. Как влияет менталитет персонала на состояние и изменение организационной культуры? 
           
          2. Дайте характеристику основным типам деловых культур, существующим в международном бизнесе. 
           
          3. Каковы особенности и традиции современной российской модели управления? 
           
          4. Охарактеризуйте понятие менеджера-экспатрианта и его роль в развитии интернациональных организаций. 
           
          5. Раскройте особенности влияния национального фактора на организационную культуру (на примере модели Г. Лэйна и Дж. Дистефано). 
           
          Тема 10. Инновационные факторы развития организационной культуры 
           
          1. Назовите основные причины сопротивления персонала при реализации инноваций. 
           
          2. Охарактеризуйте основные направления влияние организационной культуры на инновационную деятельность. 
           
          3. Раскройте содержание изменений в оргкультуре как организационно-управленческие инновации. 
           
          4. Каковы основные признаки инновативной организационной культуры? 
           
          5. Выделите основные признаки обучающей организации по П. Сенге.
         |