Методические указания для обучающихся 
          Дисциплина Детская эндокринология 
           
          Специальность Детская эндокринология 
           
          Форма обучения очная 
           
          Разработчик Романенко Е.С. 
           
          Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры от 23.03.2015 протокол №11 
           
          Заведующий кафедрой Узунова А.Н. 
          Практическое занятие №1 
          Тема: Грудное вскармливание детей первого года жизни. Организация осуществления грудного вскармливания. Критерии и сроки введения прикорма. 
           
          Цели занятия: На основании знаний анатомии и физиологии желудочно-кишечного тракта у новорожденных и детей первого года жизни, особенностей обмена веществ в организме ребенка, знаний преимуществ грудного вскармливания научить обучающихся критериям оценки правильности проводимого вскармливания, дать рекомендации по питанию здоровых детей первого года жизни 
           
          Учебная карта занятия: 
           
          Самостоятельная работа во внеаудиторное время: 
           
          1. Вопросы по теме для самостоятельного изучения; 
           
          2. Работа в библиотеке с литературой; 
           
          3. Решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника. 
           
          Самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы): 
           
          1. Получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме 
           
          2. Самостоятельно осуществляют курацию больных, проводят анализ вскармливания ребенка, составляют меню на один день с учетом возраста. 
           
          3. Работают с историей болезни, амбулатороной картой больного. 
           
          4. Оценивают вскармливание ребенка в разные возрастные периоды 
           
          Форма контроля самостоятельной работы обучающихся 
          
             
            Выполнение тестовых заданий
  
             
            Решение ситуационных задач
  
             
            Отчет о курации больных
  
            
          Вопросы для подготовки к занятию: 
          
             
            Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у новорожденных и детей первого года жизни.
  
             
            Особенности обмена веществ в организме ребенка.
  
             
            Противопоказания к раннему прикладыванию к груди и к проведению грудного вскармливания.
  
             
            Влияние здоровья и питания женщин на функцию лактации.
  
             
            Определения понятий естественного вскармливания, исключительно грудного, преимущественно грудного, дополнительного вскармливания.
  
             
            Преимущества грудного вскармливания перед другими видами вскармливания.
  
             
            Особенности состава грудного молока.
  
             
            Основные положения декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания, особая роль родовспомогательных служб".
  
             
            Вскармливание ребенка периода новорожденности.
  
             
            Правила проведения естественного вскармливания в грудном периоде детства.
  
             
            Потребности детей в белках, жирах, углеводах и калориях на грудном вскармливании.
  
            
           
           
          Методические указания для обучающихся 
          Дисциплина Детская эндокринология 
           
          Специальность Детская эндокринология 
           
          Форма обучения очная 
           
          Разработчик Романенко Е.С. 
           
          Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры от 23.03.2015 протокол №11 
           
          Заведующий кафедрой Узунова А.Н. 
          Практическое занятие №2 
          Тема: Смешанное и искусственное вскармливание грудного ребенка. Определение понятий, показания к назначению этих видов вскармливания. Способы расчетов суточного объема питания, потребности в основных ингредиентах при различных видах вскармливания. 
           
          Цели занятия: научить обучающихся принципам и технике проведения смешанного и искусственного вскармливания, принципам адаптации молочных смесей, применяемых для докорма и в качестве заменителей грудного молока при искусственном вскармливании, критериям оценки правильности проводимого вскармливания и умению дать рекомендации по питанию здорового ребенка первого года жизни, находящегося на смешенном или искусственном вскармливании. 
           
          Учебная карта занятия: 
           
          Самостоятельная работа во внеаудиторное время: 
           
          1. Вопросы по теме для самостоятельного изучения; 
           
          2. Работа в библиотеке с литературой; 
           
          3. Решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника. 
           
          Самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы): 
           
          1. Получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме 
           
          2. Самостоятельно осуществляют курацию больных, проводят анализ вскармливания ребенка, составляют меню на один день с учетом возраста. 
           
          3. Работают с историей болезни, амбулатороной картой больного. 
           
          4. Оценивают вскармливание ребенка в разные возрастные периоды 
           
          Форма контроля самостоятельной работы обучающихся 
          
             
            Выполнение тестовых заданий
  
             
            Решение ситуационных задач
  
             
            Отчет о курации больных
  
            
          Вопросы для подготовки к занятию: 
          
             
            Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у новорожденных и детей первого года жизни.
  
             
            Обмен веществ в организации ребенка.
  
             
            Качественный биохимический состав коровьего молока, требования к "гарантийному" молоку.
  
             
            Понятие о пробистиках, пребиотиках, синбиотиках.
  
             
            Определение понятий смешанного и искусственного вскармливания.
  
             
            Причины перевода детей на смешанное и искусственное вскармливание.
  
             
            Принципы адаптации молочных смесей, используемых для смешанного и искусственного вскармливания.
  
             
            Классификация заменителей ("формул") женского молока.
  
             
            Потребности детей в белках, жирах, углеводах и калориях при различных видах вскармливания.
  
             
            Сроки и правила введения в рацион ребенка, находящегося на смешанном или искусственном вскармливании, пищевых добавок и прикормов.
  
            
           
          Методические указания для обучающихся 
          Дисциплина Детская эндокринология 
           
          Специальность Детская эндокринология 
           
          Форма обучения очная 
           
          Разработчик Романенко Е.С. 
           
          Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры от 23.03.2015 протокол №11 
           
          Заведующий кафедрой Узунова А.Н. 
          Практическое занятие №3 
          Тема: Питание детей старше года 
           
          Цели занятия: Научить обучающихся особенностям питания детей старше года, потребностям в основных пищевых ингредиентах, калораже питания, способам и методам расчета суточного, разового объема питания детей старше года, составлению и расчету меню на один день для детей раннего, дошкольного, школьного возраста. 
           
          Учебная карта занятия: 
           
          Самостоятельная работа во внеаудиторное время: 
           
          1. Вопросы по теме для самостоятельного изучения; 
           
          2. Работа в библиотеке с литературой; 
           
          3. Решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника. 
           
          Самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы): 
           
          1. Получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме 
           
          2. Самостоятельно осуществляют курацию больных, проводят анализ вскармливания ребенка, составляют меню на один день с учетом возраста. 
           
          3. Работают с историей болезни, амбулатороной картой больного. 
           
          4. Оценивают вскармливание ребенка в разные возрастные периоды 
           
          Форма контроля самостоятельной работы обучающихся 
          
             
            Отчет о курации больных
  
             
            Собеседование по теме занятия
  
            
          Вопросы для подготовки к занятию: 
           
          1.Анатомические особенности верхних отделов желудочно-кишечного тракта в возрастном аспекте. 
           
          2.Возрастные особенности ферментативной активности желудка, тонкого кишечника. 
           
          3.Возрастные особенности моторики желудочно-кишечного тракта. 
           
          4.Возрастные особенности всасывания продуктов переваривания в желудочно-кишечном тракте. 
           
          5.Способы расчета долженствующей массы тела у детей старше года. 
           
          6.Особенности питания детей раннего возраста 
           
          7.Суточный набор продуктов для детей раннего возраста 
           
          8.Особенности кулинарной обработки пищи для детей раннего возраста 
           
          9.Введение новых продуктов в рацион питания детей раннего возраста 
           
          10.Мясо и рыба в питании детей раннего возраста 
           
          11.Хлеб, крупы в рационе питания детей раннего возраста 
           
          12.Использование овощей и фруктов в питании детей раннего возраста 
           
          13.Потребности в нутриентах детей раннего возраста 
           
          14.Соотношение нутриентов в рационе детей раннего возраста 
           
          15.Набор блюд для детей 1 – 1,5 лет 
           
          16.Примерное меню для детей 1 – 1,5 лет 
           
          17.Соотношение нутриентов в рационе питания дошкольников 
           
          18.Обеспечение потребности в белках, жирах, углеводах рациона питания детей дошкольного возраста 
           
          19.Основные продукты питания дошкольников 
           
          20.Режим питания дошкольников 
           
          21.Суточный объем пищи в дошкольном возрасте 
           
          22.Базисные и факультативные продукты 
           
          23.Распределение продуктов в течение суток в питании детей дошкольного возраста 
           
          24.Примерный набор продуктов для детей дошкольного возраста 
           
          25.Потребности в нутриентах детей дошкольного возраста 
           
          26.Примерное меню для дошкольника 
           
          27.Особенности составления рациона питания для школьников 
           
          28.Примерный набор продуктов для детей школьного возраста 
           
          29.Потребности в нутриентах детей школьного возраста
         |