  
           
           
          
            
              
              
                
                   
                  I Целевой раздел 
                   
                  1.1. Пояснительная записка 
                   
                  Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы р.п.Многовершинный разработана на основе следующих документов: 
                   
                  - ФЗ « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. 
                  
                     
                    - Устава МКОУ СОШ р.п. Многовершинный
  
                    
                  -Правилами внутреннего распорядка школы 
                   
                  Основная образовательная программа среднего общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. 
                   
                  Среднее общее образование - третья, завершающая ступень общего образования. В соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г общее образование является общедоступным. 
                   
                  Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. 
                   
                  Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей: 
                   
                  - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; 
                   
                  - дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; 
                   
                  - обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. 
                   
                  Характеристика юношеского возраста и виды деятельности старших школьников 
                   
                  Старший школьный возраст 
                   
                  1. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. 
                   
                  2. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. 
                   
                  3. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. 
                   
                  4. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. 
                   
                  5. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин. 
                   
                  6. Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения. 
                   
                  Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности 
                   
                  · Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации. 
                   
                  · Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний. 
                   
                  · Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности. 
                   
                  · Овладеть стартовыми методиками организации коллектива. 
                   
                  · Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации. 
                   
                  Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу полного общего образования 
                   
                  1. Реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) 
                   
                  2. Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний 
                   
                  3. Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений 
                   
                  4. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий 
                   
                  5. Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся (наставник). 
                   
                  Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации. 
                   
                  Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования. 
                   
                   
                  1.2 Требования к уровню подготовки выпускников, занимающихся по основной образовательной программы среднего общего образования, реализующих государственный образовательный стандарт первого поколения 
                  
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                       
                      Учебные 
                       
                      предметы
  | 
                       
                      Ученик должен 
                       
                      знать/понимать:
  | 
                       
                      Ученик должен уметь
  | 
                     
                    
                       
                      Русский язык
  | 
                       
                      - связь языка и истории, культуры русского и других народов; 
                       
                      - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; 
                       
                      - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; 
                       
                      - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  | 
                       
                      - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
                       
                      - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; 
                       
                      - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; 
                       
                      аудирование и чтение: 
                       
                      - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
                       
                      - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; 
                       
                      говорение и письмо: 
                       
                      - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; 
                       
                      - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; 
                       
                      - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; 
                       
                      - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; 
                       
                      - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 
                       
                      - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; 
                       
                      - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 
                       
                      - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; 
                       
                      - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 
                       
                      Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения: 
                       
                      - осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем; 
                       
                      - вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; 
                       
                      - переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
  | 
                     
                    
                       
                      Литература
  | 
                       
                      - образную природу словесного искусства; 
                       
                      - содержание изученных литературных произведений; 
                       
                      - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; 
                       
                      - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; 
                       
                      - основные теоретико-литературные понятия;
  | 
                       
                      - воспроизводить содержание литературного произведения; 
                       
                      - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 
                       
                      - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; 
                       
                      - определять род и жанр произведения; 
                       
                      - сопоставлять литературные произведения; 
                       
                      - выявлять авторскую позицию; 
                       
                      - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; 
                       
                      - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; 
                       
                      - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. 
                       
                      В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь: 
                       
                      - соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения; 
                       
                      - самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка; 
                       
                      - создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; 
                       
                      - участия в диалоге или дискуссии; 
                       
                      - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; 
                       
                      - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  | 
                     
                    
                       
                      Математика 
                       
                      Информатика и ИКТ 
                       
                      История 
                       
                      Обществознание 
                       
                      (включая экономику и право)
  | 
                       
                      - значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; 
                       
                      - значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; 
                       
                      - идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики; 
                       
                      - значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций; 
                       
                      - возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения; 
                       
                      - универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности; 
                       
                      - различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике; 
                       
                      - роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики; 
                       
                      - вероятностный характер различных 
                       
                      процессов и закономерностей окружающего мира. 
                       
                      - основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; 
                       
                      - назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; 
                       
                      - назначение и функции операционных систем 
                       
                      - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 
                       
                      - периодизацию всемирной и отечественной истории; 
                       
                      - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 
                       
                      - историческую обусловленность современных общественных процессов; 
                       
                      - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; 
                       
                      - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; 
                       
                      - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; 
                       
                      - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; 
                       
                      - особенности социально-гуманитарного познания; 
                       
                      уметь:
  | 
                       
                      Числовые и буквенные выражения 
                       
                      - выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; 
                       
                      - применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач; 
                       
                      - находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители; 
                       
                      - выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами; 
                       
                      - проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. 
                       
                      Функции и графики 
                       
                      - определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; 
                       
                      - строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков; 
                       
                      - описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; 
                       
                      - решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов. 
                       
                      Начала математического анализа 
                       
                      - находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; 
                       
                      - вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы; 
                       
                      - исследовать функции и строить их графики с помощью производной; 
                       
                      - решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции; 
                       
                      - решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке; 
                       
                      - вычислять площадь криволинейной трапеции; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа. 
                       
                      Уравнения и неравенства 
                       
                      - решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; 
                       
                      - доказывать несложные неравенства; 
                       
                      - решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи; 
                       
                      - изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем; 
                       
                      - находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод; 
                       
                      - решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - построения и исследования простейших математических моделей. 
                       
                      Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей 
                       
                      - решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля; 
                       
                      - вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи); 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера. 
                       
                      Геометрия 
                       
                      - соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур; 
                       
                      - изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи; 
                       
                      - решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат; 
                       
                      - проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса; 
                       
                      - вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций; 
                       
                      - применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов; 
                       
                      - строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур 
                       
                      - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; 
                       
                      - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; 
                       
                      - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; 
                       
                      - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; 
                       
                      - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; 
                       
                      - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; 
                       
                      - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; 
                       
                      - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; 
                       
                      - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; 
                       
                      - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; 
                       
                      - автоматизации коммуникационной деятельности; 
                       
                      - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; 
                       
                      - эффективной организации индивидуального информационного пространства. 
                       
                      - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 
                       
                      - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); 
                       
                      - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); 
                       
                      - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; 
                       
                      - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; 
                       
                      - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; 
                       
                      - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; 
                       
                      - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; 
                       
                      - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; 
                       
                      - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. 
                       
                      - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 
                       
                      - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; 
                       
                      - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); 
                       
                      - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; 
                       
                      - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; 
                       
                      - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; 
                       
                      - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 
                       
                      - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; 
                       
                      - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; 
                       
                      - совершенствования собственной познавательной деятельности; 
                       
                      - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; 
                       
                      - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; 
                       
                      - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 
                       
                      - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; 
                       
                      - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; 
                       
                      - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 
                       
                      - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
  | 
                     
                    
                       
                      География
  | 
                       
                      - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; 
                       
                      - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; 
                       
                      - географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; 
                       
                      - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  | 
                       
                      - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; 
                       
                      - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 
                       
                      - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; 
                       
                      - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 
                       
                      - сопоставлять географические карты различной тематики; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; 
                       
                      - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; 
                       
                      - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных прогр- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); 
                       
                      - строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); 
                       
                      - сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; 
                       
                      - современную биологическую терминологию и символику; 
                       
                      уметь: 
                       
                      - объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; 
                       
                      - устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; 
                       
                      - решать задачи разной сложности по биологии; 
                       
                      - составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); 
                       
                      - описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; 
                       
                      - выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; 
                       
                      - исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум); 
                       
                      - сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; 
                       
                      - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; 
                       
                      - осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - грамотного оформления результатов биологических исследований; 
                       
                      - обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); 
                       
                      - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
                       
                      - определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; 
                       
                      - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                    
                       
                      Биология
  | 
                       
                      - основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); 
                       
                      - строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); 
                       
                      - сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; 
                       
                      - современную биологическую терминологию и символику;
  | 
                       
                      - объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; 
                       
                      - решать задачи разной сложности по биологии; 
                       
                      - составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); 
                       
                      - описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; 
                       
                      - выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; 
                       
                      - исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум); 
                       
                      - сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; 
                       
                      - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; 
                       
                      - осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - грамотного оформления результатов биологических исследований; 
                       
                      - обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); 
                       
                      - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
                       
                      - определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; 
                       
                      - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                    
                       
                      Физика 
                       
                      Химия 
                       
                      ОБЖ
  | 
                       
                      - смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная; 
                       
                      - смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; 
                       
                      - смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; 
                       
                      - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. 
                       
                      - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; 
                       
                      - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; 
                       
                      - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; 
                       
                      - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы 
                       
                      - основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; 
                       
                      - потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; 
                       
                      - основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 
                       
                      - основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; 
                       
                      - состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; 
                       
                      - порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; 
                       
                      - основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; 
                       
                      - требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; 
                       
                      - предназначение, структуру и задачи РСЧС; 
                       
                      - предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; 
                       
                      - правила безопасности дорожного движения 
                       
                      (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
  | 
                       
                      - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; 
                       
                      - отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; 
                       
                      - приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; 
                       
                      - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; 
                       
                      - оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; 
                       
                      - рационального природопользования и охраны окружающей среды. 
                       
                      - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре; 
                       
                      - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; 
                       
                      - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; 
                       
                      - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; 
                       
                      - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; 
                       
                      - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; 
                       
                      - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; 
                       
                      - экологически грамотного поведения в окружающей среде; 
                       
                      - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; 
                       
                      - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 
                       
                      - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 
                       
                      - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. 
                       
                      - владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
                       
                      - владеть навыками в области гражданской обороны; 
                       
                      - пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; 
                       
                      - оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; 
                       
                      - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - ведения здорового образа жизни; 
                       
                      - оказания первой медицинской помощи; 
                       
                      - развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; 
                       
                      - обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи; 
                       
                      - соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); 
                       
                      (абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427) 
                       
                      - адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; 
                       
                      (абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427) 
                       
                      - прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); 
                       
                      (абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427)
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                    
                       
                      Физкультура
  | 
                       
                      - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; 
                       
                      - способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; 
                       
                      - правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; 
                       
                      уметь:
  | 
                       
                      - выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; 
                       
                      - выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; 
                       
                      - преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; 
                       
                      - выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; 
                       
                      - осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; 
                       
                      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
                       
                      - повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья; 
                       
                      - подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; 
                       
                      - организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях; 
                       
                      - активной творческой жизнедеятельности, выбора
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                    
                       
                       
                      
  | 
                       
                       
                      
  | 
                       
                       
                      
  | 
                       
                       
                      
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                    
                   
                  1.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования 
                   
                  В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени среднего общего образования. 
                   
                  В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы: 
                   
                  реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; 
                   
                  объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; 
                   
                  открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; 
                   
                  инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества; 
                   
                  учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения, воспитания; 
                   
                  доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; 
                   
                  соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования; 
                   
                  повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога. 
                   
                  Составляющие внутришкольной системы оценки качества образования 
                   
                  Оценка качества образования осуществляется посредством:системы внутришкольного контроля; 
                   
                  общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, родителей учащихся школы; 
                   
                  Методические объединения педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями. Школьная система качества образования предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности (общественные наблюдатели на экзаменах в ходе государственной итоговой аттестации). 
                   
                  Нормативными документами, регламентирующими оценку качества результатов освоения ООП среднего общего образования, являются 
                   
                  1. Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся. 
                   
                  2. Положение о портфолио достижений учащихся. 
                   
                  Система внешней оценки качества образования 
                  
                    
                      
                      
                      
                      
                         
                        Объект оценки
  | 
                         
                        Формы оценки
  | 
                         
                        Инструментарий оценки качества
  | 
                       
                      
                         
                        Индивидуальные достижения обучающихся
  | 
                         
                        ГИА(ЕГЭ,ГВЭ)
  | 
                         
                        Министерство образования РФ
  | 
                       
                      
                         
                        Олимпиады, конкурсы различного уровня
  | 
                         
                        Разрабатывает муниципальный, региональный орган управления образования
  | 
                       
                      
                         
                         
                        
  | 
                         
                         
                        
  | 
                       
                      
                         
                         
                        
  | 
                         
                         
                        
  | 
                       
                      
                         
                         
                        
  | 
                         
                         
                        
  | 
                       
                     
                   
                  Формы контроля и учета достижений обучающихся 
                  
                    
                      
                      
                      
                      
                      
                         
                        Обязательные формы и методы контроля
  | 
                         
                        Иные формы учета достижений
  | 
                       
                      
                         
                        текущая аттестация
  | 
                         
                        итоговая (полугодие, год) аттестация
  | 
                         
                        урочная деятельность
  | 
                         
                        внеурочная деятельность
  | 
                       
                      
                         
                        - устный опрос 
                         
                        - письменная 
                         
                        - самостоятельная работа 
                         
                        - диктанты 
                         
                        - тестовые задания 
                         
                        - графическая работа 
                         
                        - изложение 
                         
                        - доклад 
                         
                        - творческая работа
  | 
                         
                        -диагностическая контрольная работа 
                         
                        - диктанты 
                         
                        - изложения 
                        
  | 
                         
                        - анализ динамики текущей успеваемости
  | 
                         
                        - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях 
                         
                        - участие в олимпиадах 
                         
                        - активность в проектах и программах внеурочной деятельности 
                         
                        - творческий отчет
  | 
                       
                     
                   
                  Формы представления образовательных результатов: 
                   
                  - аттестат о среднем общем образовании 
                   
                  - сводная ведомость успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок); 
                   
                  - устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; 
                   
                  - портфолио; 
                   
                  II. Содержательный раздел 
                   
                  2.1 Содержание основных образовательных программ среднего общего образования 
                   
                  СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 
                   
                  ( Базовый уровень) 
                   
                  Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: 
                   
                  - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 
                   
                  - развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; 
                   
                  - освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; 
                   
                  - овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 
                   
                  - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 
                   
                  Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. 
                   
                  Содержание основных образовательных программ по русскому языку 
                   
                  Развитие навыков монологической и диалогической речи. 
                   
                  Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. 
                   
                  Информационная переработка текста. 
                   
                  Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. 
                   
                  Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. 
                   
                  Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). 
                   
                  Культура публичной речи. 
                   
                  Культура разговорной речи. 
                   
                  Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций 
                   
                  Русский язык в современном мире. 
                   
                  Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). 
                   
                  Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. 
                   
                  Литературный язык и язык художественной литературы. 
                   
                  Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. 
                   
                  Синонимия в системе русского языка. 
                   
                  Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. 
                   
                  Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 
                   
                  Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. 
                   
                  Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции 
                   
                  Взаимосвязь языка и культуры. 
                   
                  Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. 
                   
                  Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 
                   
                  Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. 
                   
                  Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения 
                   
                  Русский язык в кругу языков народов России. 
                   
                  Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. 
                   
                  Особенности русского речевого этикета. 
                   
                  Перевод с родного языка на русский. 
                   
                 | 
               
             
          
         |