  
           
             
           
          Пояснительная записка 
          Рабочая программа по швейному делу для 9 класса составлена в соответствии: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» сборник 2 под редакцией В. В. Воронковой, допущено Министерством образования и науки Российской федерации, Москва, «Владос», 2011 год . « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовленный, 1-4 кл., 3-е издание, исправленное, под редакцией В. В. Воронковой, допущено Министерством образования Р. Ф., Москва, «Просвещение» 2004 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Швейное дело», 9 класса под редакцией Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. М Просвещение 2013 год. Программа рассчитана на проведение 140 часов в год, 4 часа в неделю. 
           
          Рабочая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий в соответствии с уровнем обучения в 4-9 классах. По построению и объему учебного материала программа является базовой . Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях. Программа обеспечивает максимальную помощь в процессе обучения. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся. 
           
          Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем: 
           
          1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. 
           
          2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии. . 
           
          Прогамма в 9 классе направлена на специализацию производственного обучения. На практическое повторение отводится 50 % часов от общего количества. 
           
          Цели профессионально-трудового обучения: 
           
          -освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; 
           
          -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, создания продуктов труда, ведение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; 
           
          -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; 
           
          -воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; 
           
          -получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. 
           
          Задачи: 
           
          - приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, о негативных последствиях влияния трудовой 
           
          деятельности человека, элементов машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработки материалов; 
           
          -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; 
           
          - умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д. 
           
          Учащиеся на занятиях осваивают компетенции- коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую, личностно-саморазвивающую. 
           
          Учатся формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в облости технологии. Учащиеся учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). 
           
          Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, инструкционная карта). Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график и др.). 
           
          Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса. 
           
          В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или иной темы. Исходя из уровня подготовленности учащихся, я сама определяю продолжительность преподавания тем и содержание некоторых контрольных работ. 
           
          Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. в свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов. 
           
          Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления. Благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту. 
           
          Требования к уровню подготовки учащихся 
          Должны знать: 
           
          -правила безопасной работы с ручными инструментами и при машинных работах, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, 
           
          -классификацию текстильных волокон свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; 
           
          -виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной машины к работе; 
           
          -виды декоративно-прикладного исскуства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах ; 
           
          -эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения оформления чертежей швейных изделий; 
           
          -правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, -способы моделирования плечевого изделия, правила подготовки выкройки к раскрою; 
           
          технологию выполнения швейных швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей. 
           
          Должны уметь: 
           
          - осуществлять поиск необходимой информации в области обработки тканей; 
           
          - определять в ткани основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; 
           
          - включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать щвейную машину и регулировать скорость, выполнять машинные строчки :по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать лину стежка; 
           
          - переводить рисунок вышивки на ткань; подбирать игы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы; 
           
          - подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре,пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять етали лоскутной пластики между собой, использовать прокладные материалы; 
           
          - читать и строить чертежи, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою; 
           
          -выполнять на швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатками. 
           
          Учебно-тематический план 
          
            
            
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Раздел
  | 
               
              Количество часов
  | 
             
            
               
              Общее 
              
  | 
               
              Теория
  | 
               
              Практика
  | 
               
              Контроль
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Оборудование швейного цеха
  | 
               
              17
  | 
               
              15
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Особенности обработки изделий из синтетических тканей
  | 
               
              9
  | 
               
              7
  | 
               
              3
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов
  | 
               
              10
  | 
               
              5
  | 
               
              5
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер
  | 
               
              7
  | 
               
              1
  | 
               
              6
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Трудовое законодательство
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Практическое повторение
  | 
               
              4
  | 
               
               
              
  | 
               
              4
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Самостоятельная работа
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
  | 
               
              4
  | 
               
              3
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              10
  | 
               
              Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
  | 
               
              6
  | 
               
              2
  | 
               
              4
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              11
  | 
               
              Организация труда и производства на швейной фабрике
  | 
               
              7
  | 
               
              7
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              12
  | 
               
              Правила безопасной работы на швейной фабрике
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              13
  | 
               
              Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием
  | 
               
              7
  | 
               
              4
  | 
               
              3
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              14
  | 
               
              Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве
  | 
               
              8
  | 
               
              5
  | 
               
              3
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              15
  | 
               
              Практическое повторение
  | 
               
              5
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              16
  | 
               
              Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии
  | 
               
              2
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              17
  | 
               
              Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды
  | 
               
              22
  | 
               
              2
  | 
               
              20
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              18
  | 
               
              Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
  | 
               
              6
  | 
               
              4
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              19
  | 
               
              Практическое повторение (подготовка к экзамену)
  | 
               
              16
  | 
               
              3
  | 
               
              13
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              20
  | 
               
              Контрольная работа «Обработка плечевого изделия»
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Итого:
  | 
               
              140
  | 
               
              47
  | 
               
              69
  | 
               
              4
  | 
             
           
         |