  
           
          Пояснительная записка 
          Рабочая программа по обслуживающему труду составлена на основе: 
           
          Программно-методическое обеспечение для 10-12-х классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова; - М., «Владос», 2006. 
           
          Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: 
          
             
            Закон РФ «Об образовании»
  
             
            Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212., 23.12.2002 г., № 919
  
             
            Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от26.12.2000г.
  
             
            Базисный учебный план специальной школы (VIII вида) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приказ № 29/2065-п от10.04 2002
  
             
            Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Приказ № 62-а от 04.09.2009 г
  
             
            Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
  
            
          Общая характеристика учебного предмета 
           
          Обучение учащихся по программе «Обслуживающий труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких; ведения домашнего хозяйства; подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира) и оказание других услуг населению. 
           
          Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. 
           
          Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, кухонное оборудование и инвентарь, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок, учреждения сферы бытового обслуживания. 
          Цель обучения: 
           
          успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда. 
           
          Задачи: 
           
          - Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.) 
           
          - Воспитание уважения к рабочему человеку; 
           
          - Формирование у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости стойкой потребности в труде. 
           
          - Совершенствование навыков самообслуживания. 
           
          - Повышение мотивации обучающихся в приобретении трудовых умений и навыков. 
           
          - Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве; 
           
          - Формирование у школьников эстетического отношения к труду; 
           
          Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений: 
          
             
            ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  
             
            предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
  
             
            контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
  
            
           
          Основные направления коррекционной работы: 
          
             
            коррекция личности умственно отсталого ребенка;
  
             
            формирование социального опыта и поведения;
  
             
            практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  
             
            формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
  
             
            отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
  
             
            включение учащихся в домашний, хозяйственный труд;
  
             
            мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе;
  
             
            развитие чувства уверенности, положительного отношения к самому себе и окружающим;
  
             
            развитие умения участвовать в совместной трудовой деятельности.
  
            
           
          В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям: 
          
             
            Обслуживание себя (домашний труд).
  
             
            Обслуживание других, профессиональный труд.
  
            
           
           
          Количество часов по программе 612 
           
          Количество часов в неделю по учебному плану 18 
           
          Количество часов в год 612 
           
          Специфика программы 
           
          Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. 
           
          В процессе создания программы для учащихся с умеренной умственной отсталостью значительно снижены требования к знаниям и умениям. У этой категории детей отмечаются: 
           
          - трудности в зрительно-двигательной координации; 
           
          - трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми навыками; 
           
          - низкий уровень ориентировки в окружающем; 
           
          - большие трудности в понимании обращенной речи, инструкции; 
           
          - интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив; 
           
          - снижение мотивации к любой трудовой деятельности. 
           
          Во время подготовки и проведения уроков учитель обязательно учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объёма и требований к усвоению учебного материала. Определяет вариативность практического задания, время его выполнения, а также выбирает формы общения с ребёнком. Особенно важно для этой категории детей предусматривать в ходе урока паузы отдыха и проводить физминутки. 
           
          В предлагаемой программе условное распределения часов по разделам, что даёт возможность учителю распределять их на своё усмотрение, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. 
           
          На уроках обслуживающего труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитываются потребности в труде в целом. 
           
          У учащихся данной категории снижены охранительные рефлексы, то обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение правил безопасности при работе на всех рабочих местах, детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию. 
           
          Большее количество часов в программе отводится на выполнение практических заданий. 
           
          К занятиям по обслуживающему труду предъявляются следующие требования: 
          
             
            Уроки проводятся в кабинете и на территории школьного двора, спортивной и игровой площадках. Учащиеся оснащены необходимым хозяйственным и уборочным инвентарём.
  
             
            Кабинет, в котором проходят занятия, по оснащению приближен к домашнему быту. Он разделён на зоны: учебная зона, кухонная зона, жилая зона, бытовая комната. Каждая зона оснащена основным набором мебели, предметами и средствами обихода, бытовой техникой.
  
            
          Образовательной целью уроков обслуживающего труда является формирование социальных навыков, которые помогут этим учащимся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. 
           
          Особенности организации учебного процесса. 
          Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии на предприятия бытового обслуживания, в детские и медицинские учреждения. 
           
          При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала. 
           
          Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. 
           
          Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах, т.к. работа предусматривает сформированность навыков правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры. 
           
          
             
            Содержание рабочей программы
  
            
           
           
          
            
            
            
            
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Содержательные линии
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
               
              Коррекционно-развивающие задачи
  | 
               
              Проблемы, возникающие при изучении темы
  | 
               
              Педагогические средства, технологии
  | 
               
              Педагогический мониторинг
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Вводный урок
  | 
               
              1 ч
  | 
               
              1) Формировать устойчивую трудовую мотивацию. 
               
              2) Совершенствовать опорные трудовые знания и умения (работа с инвентарём, различными приспособлениями). 
               
              3) Закреплять полезные трудовые привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой). 
               
              4) Развивать самоконтроль и аккуратность в трудовой деятельности.
  | 
               
              1)Некомпетентность в вопросах ведения домашнего хозяйства. 
               
              2) Низкий уровень самостоятельности при выполнении практических заданий. 
               
              3) Недостаточное развитие общей и мелкой моторики обучающихся. 
              
  | 
               
              1) Технология личностно-ориентированного обучения. 
               
              2) Объяснительно-иллюстративное обучение. 
               
              3) Практико-ориентированная технология. 
               
              4)Коммуникативно-диалоговая обучение.
  | 
               
              1) Практические работы. 
               
              2) Произведение рабочих операций по инструкции. 
               
              3) Экскурсии с предварительным заданием. 
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Комнатные растения
  | 
               
              45 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Работы на пришкольном участке, в саду и огороде
  | 
               
              31 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Жильё
  | 
               
              81 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Уход за жилищем:
  | 
               
              86 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Уход за одеждой и обувью
  | 
               
              35 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Стирка белья (ручная)
  | 
               
              33 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Мелкий ремонт одежды
  | 
               
              32 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Чистка одежды
  | 
               
              28 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Приготовление пищи
  | 
               
              40 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Сервировка стола
  | 
               
              20 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Покупка продуктов
  | 
               
              27 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Личная гигиена
  | 
               
              32 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Уход за больным в домашних условиях
  | 
               
              52 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Социальные связи
  | 
               
              36 ч
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Транспорт 
              
  | 
               
              20 ч 
               
              Всего: 
               
              599 ч
  | 
             
           
         |