Министерство образования и науки РД 
           
          Профессиональное образовательное учреждение 
           
          «Техникум дизайна и туризма, экономики и права» 
          Утверждаю 
           
          Директор ПОУ 
           
          «Техникум дизайна, экономики и права» 
           
          Уруджева З. К._______________ 
           
          «_____»____________ 20 __ г. 
           
           
          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
          ОГСЭ. 05 КУЛЬТУРА РЕЧИ 
           
          код и наименование дисциплины по ФГОС 
          Код и наименование специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения 
           
           
          Квалификация выпускника: юрист 
           
          Махачкала 2015 г. 
           
          Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год для вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 030000 Гуманитарные науки по направлению 030900 Юриспруденция. 
          Организация-разработчик: Професссиональнон образовательное учреждение «Техникум дизайна, экономики и права» 
           
          © 
           
          © 
           
           © 
           
          © 
           
          © 
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
           
          
            
            
            
              
                
 
               | 
               
              стр.
  | 
             
            
              
                
                  - 
                    
ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
                   
                  
                 
                 
               | 
               
              4
  | 
             
            
              
                
                  - 
                    
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
                   
                 
                
 
               | 
               
              6
  | 
             
            
              
                
                  - 
                    
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
                   
                 
                
 
               | 
               
              15
  | 
             
            
              
                
                  - 
                    
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
                   
                 
                
 
               | 
               
              18
  | 
             
            
           
           
          1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          Русский язык и культура речи 
          
            
               
               Область применения программы
  
             
            
          Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 030000 Гуманитарные науки по направлению 030900 Юриспруденция. 
          Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки). Опыт работы не требуется. 
          1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу (вариативная часть) 
           
          1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 
           
          В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 
          
             
            ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
  
             
            создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жанрами устной речи (вести деловую беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, инструкции и т.п.; редактировать написанное);
  
             
            составлять конспект, реферат, аннотацию, тезисы;
  
             
            составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, объяснительную записку, автобиографию.
  
             
            грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу;
  
             
            соблюдать правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения);
  
             
            различать стили речи и уметь использовать их в практике общения;
  
             
            владеть общенаучной и общетехнической лексикой;
  
             
            определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
  
             
            проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
  
             
            определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  
             
            находить грамматическую основу предложения;
  
             
            применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
  
            
          В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 
          
             
            знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации;
  
             
            основы культуры речи;
  
             
            различные нормы литературного языка с его вариантами;
  
             
            функциональные стили речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаки, правила их использования;
  
             
            основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения.
  
            
          1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: 
           
          максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе: 
           
          обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов; 
           
          самостоятельной работы обучающегося 21 часов. 
           
          2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
          
            
            
            
               
              Вид учебной работы
  | 
               
              Объем часов
  | 
             
            
               
              Максимальная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              63
  | 
             
            
               
              Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              42
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              лабораторные занятия
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              практические занятия
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              контрольные работы
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              курсовая работа (проект) не предусмотрено
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  | 
               
              21
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) 
               
              не предусмотрено
  | 
               
              -
  | 
             
            
              
                
                   
                  систематическое изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
  
                 
                
                   
                  подготовка к практическим занятиям;
  
                   
                  работа с текстом, выполнение домашнего задания;
  
                   
                  рефераты на темы:
  
                 
                
                
                   
                  « Речевая культура молодежи»
  
                 
                
                   
                  «Культура телефонного разговора»
  
                 
                
                   
                  «Профессиональное общение»
  
                 
                
                   
                  «Основные условия делового общения»
  
                 
                
                   
                  « Как правильно слушать собеседника»
  
                   
                  «Как расположить к себе собеседника»
  
                 
                
                   
                  «Мимика и жестикуляция как средства невербальной коммуникации»
  
                 
                
                   
                  «Архаизмы и неологизмы в современном русском языке»
  
                   
                  «Жаргон и его роль в обществе»
  
                   
                  "Современное состояние русского языка"
  
                 
                
                
                   
                  «В. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
  
                   
                  «Дикция и техника речи»
  
                   
                  «Роль этикета в современной жизни»
  
                 
                
                   
                  «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения как средства выразительности»
  
                 
                
                   
                  «Словообразование: как делаются слова».
  
                 
                
                  
                     
                    «Функциональные стили речи и их особенности».
  
                     
                    «Разновидности публицистического стиля»
  
                   
                 
                
                
                   
                  «История обращения людей в России»
  
                 
               | 
               
              
  | 
             
            
               
              Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
  | 
             
            
           
           
          3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 
          3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 
           
          Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Культуры речи и основ этики и эстетики. 
           
          Оборудование учебного кабинета: 
          
             
            посадочные места по количеству обучающихся;
  
             
            рабочее место преподавателя;
  
             
            комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и культуре речи;
  
             
            комплект учебно-методической документации;
  
             
            комплект контрольных и проверочных работ;
  
             
            контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
  
             
            электронные методические пособия;
  
             
            справочные учебные пособия кабинета (энциклопедическая литература, лингвистические словари);
  
             
            таблицы.
  
            
           
          Технические средства обучения: 
          
             
            компьютер с лицензионным программным обеспечением, выход в глобальную сеть,интерактивная доска.
  
           
          
 
          3.2. Информационное обеспечение обучения 
          Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 
           
          Основные источники: 
          
             
            Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.
  
             
            Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Среднее специальное образование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
  
             
            Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. Для вузов. – М., 2007.
  
             
            Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2006.
  
             
            Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи»: М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.
  
             
            Черняк Д.В. «Русский язык и культура речи», САГА М.:ФОРУМ, 2006.
  
             
            Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч.-поп. – М., 2006.
  
            
           
           
          Дополнительные источники: 
          
             
            Земская Е.А. Русская разговорная речь. – М., 2008.
  
             
            Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. –М., 2007.
  
             
            Культура русской речи./ Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2007.
  
             
            Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. М., «Русский язык», 2006
  
             
            Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2006.
  
             
            Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2006.
  
             
            Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. Проф. В.ИТ. Максимова. - М., 2003. 413 с.
  
             
            Учебный словарь лингвистических терминов и понятий: Учебное пособие/Под ред. А.К. Карпова, Н.К. Фролова, Н.А. Шурыгина. - Нижневартовск, 2002
  
             
            Русский язык и культура речи: Практикум /Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000. 312 с.
  
             
            И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М. 2000г.
  
             
            Клубков А.П.. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.
  
             
            Деловой документ: специфика, стиля и структура текста (Учебное пособие по составлению и оформлению деловых документов) М., 1998г.
  
             
            Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.,1998.
  
             
            Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение.- М., 1984г.
  
             
            Фразеологический словарь (под редакцией Молоткова А.И.) М., «Русский язык», 2009.
  
             
            Словарь синонимов (под редакцией Евгеньева А.П.) Санкт-Петербург, «Наука», 2009.
  
             
            Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. М., «Столетие», 2006.
  
             
            Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 2006.
  
             
            Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. – М., 2001г.
  
             
            Тихонов А.Н. и др. Словарь – справочник по русскому языку. - М., 1996
  
             
            Словарь иностранных слов. – М., 1990 (и другие издания).
  
             
            Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1987г.
  
             
            Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка /Под ред. Л.А. Новикова. - М., 1984.
  
            
           
           
          Интернет-ресурсы:
          
             
            http://character.webzone.ru - Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности
  
             
            http://www.ropryal.ru - Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)
  
             
            http://www.slovari.ru - Словари. ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка
  
             
            http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка
  
             
            http://www.gramota.ru - Грамота. ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
  
             
            http://www.rusword.org/ - Мир слова русского
  
             
            http://yamal.org/ook/ - Пособие по орфографии русского языка
  
             
            http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка
  
             
            http://gramota.ru/book/ritorika/ - Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
  
             
            http://rusgram.narod.ru/ - Академическая грамматика Института русского языка РАН
  
             
            http://www.philol.msu.ru/ras/galya-l/  - Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
  
             
            http://www.philology.ru/ - Филологический портал Philology.ru           
  
             
            http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm - Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
  
             
            http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ - Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
  
             
            http://www.comics.ru/dic/ - Толковый словарь крылатых выражений
  
             
            http://www.gramma.ru/  - Пишем и говорим правильно. Культура письменной речи
  
            
           
          4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
          Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
          
            
            
            
               
              Результаты обучения 
               
              (освоенные умения, усвоенные знания)
  | 
               
              Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
  | 
             
            
               
              Умения:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  письменные работы
  
                   
                  работа с текстом
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жанрами устной речи (вести деловую беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, инструкции и т.п.; редактировать написанное);
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  письменные работы
  
                   
                  работа с текстом
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  составлять конспект, реферат, аннотацию, тезисы;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  письменные работы
  
                   
                  практические занятия
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, объяснительную записку, автобиографию.
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  творческие работы
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  работа с текстом, со словарем, справочной литературой
  
                   
                  практические занятия
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  соблюдать правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения);
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  рефераты, сообщения
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  различать стили речи и уметь использовать их в практике общения;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  творческие работы
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  владеть общенаучной и общетехнической лексикой;
  
                 
               | 
              
                
               | 
             
            
              
                
                   
                  определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  письменные работы
  
                   
                  домашние работы
  
                   
                  рефераты, сообщения
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  письменные работы
  
                   
                  контрольные работы
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашняя работа
  
                   
                  работа с текстом
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  находить грамматическую основу предложения;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  письменные работы
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние работы
  
                   
                  письменные работы
  
                   
                  контрольные работы
  
                 
               | 
             
            
               
              Знания:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашняя работа
  
                   
                  работа с текстом
  
                   
                  рефераты, сообщения
  
                 
               | 
             
            
              | 
                
               | 
              
                
                   
                  домашняя работа
  
                   
                  работа с текстом
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  различные нормы литературного языка с его вариантами;
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  домашняя работа
  
                   
                  творческие работы
  
                   
                  рефераты, сообщения
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  функциональные стили речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаки, правила их использования;
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние задания
  
                   
                  творческие работы
  
                   
                  тестирование
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения.
  
                 
               | 
              
                
                   
                  домашние задания
  
                   
                  работа с текстом
  
                   
                  рефераты, сообщения
  
                 
               | 
             
            
               
               
              
  | 
             
           
         |