ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 
           
          БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» 
           
           
          УТВЕРЖДАЮ 
           
          Директора техникума 
           
          ___________ /И.В.Левашова/ 
           
          «____»___________2016 г. 
           
          ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 
           
          23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.01«Организация перевозок и управление на транспорте» 
           
          г. Вологда 
           
          2016 
           
          Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.01«Организация перевозок и управление на транспорте» 
           
          Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» Разработчики: 
           
          Пахолкова С.А., преподаватель 
           
          Рекомендована Методическим советом БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» 
           
          Заключение Методического совета №______ от «____»_______2016г. 
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
          стр.
          
             
            ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 4
  
            
          РЕЧИ» 
           
           
          
             
            СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 8
  
            
          ДИСЦИПЛИНЫ 
           
           
          
             
            УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 15
  
            
           
          
             
            КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 15
  
            
          УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
           
          
             
            ПРИЛОЖЕНИЕ 18
  
            
           1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТРА РЕЧИ» 
           
          1.1. Область применения программы 
           
          Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 
           
          23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 
           
          Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».  
           
           
          
            
               
              Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
  
             
            
           
           
          Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл ОГСЭ - «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл». 
           
           
          
            
               
              Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
  
             
            
           
           
          Программа нацелена на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, производственной и др.) сферах и в ситуациях человеческой деятельности. В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности. 
           
          Для любого современного специалиста значимы: 
          
             
            социально-коммуникативная компетенция (проявляется в способности участников совместной деятельности посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностную
  
            
          коммуникацию для достижения конкретных задач); 
          
             
            профессионально-деловая компетенция (представляет собой умение посредством языка, предметных и социокультурных знаний организовать и оптимизировать тот или иной вид профессионально-делового взаимодействия личностей). 
  
            
          Основные задачи курса: 
          
             
            совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; - обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
  
             
            совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;
  
             
            совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
  
            
          В процессе обучения на основе данной программы студенты должны сознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка. 
           
          В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи. 
           
          Особую важность приобретают и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом привлечены в качестве дидактического материала тексты, профессионально значимые для студентов техникума, профессионально и социально значимая тематика планируемых сообщений, высказываний студентов, тематика анализируемых текстов. 
           
          Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис, будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. 
           
          Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг. 
           
          Программа состоит из «Введения» и семи разделов: «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Части речи», «Синтаксис», «Нормы русского правописания», «Текст. Стили речи». 
           
          В разделах программы дается содержание учебного материала, представлены тематический план дисциплины с указанием количества часов на изучение каждой темы, на проведение контрольных и практических работ, на самостоятельную работу студентов, предполагаемый уровень освоения учебного материала. 
           
          Содержательной основой занятий по данному курсу явится обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку, которое предполагает более глубокое осмысление общих вопросов русского языка, более разветвленную систему практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре и обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению уровня грамотности. 
           
          В результате освоения дисциплины студент должен знать: 
           
          теоретические сведения по всем уровням языка: фонетическому (орфоэпия, орфография), грамматическому (морфология, синтаксис, словообразование, пунктуация), лексическому (выбор слова, сочетаемость слов и т.д.), стилистическому (стили языка и речи). 
           
          В результате освоения дисциплины студент должен уметь: 
          
             
            организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета;
  
             
            осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в социально и профессионально значимых сферах: социально-бытовой, социокультурной, научно-практической, профессионально-деловой;
  
             
            трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.). 
  
            
          1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 
           
          максимальной учебной нагрузки студента – 99 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки студента –66 часов; 
           
           самостоятельной работы студента – 33 часа. 
           
           
         |