           
           
          Департамент здравоохранения города Москвы 
          Государственное бюджетное образовательное учреждение
          среднего профессионального образования города Москвы
          «Медицинский колледж № 2
          Департамента здравоохранения города Москвы» 
           
          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
           
          «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»_ 
           
          (наименование дисциплины) 
           
          Сестринское дело 34.02.01 
           
          (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей) 
           
          про программе базовой подготовки 
           
          форма обучения очная 
           
          (уровень среднего профессионального образования) 
           
          МОСКВА 
           
          2015 
           
          
            
            
            
            
               
              ОДОБРЕНА 
               
              Цикловой комиссией 
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 
               
              Сестринское дело 34.02.01 
               
              (код, наименование профессии/ специальности)
  | 
             
            
               
              (наименование комиссии) 
               
               
              Протокол №___ 
               
              от «___» _________2015г. 
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
               
              Председатель ЦК 
              Кузнецова С.А.____________
  | 
               
              
  | 
               
               
               
              Заведующая научно-методическим отделом 
              Волкова М.М.__________ 
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
           
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Разработчик:
  | 
               
              Кирюнова Ю.О. 
              
  | 
               
              преподаватель ГБОУ СПО «МК №2» 
              
  | 
             
            
               
              Рецензент:
  | 
               
              Кузнецова С.А.
  | 
               
              к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК №2» 
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Гордиенко О.В.
  | 
               
              к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка ГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета» 
              
  | 
             
            
              
  | 
             
            
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          
            
            
            
               
               
              1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
               
              ДИСЦИПЛИНЫ 
              2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
              3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
              4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
              
  | 
               
              стр.
  | 
             
            
               
              4 
               
              6 
              15 
               
              18
  | 
             
            
           
           
          1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 
           
          
            
               
              Область применения программы
  
             
            
          Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рабочим учебным планом по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело». 
          1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 
           
          
            
               
              Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
  
             
           
          
             
            Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;
  
             
            Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи;
  
             
            Закрепить и расширить знания обучающихся о функциональных стилях речи, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника;
  
             
            Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
  
            
           
          В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 
           
          уметь: 
          
             
            строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
  
             
            создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
  
             
            устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  
            
           
           
          
             
            грамотно оформлять медицинскую документацию;
  
             
            пользоваться справочниками, словарями русского языка;
  
             
            использовать профессиональную лексику.
  
            
           
          знать: 
          
             
            нормы русского литературного языка;
  
             
            правила продуцирования текстов разных жанров.
  
            
          1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 
           
          Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 час, в том числе: 
           
          - обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 52 часов; 
           
           - самостоятельная работа обучающегося 26 часов. 
           
           
          2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
          2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
          
            
            
            
               
              вид учебной работы
  | 
               
              Объем часов
  | 
             
            
               
              в учебном плане МК №2
  | 
             
            
               
              Максимальная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              78
  | 
             
            
               
              Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              52
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              практические занятия
  | 
               
              52
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  | 
               
              26
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              групповая проектная работа
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              подготовка сообщений, докладов
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              работа со словарями и справочниками
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
              составление схем и таблиц
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              подготовка публичного выступления
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              оформление документов
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              выполнение упражнений
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              написание конспектов, рецензий, аннотаций
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
  | 
             
            
           
          2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 
           
          «Русский язык и культура речи» 
          Наименование разделов и тем 
           
          Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 
           
          Объем часов 
           
          Уровень освоения 
           
          1 
           
          2 
           
          3 
           
          4 
           
          Раздел 1. 
           
          Культура речи. Нормы русского литературного языка. 
           
          48 
          Тема 1.1 
           
          Понятие культуры речи. 
           
          Нормативный аспект культуры речи. 
          Практическое занятие. 
           
          Понятие культуры речи. Язык и речь. Литературный язык: устная и письменная разновидности. 
           
          Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, виды норм, колебания норм. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи и речевого этикета. 
           
          4 
           
          2 
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            составить небольшой текст о значении речи в профессии медицинского работника.
  
            
          1 
          Тема 1.2. 
           
          Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. 
          Практическое занятие. 
           
          Орфоэпические нормы русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия. Основные фонетические единицы. Нормы произношения гласных и согласных звуков. 
           
          Акцентологические нормы русского литературного языка. Особенности русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии. Интонация как средство языковой выразительности. Выстраивание собственной речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка. Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи. 
           
          6 
           
          2 
           
          2 
           
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений;
  
             
            записать в тетради медицинские термины, имеющие два варианта ударения.
  
            
          2 
          Тема 1.3. 
           
          Орфографические нормы русского литературного языка. 
          Практическое занятие. 
           
          Орфографические нормы русского литературного языка. 
           
          Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики. 
           
          Правописание терминов и слов, применяемых в медицинской практике. 
           
          Выстраивание собственной письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка. Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации. 
           
          6 
           
          2 
           
          2 
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            работа с учебными текстами;
  
             
            сгруппировать медицинские термины по видам орфограмм;
  
             
            составление словаря «Мой медицинский словарик»;
  
             
            в медицинских текстах найти графические ошибки, исправить их.
  
            
          2 
           
           
          Тема 1.4. 
           
          Пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка. 
          Практическое занятие. 
           
          Пунктуационные нормы русского литературного языка. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные и синтаксические нормы. Основные правила употребления знаков препинания. 
           
          Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений. Стилистическая окраска синтаксических средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка. 
           
          Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации. 
          6 
           
          2 
           
          2 
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            составление обобщающей таблицы «знаки препинания при обращениях»;
  
             
            расстановка знаков препинания в тексте №1;
  
             
            в предложенных текстах найти орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их;
  
             
            составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих наиболее сложные правила постановки знаков препинания;
  
             
            исправление ошибок в тексте №2.
  
            
          3 
           
           
          Тема 1.5. 
           
          Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка. 
          Практическое занятие. 
           
          Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания норм, вариантность в форме слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. 
           
          Словообразовательные нормы русского литературного языка. Морфемика. Аббревиатуры, используемые в медицинской практике. Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка. Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи. 
           
          6 
           
          2 
           
          2 
           
           
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            подготовка сообщения об основных способах образования слов в русском языке;
  
             
            расшифровать медицинские аббревиатуры.
  
            
          3 
          Тема 1.6. 
           
          Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография. 
           
          Практическое занятие. 
           
          Лексические нормы русского литературного языка. Лексика. Стилистически окрашенная лексика. Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов. 
           
          Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др. 
           
          Фразеология. Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов. Медицинские фразеологизмы. Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами. Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи. 
           
          Лексикография. Основные типы словарей. Словари медицинских терминов. Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности. Контрольная работа. 
           
          6 
           
          2 
           
          2 
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            подготовка мультимедийной презентации на тему: «Выдающиеся филологи – врачи »;
  
             
            составление профессиональных текстов с использованием предложенной лексики;
  
             
            работа со словарем медицинских терминов;
  
             
            объяснение значения медицинских фразеологизмов.
  
            
          3 
          Раздел 2. 
          Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи. 
           
          30 
          Тема 2.1. 
           
          Особенности научного стиля речи. 
          Практическое занятие. 
           
          Научный стиль речи. Функциональные стили языка. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. Создание текстов различных типов и жанров научного стиля. Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля. Структура и оформление студенческих работ. Структура и оформление студенческих работ. 
          4 
           
          2 
           
           
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов «Сестринское дело», «Медицинская сестра»;
  
             
            подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях;
  
             
            создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.);
  
             
            написать рецензию на медицинскую статью из профессионального журнала.
  
            
          3 
          Тема 2.2. 
           
          Особенности официально-делового стиля речи. 
          Практическое занятие. 
           
          Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля. 
           
          Оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка. Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля. 
           
          4 
           
          2 
           
          2 
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.);
  
             
            заполнение медицинских документов;
  
             
            подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
  
            
          3 
          Тема 2.3. 
           
          Особенности публицистического стиля речи. 
          Практическое занятие. 
           
          Публицистический стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Этика публичного выступления. 
           
          Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля. 
           
          4 
           
          2 
           
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией на тему здорового образа жизни;
  
             
            написание заметки о жизни известного врача;
  
             
            подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
  
            
          3 
          Тема 2.4. 
           
          Особенности разговорного стиля речи. 
          Практическое занятие. 
           
          Разговорный стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Особенности речевого этикета при общении с пациентом. Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля. 
           
          Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения. 
           
          Дифференцированный зачет. 
           
          6 
           
          2 
           
           
          2 
          2 
           
          3 
          Самостоятельная работа обучающихся: 
          
             
            составление диалога «Медсестра – пациент»;
  
            
          
          
             
            подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности;
  
             
            подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
  
           3 
           
          Всего: 
           
          в т.ч. самостоятельная работа 
           
          78 
           
          Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 
           
          1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
           
          2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 
           
          3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 
           
          3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 
          3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 
           
          Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка или кабинета, оборудованного ТСО. 
          
          Оборудование учебного кабинета 
          Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план. 
           
          Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства. 
           
          Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения. 
           
          3.2 Информационное обеспечение обучения 
           
          Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 
          Основные источники: 
           
          1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2005. 
           
          2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика, текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл.. – М.: Просвещение – 2005. 
           
          3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Русский язык в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение – 2010. 
           
          4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 
           
          5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976. 
           
          6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993. 
           
          7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е издание. – М., 1993. 
           
          8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1980. 
           
          9. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980. 
           
          10. Матвеев В.Ф. Основы медицинской этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. 
           
          11. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. 
           
          12. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002. 
           
          13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985. 
           
          14. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001. 
           
          15. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988. 
           
          16. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980. 
           
          17. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996. 
          Дополнительные источники: 
           
          1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. 
           
          2. Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с. 
           
          3. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с. 
           
          4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с. 
           
          5. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с. 
           
          6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с. 
           
          6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с. 
           
          Информационные электронные ресурсы: интернет, обучающие и контролирующие программы 
           
          1. portal@gramota.ru 
           
          2. http://www.slovari.gramota.ru 
           
          3. http://www.slovari.ru 
           
          4. www.yamal.org//ook 
           
          5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm 
           
          6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/ 
           
          4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических и словарных диктантов, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, мультимедийных презентаций, групповых проектных работ. 
          
            - 
              
                - 
                  
                    
                    
                    
                       
                      Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
  | 
                       
                      Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
                       
                      (по итогу, т.е. содержанию зачету)
  | 
                     
                    
                       
                      В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
  | 
                     
                    
                       
                      - строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
  | 
                       
                      устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: словарный диктант; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
  | 
                     
                    
                       
                      - создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
  | 
                       
                      устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах.
  | 
                     
                    
                       
                      - устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  | 
                       
                      письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант.
  | 
                     
                    
                       
                      - грамотно оформлять медицинскую документацию;
  | 
                       
                      письменный контроль: составление документов. 
                      
  | 
                     
                    
                       
                      - пользоваться справочниками, словарями русского языка;
  | 
                       
                      индивидуальный и групповой контроль, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты. 
                      
  | 
                     
                    
                       
                      - использовать профессиональную лексику.
  | 
                       
                      устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, тестовые задания.
  | 
                     
                    
                       
                      В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
  | 
                     
                    
                       
                      - нормы русского литературного языка;
  | 
                       
                       
                       
                      Дифференцированный зачет.
  | 
                     
                    
                       
                      - правила продуцирования текстов разных жанров.
  | 
                       
                       
                      
  | 
                     
                   
                 
               
             
            
           
         |