Муниципальное общеобразовательное учреждение 
           
          "Средняя общеобразовательная школа с. Липовка 
           
          Духовницкого района Саратовской области" 
           
          Программа элективного курса по географии 
           
          "Интерактивная картография" 
           
          Автор-составитель 
           
          Федулова Ирина Николаевна, 
           
          учитель географии высшей категории 
           
          Липовка, 2013 
           
          Пояснительная записка. 
           
          "Карта есть "альфа и омега" географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается". 
           
          Н.Н. Баранский 
           
          Программа элективного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов общеобразовательных школ. 
           
          Актуальность: Географическая карта - совершенно особый, уникальный объект изучения. Она возникла гораздо раньше письменности и вряд ли перестанет быть актуальной в будущем. Карты прочно вошли в нашу жизнь и их используют не только географы, путешественники, но и каждый современный человек. Наряду с традиционными печатными картами, сейчас существует множество мобильных on-line-карт, программ и сервисов картографического содержания. Они предоставляют возможность быстрого получения и размещения информации. Благодаря сети Интернет такие карты доступны в любое время, в любом месте. Их можно размещать на сайтах, делиться ссылкой на них с друзьями. Картографические сервисы позволяют одновременно нескольким авторам редактировать карту. 
           
          Содержание курса позволит обучающимся освоить некоторые картографические сервисы и программы, с целью дальнейшего их использования в учебе, работе, повседневной жизни, познакомит с профессиями учителя географии, учителя информатики, картографа и др. Одновременно, курс поможет продолжить формирование ИКТ- компетентности учеников, а так же определиться с выбором экзамена в форме ГИА. 
           
          Интерактивные карты могут нести не только географическое содержание, но и историческое, литературное, биологическое, экологическое, краеведческое и другое. Поэтому данный курс, при небольшой доработке, может быть использован учителями других предметов. 
           
          Цель курса: показать возможности использования картографических сервисов и программ для поиска и визуализации географической и других видов информации. 
           
          Задачи: 
           
          - формирование умений и навыков использования готовых географических информационных систем; 
           
          - обучение самостоятельному созданию интерактивных карт и интерактивных картографических моделей, информационных видеороликов с помощью картографических сервисов и программ; 
           
          - показать варианты применения интерактивных карт в учебе, творчестве, работе, повседневной жизни и т.д.; 
           
          - помощь в выборе профессии, в подготовке к сдаче экзамена по выбору. 
           
          Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации: картографическими, текстовыми, фотографиями, рисунками, видео ресурсами и т.д. Каждая тема включает теоретический материал, практические задания и самостоятельную работу. 
           
          Планируемые образовательные результаты: 
           
          Личностные: 
          
             
            сформированость осознания единства географического пространства мира
  
             
            осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)
  
             
            проявление  уверенности в своих силах
  
             
             овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
  
            
          Метапредметные: 
          
             
            развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  
             
            сформированость способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
  
             
            сформированость умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
  
             
            сформированость умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
  
            
          Предметные: 
          
             
            сформированость ИКТ- компетентности в плане использования интерактивных карт и моделей;
  
             
            сформированость умения и навыка по созданию интерактивных карт и интерактивных моделей;
  
            
           
          Техническое обеспечение: компьютеры с доступом к сети Интернет, программа MapKit_1-4 (находится в свободном доступе на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"), программа Google Планета Земля ( в свободном доступе по адресу http://www.google.ru/earth/download/ge/) 
           
          Программа рассчитана на 17 часов. 
           
          Тематическое планирование 
          
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Тема занятия
  | 
               
              Форма организации занятия
  | 
               
              Количест-во часов
  | 
             
            
               
              Введение
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Введение
  | 
               
              Лекция с элементами беседы. 
               
              Совместное заполнение электронной таблицы "Картографические сервисы"
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              I. Картографический сервис Google Maps
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Знакомство с сервисом Google Maps
  | 
               
              Лекция с элементами беседы и демонстрацией возможностей интерактивных карт Google. 
               
              Практическая работа "Нахождение заданных объектов на карте"
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Добавляем метки
  | 
               
              Практическое занятие
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Создаем карту вместе
  | 
               
              Практическое занятие "Создание коллективной карты "Особо охраняемые территории Саратовской области"
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              5-6.
  | 
               
              Создание карты и её размещение в Интернет
  | 
               
              Самостоятельная работа
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              II. Программа Google Планета Земля
  | 
             
            
               
              7.
  | 
               
              Знакомство с возможностями программы Google Планета Земля
  | 
               
              Лекция с элементами беседы и демонстрацией возможностей программы 
               
              Практическая работа "Виртуальное путешествие"
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              8-9.
  | 
               
              Изучаем интерфейс программы
  | 
               
              Практическое занятие
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              10.
  | 
               
              Репортаж о путешествии
  | 
               
              Самостоятельная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              III. Конструктор интерактивных карт MapKit_1-4
  | 
             
            
               
              11.
  | 
               
              Знакомство с возможностями программы
  | 
               
              Лекция с элементами беседы. Демонстрация готовых интерактивных карт
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              12.
  | 
               
              Создание модели для демонстрации "Показ скрытых и выделение объектов"
  | 
               
              Практическое занятие
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              13-14.
  | 
               
              Создание моделей для контроля знаний "Перемещение объектов", "Закраска и текст"
  | 
               
              Практическое занятие
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              15.
  | 
               
              Создание модели "Построение символов и линий"
  | 
               
              Практическое занятие
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              16.
  | 
               
              Сам себе картограф
  | 
               
              Самостоятельная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              Заключение
  | 
             
            
               
              17.
  | 
               
              Итоговое занятие
  | 
               
              Презентация готовых работ. 
               
              Круглый стол "Варианты использования Интерактивных карт"
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Итого:
  | 
               
              17
  | 
             
            
          Содержательная часть 
           
          Занятие 1. Введение. 
           
          Основные элементы темы: История картографии. Обзор картографических сервисов и сайтов, содержащих интерактивные карты. 
           
          Практическая работа №1. Cоздание аккаунта Google. 
           
          Практическая работа №2: Совместное заполнение электронной таблицы Google "Картографические сервисы" (пример) 
          
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Название сервиса или сайта
  | 
               
              Какие возможности предоставлены
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          Форма контроля: Заполненная таблица Google, вклад каждого обучаемого. 
           
          Источники информации для ученика: 
           
          1. История картографии. Статья на сайте Википедия http://urls.by/69z 
           
          2. История развития картографии http://nnm.ru/blogs/jkar/istoriya_razvitiya_kartografii/ 
           
          3. Сайт "Мир карт" http://www.mirkart.ru/ 
           
          4. Сервис eAtlas http://www.eatlas.ru 
           
          5. Яндекс. Карты http://maps.yandex.ru 
           
          6. Google Maps: https://maps.google.com/maps?hl=ru&tab=ll 
           
          7. Сайт "Российское образование: интерактивные карты ": http://www.edu.ru/maps/ 
           
          8. Wordl Navigator. Интерактивная карта мира и истории: http://atlas.7jigen.net/ru/ 
           
          9. Карта "Население мира. Миграция населения по всем странам мира" http://webdiscover.ru/v/58ра087 
           
          Источники информации для учителя: 
           
          1. Работа с документами Google: http://www.youtube.com/watch?v=UtbFTSJRC1g 
           
          2. Короповская, В.П. Интернет и социальные сервисы Веб2.0 / В.П. Короповская // Методическое пособие для учителя. – Мурманск: МОИПКРОиК. – 2008. 50 с 
           
          Занятие 2. Знакомство с сервисом Google Maps. 
           
          Основные элементы темы: Передвижение по карте. Масштабирование карты. Просмотр территории с помощью фотографий сервиса Panoramio.com 
           
          Практическая работа: "Нахождение заданных объектов на карте". 
           
          Пример задания: Найдите на карте 5 объектов с одинаковым названием (Медведица, Михайловка, Липовка). Объекты могут быть как населенными пунктами, так и реками, озерами, архитектурными сооружениями и т.д. 
           
          Форма контроля: наблюдение за работой учеников, беседа 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Картографический сервис Google Maps. Руководство пользователя: http://www.openclass.ru/dig-resource/144679 (Примечание: прикрепленный файл виден после авторизации на сайте ОК) 
           
          Занятие 3. Добавляем метки 
           
          Основные элементы темы: Технология создания новой карты. Создание меток на картах Google. Добавление к метке текстовой информации, фотографии, видео. Прокладывание маршрута. Сохранение карты. 
           
          Практическая работа: Создание карты определенной тематики. 
           
          Пример задания: Используя инструкцию и помощь учителя, создайте карту "Крупнейшие города России". На карте разместите не менее 5 меток, содержащих текстовую информацию, фотографии или видео (Примечание: так как в школе фильтры не пропускают видео сервисы, добавление к меткам видео можно предложить в качестве домашнего задания). 
           
          Форма контроля: наблюдение за работой учащихся, анализ готовых карт. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Презентация " Работа с картами Google" http://www.slideshare.net/Shelty2011/google-9817605 
           
          2. Метка на карте Google http://www.youtube.com/watch?v=nq7XZwy5wIg&feature=player_embedded 
           
          3. Как проложить маршрут http://www.youtube.com/watch?v=vX18NCJXDPM 
           
          Занятие 4. Создаем карту вместе. 
           
          Основные элементы темы: Настройка доступа к карте. Как разрешить всем редактировать карту? Как пригласить соавторов? Получение ссылки на карту. Получение html кода карты. 
           
          Практическая работа №1 " Настройка доступа к карте" 
           
          Пример задания: Откройте ранее созданную карту. Пользуясь инструкциями и помощью учителя, придайте карте статус "Разрешить всем изменять эту карту". Поделитесь ссылкой на карту с одноклассниками, предложите им добавить метки. С помощью инструкции пригласите соавторов для работы над картой. 
           
          Практическая работа №2 "Создаем коллективную карту "Особо охраняемые территории Саратовской области"" 
           
          Варианты работы: учитель создает карту и разрешает редактировать всем, один из учеников создает карту и приглашает соавторов или разрешает редактировать всем) 
           
          Форма контроля: Наблюдение за работой учащихся, анализ готовой карты, оценка вклада каждого. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Настройка доступа к карте http://support.google.com/maps/bin/answer.py?hl=ru&answer=144365 
           
          2. Получение ссылки на карту: https://docs.google.com/document/d/1fTZVNb2MmH1AlxMIZNnerQ2XWYEsX5U-o0B6CeZ0KSA/edit?usp=sharing 
           
          Занятия 5-6. Создание карты и её размещение в Интернет. 
           
          Самостоятельная работа учащихся. 
           
          Задание: Самостоятельно создайте новую карту на одну из предложенных тем. Карта должна содержать не менее 5 меток с информацией разного типа. Проложите маршрут к каждой точке. Разместите готовую карту в блоге учителя. 
           
          Форма контроля: Анализ созданных карт, факт размещения карты в блоге учителя 
           
          Занятие 7. Знакомство с возможностями программы Google Планета Земля. 
           
          Основные элементы темы: Установка программы Google Планета Земля. Работа с картой. Поиск заданных географических объектов. Переход в режим просмотра улиц. "Ныряние" под воду для просмотра рельефа дна океана. Переход в режим "Полета" над территорией. Изменение направления движения. Просмотр фотографий. 
           
          Практическая работа: "Виртуальное путешествие" 
           
          Пример задания: Совершите виртуальное путешествие по Италии. Посетите город Рим, полюбуйтесь достопримечательностями. 
           
          Форма контроля: Наблюдение за работой обучающихся. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Установка программы http://www.youtube.com/watch?v=dR9oQMeaC48 
           
          2. Обзор Google Планета Земля http://www.youtube.com/watch?v=u9YaeucMiF4 
           
          Занятия 8-9. Изучаем интерфейс программы 
           
          Основные элементы темы: Режим "Луна". Режим "Марс". Режим "Звездное небо". Режим "Океан". Режим "3D- здания". Режим "Изображения во времени". Измерение расстояний между объектами. Режим записи видео тура. 
           
          Практическая работа: "Изучение интерфейса программы" 
           
          Пример заданий. Изучите космические снимки Аральского моря в режиме "Изображения во времени". Измерьте расстояние от Москвы до Саратова и т.д 
           
          Форма контроля: Наблюдение за работой обучающихся. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Google. Планета Земля. Основные функции. http://www.youtube.com/watch?v=sGuBqGcJuBw 
           
          2. Белоусова Н.Н. Приложение к Google Maps – программа Google Планета Земля. Краткое руководство пользователя http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2012/06/google_doc_93882.doc 
           
          Занятие 10. Репортаж о путешествии 
           
          Самостоятельная работа учащихся 
           
          Пример задания: Совершите "полет" над Андами и Кордильерами. Сделайте съемку своего путешествия, сопроводив её голосовыми комментариями. Сохраните запись. 
           
          Форма контроля: Самоанализ видео роликов учащихся. 
           
          Занятие 11. Знакомство с возможностями программы MapKit_1-4. 
           
          Основные элементы темы: Описание программы. Как устроен конструктор? Интерфейс редактора. Интерфейс плеера. 
           
          Демонстрации: Учитель демонстрирует готовые интерактивные карты 
           
          Форма контроля: Фронтальный опрос 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Конструктор интерактивных карт http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bd5a4839-0983-4600-9891-4e7295cc2fea/79394/? 
           
          2.Описание и демонстрационная версия http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bd5a4839-0983-4600-9891-4e7295cc2fea/79394/? 
           
          3. Примеры ресурсов по географии http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bd5a4839-0983-4600-9891-4e7295cc2fea/79394/? 
           
          4. Состав программы MapKit http://nsportal.ru/vu/lection/sostav-programmy-mapkit 
           
          Занятие 12. Создание модели для демонстрации "Показ скрытых и выделение объектов" 
           
          Основные элементы темы: Выделение через настройку подсвечивания. Показ скрытых изображений через настройку изображений. Сохранение модели. 
           
          Практическая работа: Создание презентационной модели "Показ скрытых и выделение" 
           
          Пример задания: Используя инструкцию и помощь учителя, создайте интерактивную модель для стран Польша и Румыния. 
           
          Форма контроля: Анализ готовых моделей. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Создание, сохранение, редактирование моделей. http://nsportal.ru/vu/lection/sozdanie-sokhranenie-redaktirovanie-modelei 
           
          2. Импорт карт, рисунков http://nsportal.ru/vu/lection/import-kart-risunkov 
           
          3. Белоусова Н.Н. Инструкция по созданию Модели 1 http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2012/06/_1__47478.doc 
           
          4. Создание презентационной модели http://nsportal.ru/vu/lection/sozdanie-prezentatsionnoi-modeli 
           
          Занятия 13-14. Создание моделей для контроля знаний "Перемещение объектов", "Закраска и текст" 
           
          Основные элементы темы: Прием "Перемещение объектов". Инструменты "Создать копию", "Создать ломаную", "Изменить цвет заливки". Создание текстового поля. 
           
          Практическая работа №1. Создание модели "Перемещение объектов" 
           
          Практическая работа №2. Создание модели "Закраска и текст" 
           
          Пример задания: Пользуясь инструкциями и помощью учителя создайте модели 2 и 3 для двух стран на выбор. Сохраните модели. 
           
          Форма контроля: Анализ готовых моделей. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Белоусова Н.Н. Инструкция по созданию модели 2. http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2012/06/_2__19027.doc 
           
          2. Белоусова Н.Н. Инструкция по созданию модели 3. http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2012/06/_c_3__18903.doc 
           
          3. Создание текстового поля. http://nsportal.ru/vu/lection/sozdanie-tekstovogo-polya 
           
          4. Настройка объектов http://nsportal.ru/vu/lection/nastroika-obektov 
           
          5. Проверочное задание "Переместите объекты" http://nsportal.ru/vu/lection/proverochnoe-zadanie-peremestite-obekty 
           
          6. Проверочное задание "Закрасьте, подпишите" http://nsportal.ru/vu/lection/proverochnoe-zadanie-zakraste-podpishite 
           
          Занятие 15. Создание модели "Построение символов и линий" 
           
          Основные элементы темы: Построение символов различной формы и цвета. 
           
          Построение ломаных линий. 
           
          Практическая работа: Создание модели 4 "Построение символов и линий" 
           
          Пример задания: Используя инструкции и помощь учителя создайте интерактивную модель 4 для любых двух стран. Сохраните модели. 
           
          Форма контроля: Анализ готовых моделей. 
           
          Источники информации для ученика и учителя: 
           
          1. Белоусова Н.Н. Инструкция по созданию модели 4. http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2012/06/_c_4__18681.doc 
           
          2. Проверочное задание "Постройте символ, нарисуйте границу" http://nsportal.ru/vu/lection/proverochnoe-zadanie-postavte-simvol-narisuite-granitsu 
           
          3. Создание символов: http://nsportal.ru/vu/lection/sozdanie-simvolov 
           
          4. Создание ломаных : http://nsportal.ru/vu/lection/sozdanie-lomanykh 
           
          Занятие 16. Сам себе картограф 
           
          Самостоятельная работа учащихся 
           
          Пример задания: Самостоятельно создайте модель с использованием нескольких любых приемов. 
           
          Форма контроля: Самоанализ готовых моделей. 
           
          Занятие 17. Итоговое занятие 
           
          Презентация готовых работ. 
           
          Круглый стол: "Варианты использования Интерактивных карт"
         |