Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 
          
             
            Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  
             
            Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14).
  
             
            Устава МОУ « Гимназия №5» г. Саратов
  
             
            Основной образовательной программы МОУ « Гимназия №5» г. Саратов
  
             
            Учебного плана МОУ « Гимназия №5» г. Саратов на 2014-2015 учебный год.
  
            - 
              
 
               Авторской программы начального общего образования «Технология» Т. Н. Просняковой 
             
            
           
          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
           
          Рабочая программа 3 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. 
           
          В 3 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать уже более сложные эскизы прямоугольной и круглой заготовок. 
           
          При обсуждении технологии изготовления изделия третьеклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций во II классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку. 
           
          В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения в 3 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала. 
           
          Цели программы 
           
          - овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; 
           
          - способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
           
          развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения; 
           
           
           
          Социокультурная цель изучения технологии включает: 
           
          - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании 
           
          окружающего мира; 
           
          - формирование первоначальных представлений о мире профессий; 
           
          воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; 
           
          - практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности 
           
          Задачи программы 
           
          - Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой. 
           
          - Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира. 
           
          - Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). 
           
          - Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). 
           
          - Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики и прочих) через формирование практических умений. 
           
          - Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. 
          ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 
           
          Курс программы Т. Н. Просняковой по учебному предмету «Технология» в 3 классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). В базисном учебном плане гимназии на изучение данного предмета   отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебные недели), поэтому в рабочую программу внесены изменения: уплотнён программный материал за счёт объединения тем. Часы распределены по разделам следующим образом: 
           
          Раздел 1. Бумага и картон (11 часов) 
           
          Раздел 2. Текстильные материалы. (14 часов) 
           
          Раздел 3. Пластилин (3 часа) 
           
          Раздел 4. Комбинированные работы из различных материалов (6 часов) 
          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
           
          Виды художественной техники: 
           
          Лепка 
          
             
            Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.
  
             
            Вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки). Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).
  
             
            Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).
  
            
          Аппликация 
          
             
            Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
  
             
            Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
  
             
            Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.
  
             
            Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.
  
            
          Художественное складывание 
          
             
            Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
  
             
            Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
  
            
          Плетение (4 часа) 
          
             
            Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
  
             
            Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
  
             
            Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
  
            
          Шитье и вышивание 
          
             
            Вышивание по криволинейному контуру разными видами швов.
  
             
            Пришивание пуговицы разными способами.
  
            
          Моделирование и конструирование 
           
          Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм 
          
             
            Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.
  
             
            Мозаика из разных геометрических форм.
  
            
          Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм 
          
             
            Более сложные (по сравнению со вторым классом) технические модели из готовых форм.
  
             
            Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).
  
            
          Объемное моделирование и конструирование из бумаги 
          
             
            Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
  
            
          Сквозные виды работы 
           
          Наблюдения 
          
             
            Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином.
  
             
            Продольные и поперечные волокна бумаги.
  
             
            Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).
  
             
            Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
  
             
            Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
  
             
            Сравнение пуговиц по внешнему виду.
  
             
            Сравнение швейных игл по внешнему виду.
  
             
            Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей.
  
            
          Беседы 
          
             
            Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, тканей.
  
             
            О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.
  
            
           
          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА 
          
             
            Универсальные учебные действия
  
            
          Личностные универсальные учебные действия 
           
          У обучающегося будут сформированы: 
           
          – ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; 
           
          – ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; 
           
          – предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность 
           
          своей деятельности на основе предложенных критериев; 
           
          – положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; 
           
          – осознание своей ответственности за общее дело; 
           
          – ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; 
           
          – уважение к чужому труду и результатам труда; 
           
          – уважение к культурным традициям своего народа; 
           
          – представление о себе как гражданине России; 
           
          – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; 
           
          – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; 
           
          – понимание чувств окружающих людей; 
           
          – готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, 
           
          здоровьесберегающего поведения. 
           
          Обучающийся получит возможность для формирования: 
           
          – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; 
           
          – широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения; 
           
          – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; 
           
          – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; 
           
          – сопереживания другим людям; 
           
          – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; 
           
          – осознания себя как гражданина России; 
           
          – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства 
           
          с материалами курса по технологии; 
           
          – готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. 
           
          Регулятивные универсальные учебные действия 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; 
           
          – в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; 
           
          – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; 
           
          – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; 
           
          – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой 
           
          ролью; 
           
          – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. 
           
          Обучающийся получит возможность научиться 
           
          – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
           
          – осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; 
           
          – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной 
           
          задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях; 
           
          – адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом. 
           
          Познавательные универсальные учебные действия 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках; 
           
          – владеть общими приемами решения задач; 
           
          – работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; 
           
          – находить информацию, заданную в тексте в явном виде; 
           
          – передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию; 
           
          – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; 
           
          – находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; 
           
          – умению смыслового восприятия познавательных текстов; 
           
          – выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения; 
           
          – проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; 
           
          – обобщать на основе выделения сущностной связи; 
           
          – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; 
           
          – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 
           
          Обучающийся получит возможность научиться: 
           
          – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, 
           
          медиаресурсов; 
           
          – фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; 
           
          – строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях; 
           
          – вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
           
          – делать выписки из используемых источников информации; 
           
          – осуществлять синтез как составление целого из частей; 
           
          – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге 
           
          явлений; 
           
          – выделять ряд общих приемов решения задач. 
           
          Коммуникативные универсальные учебные действия 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – допускать возможность существования у людей различных точек зрения; 
           
          – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
           
          – продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций 
           
          всех участников; 
           
          – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 
           
          – учитывать другое мнение и позицию; 
           
          – оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; 
           
          – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. 
           
          Обучающийся получит возможность научиться: 
           
          – строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой 
           
          речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 
           
          – стремиться к координации позиций в сотрудничестве; 
           
          – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что 
           
          партнер знает и видит, а что нет; 
           
          – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; 
           
          – осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 
          
             
            Предметные результаты
  
            
          Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла 
           
          своего края или России; 
           
          – выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке; 
           
          – использовать отдельные правила создания предметов рукотворного 
           
          мира в практической деятельности; 
           
          – организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; 
           
          – отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида 
           
          и сложности работы; 
           
          – соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими 
           
          инструментами; 
           
          – соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. 
           
          Обучающийся получит возможность научиться: 
           
          – понимать особенности проектной деятельности; 
           
          – осуществлять под руководством учителя коллективную проектную 
           
          деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, 
           
          воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта. 
           
          Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни; 
           
          – подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной 
           
          задачей; 
           
          – называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году; 
           
          – экономно расходовать используемые материалы; 
           
          – применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими 
           
          (игла); 
           
          – изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; 
           
          – выстраивать последовательность реализации собственного замысла. 
           
          Обучающийся получит возможность научиться: 
           
          – выполнять символические действия моделирования под руководством 
           
          учителя; 
           
          – прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы. 
           
          Конструирование и моделирование 
           
          Обучающийся научится: 
           
          – выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, 
           
          виды и способы соединения деталей; 
           
          – изменять способы соединения деталей конструкции; 
           
          – изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; 
           
          – анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу; 
           
          – размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу; 
           
          – изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу; 
           
          - познакомится с названием деталей и блоков конструктора «ПервоРобот»; 
           
          Обучающийся получит возможность научиться: 
           
          – соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических 
           
          тел с изображением развертки; 
           
          – создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной 
           
          конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью 
           
          учителя; 
          ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 
           
          Обучающиеся должны иметь общее представление: 
           
          - об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов; 
           
          - об изготовлении глиняных и деревянных игрушек; 
           
          - о видах и свойствах современных материалов. 
           
          знать: 
           
          - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; 
           
          - название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; 
           
          - приемы разметки; 
           
          - способы соединения деталей из бумаги и картона; 
           
          уметь: 
           
          - понимать рисунки, схемы, эскизы; 
           
          - определять названия деталей и материал для их изготовления; 
           
          - определять порядок действий, планировать этапы своей работы; 
           
          - комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи; 
           
          - выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец. 
          КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
           
          Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: 
           
          - качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; 
           
          - степень самостоятельности в выполнении работы; 
           
          - уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. 
           
          Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. 
           
          Характеристика цифровой оценки (отметки) 
           
          “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); 
           
          “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; 
           
          “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время. 
          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
           
          Для реализации программного содержания используется для обучающихся: 
          
             
            Проснякова Т. Н. Уроки мастерства : учебник для 3 класса / – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
  
            
          Для реализации программного содержания используется для учителя: 
          
             
            Проснякова, Т. Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства» для 3 класса –– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
  
            
           
          МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА 
           
          1. Технические средства обучения: 
           
          - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; 
           
          - интерактивная доска; 
           
          - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; 
           
          - телевизор; 
           
          - мультимедийный проектор; 
           
          - экспозиционный экран; 
           
          - компьютер; 
           
          2. Оборудование класса: 
           
          - ученические двухместные столы с комплектом стульев; 
           
          - стол учительский с тумбой; 
           
          - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий; 
          Интернет-ресурсы: 
          
             
            Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  
             
            http:www.Nachalka.com.
  
             
            http:www.viku.rdf.ru.
  
             
            http:www.rusedu.ru.
  
             
            http://school-collection.edu.ru/
  
             
            www.center.fio.ru    
  
             
            http://www.maro.newmail.ru   
  
             
            http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   
  
             
            http://www.int-edu.ni
  
             
            http://www.zankov.ru/
  
             
            http://stranamasterov.ru/
  
            
          Использование оборудования кабинета начальных классов по предмету Технология: 
           
          1 четверть 
          
             
            Коллекция «Бумага и картон»
  
             
            Коллекция «Бумага и картон» раздаточная
  
             
            Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев, кустарников»
  
             
            Комплект таблиц для нач. школы «Технология. Обработка бумаги и картона-2»
  
            
          2 четверть 
          
             
            Коллекция «Бумага и картон»
  
             
            Коллекция «Бумага и картон» раздаточная
  
             
            Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев, кустарников»
  
             
            Комплект таблиц для нач. школы «Технология. Обработка бумаги и картона-2»
  
             
            Коллекция «Лен»
  
             
            Коллекция «хлопок»
  
             
            Комплект таблиц «Обработка бумаги и картона -2»
  
            
          3 четверть 
          
             
            Коллекция «Лен»
  
             
            Коллекция «хлопок»
  
             
            Коллекция «Шерсть»
  
           
          
             
            четверть
  
           
          
             
            Коллекция «Бумага и картон»
  
             
            Коллекция «Бумага и картон» раздаточная
  
             
            Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев, кустарников»
  
             
            Комплект таблиц для нач. школы «Технология. Обработка бумаги и картона-2»
  
           
         |