  
           
           
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
           
          Рабочая программа составлена на основе: 
           
          — Федерального компонента государственного стандарта общего образования; 
           
          — Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005); 
           
          — Сасова, И. А. Технология. 5—8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко., —М. : Вента-Граф, 2007. 
           
          Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю в I полугодии и 2 часа в неделю во II полугодии). В том числе: 
           
          — контрольных работ —2; 
           
          — тестов — 13; . 
           
          —проектов-1; 
           
          — исследований — 1; 
           
          — практических работ —29; 
           
          — экскурсий —1. 
          Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий. 
           
          Учебно-методический комплект: 
          1. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: Вента-Граф, 2012.-192 с.: ил. 
           
          Дополнительная литература: 
           
          1. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4—8 кд. / 
           
          Ю. А. Боровков, С.. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенед. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1980. 
           
          2. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. М.:Просвещение,1988.—144с. 
           
          3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие ‘для учителя труда /Г. Б. Ворошин,. А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. д. А. Тхоржевского. 2-е изд.,перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1989. 
           
          4. Дополнительное образование и воспитание : журн. —2007. — № 3. 
           
          5. Журавлев Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся 5—6 кл. / Б. А. Журавлев.— М.. : Просвещение, 1992. —256 с. 
           
          6. Коваленко В. H. Объекты труда. 5кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И.Коваленко, В. В. Кулененок. — М.: Просвещение, 1990. 
           
          7. Коноплева H П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Коноплева. — М. : Просвещение, 1991. — 192 с. 
           
          8. Копелевич В. Г Слесарное дело / В. Г. Копелевич и г. Спиридонов, Г. П. Буфетов — М.: Просвещение, 1992. — 207 с. 
           
          9. Ликум А. Все обо всем : популярная энциклопедия для детей : в 14 т. / А. Лисум. — М.: Комп. («Ключ-С»: филол. общ-во ((СЛОВО» ТКО ACT, 1994. 
           
          10. Магир М. Плетение проволоки / М. Магир. —‘М.: Изд. дом «Ниола 21-й. век», 2004.—96с 
           
          11 Маркуша А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. — Минёк :‘ Нар. асвета, 1981. —63 с. 
           
          12. Мир профессий. Человек — техника / сост. В. Е. Гаврина. — М. :. Молодая гвар- 
           
          дия, 198Ъ—350с. . . ‘‚ . 
           
          13. Мир профессий. Человек — техника / сост. Р. Д. Каверина. М. :Молодая гвардия,1988.—З55с. 
           
          13. Мы и наша семья: книга для молодых супругов / сост. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. —М. : Молодая гвардия, 1987. — 116 с. 
           
          Просвещение, 1984. 
           
          14. Сасова, H. А. Технология. 5—8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. — М. : Вентана-Граф, 2007. —96 с. 
           
          15. Школа и производство : журн. —1991. —№2 1. 
           
          Внесенные изменения: 
           
          1. Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить в конце программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. 
           
          Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного, процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления деталей, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику. 
           
          Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд лекции, программы обучения, игровые программы. 
          Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса 
          Учащиеся должны знать: 
          
             
            основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;
  
             
            основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;
  
             
            пути предупреждения негативных. последствий. трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
  
             
            условия к посадке и правила ухода за растениями, способы размножения растений;
  
             
            что представляет собой текстовая. и графическая информация;
  
             
            требованиях материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;
  
             
            общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
  
             
            назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента; (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений. для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;
  
             
            основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также пo используемым в них рабочим частям;
  
             
            виды пиломатериалов;
  
             
            возможности использования микрокалькулятора и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
  
             
            источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
  
             
            основы и принципы ухода за одеждой и обувью;
  
            
           
           
          уметь : 
          
             
            рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
  
             
            выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно -технологическим картам;
  
             
            читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
  
             
            понимать содержание инструкционно- технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
  
             
            графически изображать основные виды механизмов передач;
  
             
            находить необходимую техническую информацию.
  
             
            осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  
             
            читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
  
             
            выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
  
             
            соединять детали: склеивание, на гвоздях, шурупах;
  
             
            владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
  
             
            применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
  
             
            набирать и редактировать текст;
  
             
            создавать простые рисунки.
  
             
            работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
  
            
           
          Должны владеть компетенциями: 
          
             
            ценностно-смысловой;
  
             
            деятельностной;
  
             
            социально-трудовой;
  
             
            познавательно-смысловой;
  
             
            информационио-коммуникативной;
  
             
            межкультурнёй;
  
             
            учебно-познавательной.
  
            
           
          Способы решать жизненно-практические задачи 
           
          - вести экологический здоровый образ жизни; 
           
          - использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации; 
           
          - планировать и оформлять интерьер: 
           
          - проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях; 
           
          - проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов. 
           
          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС. 
          
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Тема урока
  | 
               
              Кол-во ча-сов
  | 
               
              Тип урока
  | 
               
              Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
  | 
               
              Вид контроля или измерители
  | 
               
              Планируемые результаты освоения материала
  | 
               
              Националь-но-региональ-ный компонент
  | 
               
              Домашнее задание
  | 
               
              Дата проведения урока
  | 
             
            
               
              План
  | 
               
              Факт
  | 
             
            
               
               
              Раздел 1. Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. 16 часов.
  | 
             
            
               
              1-2.
  | 
               
              Вводное занятие. Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины.
  | 
               
              2
  | 
               
              Урок усвоения новых знаний.
  | 
               
              Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы. Общие сведения о древесине. Ознакомление с прошлогодними проектными работами учащихся 5 классов. Производство пиломатериалов: пиломатериал ,шпон, фанера. Профессии, связанные производством древесных материалов и восстановление лесных массивов. Столяр в мебельном производстве. П\р: «Распознавание лиственных и хвойных пород древесины по внешним признакам»
  | 
               
              Фронталь-ный опрос. Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология»; правила поведения в мастерской; сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства. 
               
              Уметь: распознавать породы древесины по внешним признакам.
  | 
               
              Лиственные и хвойные породы древесины, которые растут на территории РТ.
  | 
               
              Учебник, с.3-9; 
               
              45-48; 85. Подобрать образцы древесины хвойных и лиственных пород древесины. Признаки отличия записать в тетрадь.
  | 
               
              2.09
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3-4.
  | 
               
              Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.
  | 
               
              2
  | 
               
              Урок ознаком-ления новым матери-алом
  | 
               
              Оборудование мастерской по обработке древесины. Инструменты для обработки древесины, правила безопасности при ручной обработке древесины. Пр/р: «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и размещение заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами».
  | 
               
              Индивиду-альный опрос. Пр/р.
  | 
               
              Знать: общее устройство столярного верстаки, уметь пользоваться им при выполнении столярных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака, проверять соответствие верстака своему росту; уметь пользоваться инструментами при выполнении соответствующей операции.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник, с. 49-53. ТТР, зад.№3. инструменты для обработки древесины в домашней мастерской.
  | 
               
              9.09
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              5-6
  | 
               
              Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Правила безопасной работе при ручной обработке древесины.
  | 
               
              . Тест.
  | 
               
              Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. 
               
              Уметь владеть элементарными умениями выполнения труда.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник, с.54-60, 70-72, 75,76,79,81. Записать в тетрадь приемы и правила безопасного труда.
  | 
               
              16.09
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              7-8
  | 
               
              Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж.
  | 
               
              2
  | 
               
              Урок ознакомления с новым материа-лом
  | 
               
              Графическая документация. Линии чертежа. Виды проекции деталей. Пр/р: «Чтение чертежа плоскостной детали; определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов.
  | 
               
              Пр/р.
  | 
               
              Знать: что называется чертежом, рисунком, проекции и виды детали. Уметь: читать и выполнять простой чертеж детели.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник рис.38,75. ТТР зад.№4. сделать технический рисунок детали
  | 
               
              23.09
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              9-10
  | 
               
              Основные технологические операции и особенности их выполнения. Разметка древесины.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Контроль и качество выполнения разметки. Инструменты и приспособления для разметки древесины. Пр/р. «Определение последовательности изготовления детали по технологической карте, плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличие пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника»
  | 
               
              Фронтальн. опрос. Тест. 
               
              Пр/р. 
              
  | 
               
              Знать: назначение и правила применения разметочного инструмента. 
               
              Уметь: выполнять разметку по чертежу и шаблону; безопасно выполнять операции по разметке древесины.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.54-56, 73-77. ТТР, зад.№7. Определить последовательность изготовления по готовой детали.
  | 
               
              30.09
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              11-12
  | 
               
              Пиление древесины. Неподвижное соединение.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Основные элементы геометрии зубьев пил. Контроль и качество выполнения процесса пиления. Инструменты и приспособления для пиления древесины. Неподвижные соединения. Виды соединения деталей. Выпиливание лобзиком. Пр/р. Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру.
  | 
               
              Тест. 
               
              Пр/р. 
              
  | 
               
              Знать: назначение и виды пил; правила безопасности при пилении древесины. 
               
              Уметь: пользоваться ножовкой по дереву; безопасно выполнять приемы труда.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.58-60,80-85. ТТР, зад.№8. рассмотреть пилу, которая есть в домашней мастерской и определить ее вид.
  | 
               
              7.10
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              13-14.
  | 
               
              Строгание древесины.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Основные элементы геометрии режущего инструмента. Контроль качества выполнения процесса строгания. Инструменты и приспособления для пиления древесины. Определения качества строгания. 
               
              Пр/р: Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: строгание заготовок стругами»
  | 
               
              . Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: устройство и назначение стругов; правила безопасной работы при строгании древесины. 
               
              Уметь: выполнять простейшие операции по строганию древесины; безопасно выполнять приемы труда; контролировать качество работы
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.56-58, 68-72. ТТР, задание №6. Дать характеристику использования стругов при изготовлении деревянной рамы.
  | 
               
              14.10
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              15-16
  | 
               
              Сверление древесины.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Инструменты и приспособления для сверления. Приемы сверления. Отделка изделий из древесины. Пр/р. Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: сверление технологических отверстий. Отделка изделий.
  | 
               
              Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: назначение и принцип действия станков и приспособлений для сверления; правила безопасной работы при сверлении древесины; материалы и инструменты для отделки изделий из древесины, отделочные лакокрасочные материалы, безопасные приемы труда при отделке изделий. 
               
              Уметь: выполнять основные операции и изготавливать детали на сверлильном станке. Безопасно выполнять приемы труда по сверлению; подобрать инструмент, способ и лакокрасочный материал отделки.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.78-80, ТТР зод.№9, 11. Рассмотреть сверла в домашней мастерской. Определить тип, размер и назначение.
  | 
               
              21.10
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              Раздел 2. Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки. 16 часов.
  | 
             
            
               
              17-18
  | 
               
              Металлы: их основные свойства и область применения.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Общие сведенияо металлах. Черные и цветные металлы. Правила безопасности при ручной обработке металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Проволока и способы ее получения. Профессии связанные с добычей и производством металлов. 
               
              Пр/р. Организация рабочего места. Рациональное размещение инструментов и заготовок. Установка и закрепление заготовок в тисках. Ознакомить с рациональными приемами работы ручными инструментами по обработке металла.
  | 
               
              Индивидуальный опрос. Тест. Пр\р.
  | 
               
              Знать общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных работ. Назначение, устройство и принцип работы простейшего слесарного инструмента и приспособлений. Правила безопасности труда. 
               
              Уметь организовать рабочее место для ручной обработки металла. Устанавливать и закреплять заготовки в тисках. Соответствие верстака своему росту. Пользоваться слесарными инструментами.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.86-90, ТТР, задание №17. Определить по внешним признакам металлы.
  | 
               
              28.10
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              19-20
  | 
               
              Пробивание и сверление отверстий.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Устройство и управление сверлильным станком. Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы. 
               
              Пр/р. Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: пробивание пробойником и сверление отверстий.
  | 
               
              Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: приемы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.91-93, ТТР, задание №25. Примеры сверления отверстий из тонколистового металла.
  | 
               
              11.11
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              21-22
  | 
               
              Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Способы обработки тонколистового металла: ручная и машинная. Правка металла на плите. Приемы контроля качества правки. Правила безопасной работы при правке тонколистового металла. 
               
              Пр/р: изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки.
  | 
               
              Самокон-троль. Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. 
               
              Уметь: править тонколистовой металл и проволоку.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.90-96, 98, ТТР зад.№ 18, 21. Примеры использования тонколистового металла.
  | 
               
              18.11
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              23-24
  | 
               
              Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Разметка металлических заготовок.
  | 
               
              2
  | 
               
              Комбини- 
               
              рованный 
               
              урок
  | 
               
              Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Инструменты и приспособления при разметки металлических заготовок. Технологическая карта изделия. 
               
              Пр/р. Чтение чертежей деталей из тонколистового металла: определение материала, формы и размеры детали, ее конструктивных элементов, разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника.
  | 
               
              Самокон-троль. Тест. Пр/р.
  | 
               
              Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты; инструмент и приспособление при разметке на металле; порядок изготовления детали на технологической карте. 
               
              Уметь читать чертежи деталей из тонколистового металла, определять последовательность изготовления детали по технологической карте, выполнять разметку на металлических заготовках, читать и составлять технологическую карту изделия.
  | 
               
               
              
  | 
               
              Учебник с.98-99. ТТР, зад.№22, 28. Выполнять разметку на металле изделия «Кормушка для птиц»
  | 
               
              25.11
  | 
               
               
              
  | 
             
           
         |