| 
               
              Приложение 
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              УТВЕРЖДЕН 
               
              приказом Министерства образования 
               
              и науки Российской Федерации 
               
              от «____» ___________ 2014 г. №____
  | 
             
            
           
           
          Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 
          1. Общие положения 
           
          1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация). 
           
          Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития1. 
           
          АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. 
           
          Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. 
           
          1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации2 и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка3 и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. 
           
          1.3 Стандарт включает в себя требования к: 
           
          1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 
           
          2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
           
          3) результатам освоения АООП4. 
           
          1.4 Стандарт учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. 
           
          1.5 К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся: 
           
          раннее получение специальной помощи средствами образования; 
           
          обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; 
           
          научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; 
           
          доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; 
           
          удлинение сроков получения образования; 
           
          систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; 
           
          специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; 
           
          обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 
           
          использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; 
           
          развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; 
           
          стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. 
           
          1.6. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся: 
           
          выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; 
           
          введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; 
           
          овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; 
           
          возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 
           
          психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;  
           
          психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; 
           
          постепенное расширение образовательного пространства, выходящего 
          за пределы организации. 
           
          1.7. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается: 
           
          существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие; 
           
          созданием оптимальных путей развития; 
           
          использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением; 
           
          обязательной индивидуализацией обучения; 
           
          формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; 
           
          обеспечением присмотра и ухода за обучающимися; 
           
          дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами; 
           
          организацией обучения в разновозрастных классах (группах); 
           
          организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома). 
           
          1.8. Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям. 
           
          1.9. Стандарт направлен на обеспечение: 
           
          равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; 
           
          единства образовательного пространства Российской Федерации5; 
           
          государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения; 
           
          максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям; 
           
          вариативности содержания АООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся 
          (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту); 
           
          духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества; 
           
          демократизации системы образования и деятельности организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды; 
           
          разработки критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом; 
           
          создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся. 
           
          1.10. В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: 
           
          признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования; 
           
          признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; 
           
          развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; 
           
          разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; 
           
          ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования; 
           
          реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями6; 
           
          разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 
           
          1.11. Стандарт является основой для: 
           
          разработки и реализации организацией АООП; 
           
          определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана; 
           
          определения требований к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; 
           
          разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 
           
          объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; 
           
          проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; 
           
          осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; 
           
          профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и дополнительным программам профессионального образования), повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          1.12. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 
           
          формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); 
           
          охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; 
           
          формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе 
          духовно-нравственными и социокультурными ценностями; 
           
          формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); 
           
          создание специальных условий для получения образования7 в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; 
           
          обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; 
           
          формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          1.13. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет. 
           
          1.14. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и согласия родителей (законных представителей). 
          2. Требования к структуре АООП 
           
          2.1. АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          АООП обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.12 Стандарта. 
           
          АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования. 
           
          2.2. АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП8. 
           
          АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося9. 
           
          2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (дифференцированные требования к АООП приведены в приложении к настоящему Стандарту). 
           
          Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 2). 
           
          2.4. АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях10. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися11. 
           
          2.5. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций12. 
           
          2.6. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.13 
           
          Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40% (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
          2.7. АООП реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности. 
           
          2.8. АООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный14. 
           
          Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 
           
          Целевой раздел включает: 
           
          пояснительную записку; 
           
          планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; 
           
          систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. 
           
          Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: 
           
          программу формирования базовых учебных действий; 
           
          программы отдельных учебных предметов, курсов 
          коррекционно-развивающей области; 
           
          программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 
           
          программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; 
           
          программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 1); 
           
          программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 2); 
           
          программу внеурочной деятельности. 
           
          Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП. 
           
          Организационный раздел включает: 
           
          учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность; 
           
          систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта. 
           
          Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. 
           
          АООП в организации разрабатывается на основе примерной АООП. 
           
          2.9. Требования к разделам АООП15: 
           
          2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 
           
          1) цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП; 
           
          2) принципы и подходы к формированию АООП; 
           
          3) общую характеристику АООП; 
           
          4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 
           
          5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 
           
          6) описание структуры и общую характеристику СИПР обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 2). 
           
          2. 9.2. Планируемые результаты освоения АООП должны: 
           
          1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП; 
           
          2) являться основой для разработки АООП организациями; 
           
          3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта. 
           
          Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). 
           
          АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. 
           
          Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет организация. 
           
          Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. 
           
          Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
          Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не более 12 538 часов. 
           
          Количество учебных занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями развития за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные курсы, за 13 учебных лет - не более 14 636 часов, включая коррекционные курсы. 
           
          Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
          Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 
          1 830 часов, за 12 учебных лет - не более 2 442 часов, за 13 учебных лет - не более 2 640 часов. 
           
          Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР. 
           
          В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: 
           
          учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, 
          в том числе этнокультурные; 
           
          увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; 
           
          введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков 
          в психическом и (или) физическом развитии; 
           
          введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
          2.9.4. Программа формирования базовых учебных действий (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
           2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП. 
           
          Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: 
           
          требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; 
           
          программы формирования базовых учебных действий. 
           
          Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 
           
          1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 
           
          2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 
           
          3) описание места учебного предмета в учебном плане; 
           
          4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 
           
          5) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 
           
          6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 
           
          7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 
           
          2.9.6. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 
          (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение 
          духовно-нравственного (нравственного) развития (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту) обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. 
           
          В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. 
           
          Программа должна обеспечивать: 
           
          создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; 
           
          формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей 
          историко-культурную, этническую и региональную специфику. 
           
           Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников с умственной отсталостью), формы организации работы. 
           
          2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать16: 
           
          формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; 
           
          пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; 
           
          формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; 
           
          формирование установок на использование здорового питания; 
           
          использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; 
           
          соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; 
           
          формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); 
           
          формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; 
           
          формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; 
           
          становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. 
           
          Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм. 
           
          2.9.8. Программа коррекционной работы (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 1). 
           
          2. 9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна: 
           
          1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 
           
          2) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их жизненной компетенции; 
           
          3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования. 
           
          2.9.10. Программа внеурочной деятельности включает направления развития личности (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту). 
           
          Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. 
           
          2.9.11. Программа сотрудничества с семьей обучающегося 
          (в соответствии с Приложением к настоящему Стандарту, вариант 2). 
           
          2.10.12. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта (далее ― система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых (возможных) результатов освоения АООП. 
           
          Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами. 
           
          Система условий должна содержать: 
           
          описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, 
          материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); 
           
          контроль за состоянием системы условий. 
           
          2.10. Разработанная организацией АООП должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. 
           
          Реализация АООП осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта17. 
           
          В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования. 
           
          В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в АООП предусматриваются: 
           
          учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; 
           
          внеурочная деятельность. 
           
          2.11. АООП должна учитывать тип организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. 
           
          2.12.1. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. 
           
          Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
           
          2.13. Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). 
           
          В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
         |