Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» 
           
          «Умелые руки» 
           
           рабочая программа кружка 
           
          2015 
          Составитель: Рыбенко Наталья Алексеевна, воспитатель, 
           
          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62», г. Ленинск-Кузнецкий. 
           
          Консультант: Пинтусова Ольга Сергеевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62», г. Ленинск-Кузнецкий. 
           
          Рабочая программа «Умелые руки», художественно-творческой деятельности, представлена для работы с детьми 4-7 лет. Программа способствует формированию у детей творческого воображения, формирует знания, умения и навыки, необходимые в процессе выполнения ручного труда. 
           
          Содержание 
          
            
            
            
               
              Пояснительная записка
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              Тематический план первого года обучения
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              Содержание первого года обучения
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              Тематический план второго года обучения
  | 
               
              11
  | 
             
            
               
              Содержание второго года обучения
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              Тематический план третьего года обучения
  | 
               
              17
  | 
             
            
               
              Содержание третьего года обучения
  | 
               
              18
  | 
             
            
               
              Словарь
  | 
               
              22
  | 
             
            
               
              Литература
  | 
               
              23
  | 
             
            
               
              Приложение
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Пояснительная записка 
          В связи свведением ФГОС ДОизменились подходы к организации образования в ДОУ. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся,неповторимостью, оригинальностью. Так возникла необходимость создания программы «Умелые руки». 
           
          На занятиях кружка дети получают знания по моделированию и конструированию, изучают свойства материалов и порядок изготовления конкретных моделей, сувениров, поделок из разных материалов ( бумага картон,ткань, бросовый иприродный материал). Получают навыки работы с ножницами, линейкой, схемами, чертежами, лекалами. Самодельная игрушка из бумаги, картона, ткани, бросового материала может служить хорошим сувениром. Простота изготовления, яркое декоративное оформление работ-поделок привлекают детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок этого возраста получал в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполненной работы. Это поможет ему утвердиться в позиции «Я сделал сам». 
           
          Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через ручной труд. 
           
          Задачи: 
          
             
            обучать детей владению инструментами и приспособлениями;
  
             
            обучать детей основным техникам изготовления поделок;
  
             
            развивать мелкую моторику рук;
  
             
            развивать у воспитанников эстетический вкус при создании работ;
  
             
            учить детей практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений;
  
             
            воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
  
            
          Принципы, лежащие в основе программы: 
          
             
            доступность (простота, соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями);
  
             
            наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  
             
            демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  
             
            научность (обоснованность, наличие методической базыи теоретической основы).
  
            
          Организуя работу, педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. 
           
          На занятиях детям, в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями, предлагаются работы: 
          
             
            изготовление поделок из природного материала;
  
             
            работа с бумагой и картоном;
  
             
            изготовление игрушек из геометрических форм;
  
             
            игрушки сувениры;
  
             
            работа с бросовым материалом;
  
             
            настольный театр.
  
            
          Особое место отводится выполнению дополнительных заданий: 
          
             
            рассматривание иллюстраций, открыток, картин и беседа по их содержанию;
  
             
            наблюдение за предметами окружающей жизни, за явлением природы;
  
             
            сбор природного материала.
  
            
          Самое главное – воспитывать веру ребенка в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности, к выражению творческого начала. 
           
          Программа включает теоретическую и практическую части, рассчитана на 3 года обучения (первый год обучения – дети 4-5 лет, второй год обучения – дети 5-6 лет, третий год обучения – дети 6-7 лет). Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю по 25-30 минут. Тематический план построен таким образом, что темы повторяются из года в год дополненные и усложненные. 
           
          Основная особенность реализации программы– постоянное использование игровых технологий. Игра – основа жизни детей дошкольного возраста. Дети, играя в сюжетно-ролевые игры, театрализацию, используют свои поделки как атрибуты. В программе предлагаемые виды деятельности немного опережают возможности детей, что дает толчок для их развития. 
           
          Прогнозируемы результаты: 
           
          По окончании первого года обучения дети будут уметь: 
          
             
            передавать различия предметов по величине и по положению вертикальному и горизонтальному;
  
             
            различать геометрические фигуры;
  
             
            пользоваться ножницами, иголкой и вырезать по схемам детали;
  
             
            работать коллективно и доводить начатое дело до конца;
  
             
            с помощью воспитателя выполнять аппликации из природного материала, поделки из бумаги, из ткани;
  
             
            изготавливать декорации для кукольного театра и участвовать в нем.
  
            
          По окончании второго года обучения дети будут уметь: 
          
             
            анализировать и обобщать воспринимаемые предметы; выделять и сопоставлять свойства предметов (форму, высоту, длину, ширину, цвет);
  
             
            ориентироваться в пространстве;
  
             
            воспринимать образы;
  
             
            принимать участие в решении коллективных задач;
  
             
            с небольшой помощью воспитателя выполнять аппликации из природного материала, поделки из бумаги, из ткани;
  
             
            изготавливать декорации для кукольного театра и участвовать в нем.
  
            
          По окончании третьего года обучения дети будут уметь: 
          
             
            работать с бумагой, картоном, кожей, тканью;
  
             
            самостоятельно пользоваться инструментом (ножницы, шило, иголка, дырокол);
  
             
            отсчитывать 1-20 см;
  
             
            самостоятельно принимать участие в решении коллективных задач;
  
             
            работать с бросовым материалом;
  
             
            работать в технике папье-маше;
  
             
            самостоятельно изготавливать декорации для кукольного театра, сюжетно-ролевых игр и участвовать в них.
  
            
          Условия реализации программы. 
           
          Для успешного решения поставленных в программе задач требуется: 
          
             
            методическое сопровождение (пакет технолого-методических материалов);
  
             
            внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;
  
             
            умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучающегося;
  
             
            творческое отношение к образовательному процессу;
  
             
            рабочее место, которое оборудовано наглядным пособиями, раздаточным материалом, технологическими картами, стендами для поделок.
  
            
          Оценка эффективности реализации программы 
           
          Данная программа предусматривает наблюдение иконтроль за развитием творческих способностей детей, осуществляющийся в ходе мониторинга(приложение). 
           
          Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в выставках и конкурсах. 
           
          Важная оценка – отзывы обучающихся и их родителей 
           
          ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения 
           
          
            
              
              
              
              
              
              
                 
                №
  | 
                 
                Наименование темы
  | 
                 
                Количество занятий
  | 
               
              
                 
                теоретич.
  | 
                 
                практ.
  | 
                 
                всего
  | 
               
              
                 
                1
  | 
                 
                Вводное занятие
  | 
                 
                1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                2
  | 
                 
                Изготовление поделок из природного материала
  | 
                 
                1
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Знакомство с природным материалом
  | 
                 
                1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Аппликация из природных материалов
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Куклы из травы и соломки
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Изготовление объемных игрушек
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                3
  | 
                 
                Работа с бумагой и картоном
  | 
                 
                2
  | 
                 
                7
  | 
                 
                9
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Знакомство с бумагой и способами ее преобразования
  | 
                 
                1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Поделки из полосок бумаги
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Моделирование природных форм
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                
  | 
                 
                Плоскостные и объемные изделия из картона и бумаги
  | 
                 
                1
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Изделия из бумаги сложенной в двое
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                4
  | 
                 
                Мастерская Деда Мороза
  | 
                 
                1
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                5
  | 
                 
                Техника аппликации и мозаики
  | 
                 
                1
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Знакомство с декоративно-прикладнымискуством
  | 
                 
                1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Аппликации(предметные,сюжетные, орнаментные)
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                3
  | 
                 
                3
  | 
               
              
                 
                6
  | 
                 
                Изготовление плоскостных игрушек из геометрических форм
  | 
                 
                1
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Знакомство с геометрическими формами
  | 
                 
                1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                
                  
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                
                  
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                
                  
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                7
  | 
                 
                Игрушки сувениры
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Открытки
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Закладки
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Цветы
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Игольницы
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                8
  | 
                 
                Работа с бросовым материалом
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Мебель
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Архитектура
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Транспорт
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                9
  | 
                 
                Настольный театр
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                4
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Беседа о театре, выбор сказки
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Изготовление декораций
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Изготовление персонажей
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Постановка спектакля
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                1
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                10
  | 
                 
                Экскурсии
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                11
  | 
                 
                Индивидуальные занятия
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                12
  | 
                 
                Итоговое занятие.Подготовка итоговой выставки
  | 
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                3
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Итого:
  | 
                 
                10
  | 
                 
                35
  | 
                 
                45
  | 
               
             
           
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ программы первого года обучения 
          Вводное занятие (1) 
           
          Знакомство детей с планом работы на год, с целями и задачами.Изучение правил техники безопасности и против пожарной безопасности; правила поведения на занятиях. 
          Изготовление поделок из природного материала (4) 
           
          Знакомство с природным материалом 
           
          Знакомство с природным материалом: берестой, корой деревьев, древесиной, шишками и т.д. Заготовка материала,способы его сушки. Подготовка к работе: резание, очистка, опиливание, глажка. 
           
          Изготовление кукол из травы и соломки 
           
          «Соломенная Маша» 
           
          Заготовка материала, его обработка и подготовка к работе: разглаживание соломы и обрезание, соединение сторон. Формирование изделия и его оформление: глаза, рот, одежда. Работа выполняется по эскизу. 
           
          Аппликация из природного материала 
           
          Экскурсия в парк: сбор материала, наблюдение за природой(сочетание цветов, красок).Составление аппликации из цветов, листьев, ростков, веток. 
           
          Изготовление объемных игрушек 
           
          Беседа обигрушках, сделанных из природного материала. Просмотр иллюстраций из книг. Правила работы с шишками,веточками,кореньями Работапо технологическим картам.Сборка и оформление игрушек. 
          Работа с бумагой и картоном (9) 
           
          Знакомство с бумагой и способами ее преобразования. 
           
          «В гостях у Самоделкина». 
           
          Техника безопасности и знакомство с инструментами. 
           
          Понятие о бумаге и ее свойствах. Способы соединения бумаги.Преобразование поверхности листа. Обучение умению работать с технологическими картами, схемами, иллюстрациями и готовыми изделиями, как образцом. 
           
          Поделки из полосок бумаги 
           
          «Волшебное превращение полоски». 
           
          Знакомство с приемами сгибания, разметки и резания из цельной полоски бумаги. Соединение и оформление поделки. 
           
          Моделирование природных форм. 
           
          «Тайны океана» 
           
          Сравнение природных конструкций и выделение их особенностей. Рассматривание иллюстраций. Приемы изготовления геометрических поверхностей: складной, изогнутой и сферической. 
           
          Плоскостные и объемные изделия из бумаги и картона 
           
          Дети знакомятся с народными орнаментами. Приемы складывания бумаги: вдвое и вырезание намеченного узора. Оформление узора. Преобразование круга по образцу. Складывание по прямой линии плотной бумаги и изготовление изделий на этой основе. 
          Мастерская Деда Мороза(4) 
           
          История новогодних праздников. Изготовление игрушек по образцу. 
          Техника аппликации и мозаики (4) 
           
          Знакомство с декоративно-прикладным искусством и техникой «Мозаика», ее виды и свойства. Рассматривание мозаики и изучение техники составления эскизов. Изготовление предметной аппликации из вырезанных геометрических форм, листьев, фруктов и т.д.Составление композиции на заданную тему. Ознакомление с орнаментами народов мира.Составление простейшего национального орнамента. 
          Изготовление плоскостных игрушек из геометрических форм (4) 
           
          Знакомство с геометрическими фигурами 
           
          «В гостях у математики» 
           
          Знакомство с геометрическими фигурами, их преобразование в плоскостные игрушки путем сгибания и склеивания.Оформление игрушек. 
           
          Треугольник 
           
          Вырезание треугольника.Склеивание разных по величине фигур. Составление плоскостных игрушек по схеме. Оформление игрушек. 
           
          Квадрат 
           
          Вырезание квадрата. Способы соединения и преобразования. Работа по шаблонам. Оформление. 
           
          Круг 
           
          Преобразование круга. Составление проектов новых игрушек. Работа с карточками, схемами, шаблонами. Оформление поделок. 
          Игрушки-сувениры(4) 
           
          Открытки, закладки, цветы 
           
          Беседа о сувенирах.Ознакомление детей с изготовлением простейших художественных изделий. Подбор орнамента, выбор вида аппликации и мозаики.Знакомство с художественными промыслами и росписью. 
           
          Игольницы 
           
          Беседа о свойствах материала используемого на занятиях. Знакомство с инструментами; приемы работы с ними. 
           
          Работа с текстильными материалами. Использование бросового материала для отделки изделия. Выполнение работы по щаблонам. 
          Работа с бросовым материала(4) 
           
          Конструирование из спичечных коробков(мебель, архитектура, транспорт) 
           
          «Веселое царство спичечных коробков» 
           
          Рассказ об использовании бросового материала, основные свойства, преимущества этого материала. Решение проблем с утилизацией. Подбор инструментов, сырья и его обработка. Работа по схемам, эскизам. Сборка изделия и оформление. 
          Настольный театр(4) 
           
          Беседа о театре. Подбор персонажей к выбранной сказке. Чтение сказки, изготовление декораций и персонажей из ранее изученного материала (бумага, картон, нить, кожа, бросовый материала) Показ спектакля. 
          Экскурсии (2) 
           
          Организация экскурсий с посещением музея, театра, библиотеки, стройки, в зависимости от изучения темы. 
          Резервные часы(2) 
           
          Изготовление сувениров к памятным датам, подарков родителям, педагогам и т.д. 
          Итоговое занятие (3) 
           
          Подведение итогов работы детей за год. Награждение. Проводение выставки поделок. 
           
         |