Рабочая программа 
           
          по технологии 
           
          для обучающихся с задержкой психического развития (1 вариант) 
           
          1-4 классы (УМК «Школа России») 
           
          Кол-во часов: 270 
           
          1кл – по 2 часа в неделю, всего 66 часов 
           
          2кл - по 2 часа в неделю, всего 68 часов 
           
          3кл - по 2 часа в неделю, всего 68 часов 
           
          4кл - по 2 часа в неделю, всего 68 часов 
           
           
           
          Пояснительная записка 
           
          В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «Технология» для обучающихся с задержкой психического развития. Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», издательство «Просвещение», УМК «Школа России» с учётом: 
           
          1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 
           
          2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785) 
           
          3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707) 
           
          4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540) 
           
          5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» 
           
          6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993) 
           
          7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» 
           
          (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916) 
           
          8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936) 
           
          9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г №35847) 
           
          10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения). 
          11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения) 
           
          Изучение курса «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 
           
          - приобретение личного опыта как основы обучения и познания; 
           
          - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 
           
          на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; 
           
          - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. 
           
          Основными задачами реализации содержания курса являются: 
           
          -духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; 
           
          - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; 
           
          -формирование идентичности гражданина России в политкультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения к личности другого человека; 
           
          воспитание толерантности к мнениям и позиции других; 
           
          -формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса 
           
          выполнения изделий в проектной деятельности; 
           
          -развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; формирование мотивации успеха, готовности к 
           
          действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; 
           
          -формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: 
           
          - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, 
           
          коррекцию и оценку; 
           
          - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных 
           
          дисциплин; 
           
          - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, 
           
          аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); 
           
          - первоначальных конструктивно-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения грамоте с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с разными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; 
           
          - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а так же навыков использования компьютера; 
           
          - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. 
           
          Особенность программы «Технология» заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. 
           
          Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. 
           
          Все эти особенности программы отражены в ее содержании основных разделов учебника -«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. 
           
          Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: 
           
          -знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; 
           
          -овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки; 
           
          -первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе; 
           
          -знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; 
           
          -изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия); 
           
          -осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему; 
           
          -проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); 
           
          -использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; 
           
          -знакомство с природой и использованием ее богатств человеком; 
           
          -изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. 
           
          Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. 
           
          Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. 
           
          Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: 
          
             
            знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  
             
            овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  
             
            знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  
             
            знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
  
             
            учатся экономно расходовать материалы;
  
             
            осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  
             
            учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  
             
            знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
  
            
          Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ: 
           
          • инструкция учителя для освоения технологии работы, 
           
          • переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика, 
           
          • опора на жизненный опыт ребёнка, 
           
          • использование наглядных, дидактических материалов, 
           
          • итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм, 
           
          • реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий, 
           
          • использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма. 
           
          Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты. 
           
          На изучение курса «Технология» в каждом классе начальной школы отводится по два часа в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66ч. (33 учебные недели), 2, 3, 4 классы – по 68 ч. (34 учебные недели). 
           
          
             
            Планируемые результаты освоения учебного курса «Технология»
  
            
           
          1 класс 
          Личностные универсальные учебные действия 
           
          У выпускника будут сформированы: 
           
          ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной 
           
          действительности и принятия образца «хорошего ученика»; 
           
          ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 
           
          ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; 
           
          ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, 
           
          гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее 
           
          благополучие; 
           
          ·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 
           
          ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; 
           
          ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам 
           
          природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 
           
          ·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 
           
          Регулятивные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
           
          ·принимать и сохранять учебную задачу; 
           
          ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 
           
          ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; 
           
          ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 
           
          ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. 
           
          Познавательные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
           
          ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для 
           
          решения задач; 
           
          ·строить сообщения в устной форме; 
           
          ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 
           
          ·осуществлять синтез как составление целого из частей; 
           
          ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 
           
          ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 
           
          ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах 
           
          ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе 
           
          выделения сущностной связи; 
           
          ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; 
           
          ·устанавливать аналогии. 
           
          Коммуникативные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
           
          ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить 
           
          монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой 
           
          коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 
           
          ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и 
           
          ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; 
           
          ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 
           
          ·формулировать собственное мнение и позицию; 
           
          ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 
           
          ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; 
           
          ·задавать вопросы; 
           
          ·использовать речь для регуляции своего действия; 
           
          ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, 
           
          владеть диалогической формой речи. 
           
          Работа с текстом 
           
          Поиск информации и понимание прочитанного 
           
          Выпускник научится: 
           
          ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; 
           
          ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри существенных признака; 
           
          ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; 
           
          ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 
          Преобразование и интерпретация информации 
           
          Выпускник научится: 
           
          формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. 
          Оценка информации 
           
          Выпускник научится: 
           
          ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 
         |