  
           
           Содержание образовательной программы 
           
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Введение
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              I
  | 
               
              Целевой раздел программы (обязательная часть)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              1.1.
  | 
               
              Пояснительная записка
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              1.1.1
  | 
               
              Цели и задачи реализации программы
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.1.2.
  | 
               
              Принципы и подходы к формированию программы
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
              1.1.3.
  | 
               
              Значимые для разработки и реализации программы характеристики
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              1.1.3.1.
  | 
               
              Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              1.1.3.2.
  | 
               
              Характеристика организационно-методического сопровождения программы
  | 
               
              15
  | 
             
            
               
              1.2.
  | 
               
              Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              1.2.1.
  | 
               
              Целевые ориентиры обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений
  | 
               
              16
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Содержательный раздел программы, общее содержание программы обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              2.1.
  | 
               
              Общие положения
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              2.2.
  | 
               
              Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях по каждому возрасту (обязательная часть)
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              2.2.1.
  | 
               
              Ранний возраст (2-3 года)
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              2.2.2.
  | 
               
              Дошкольный возраст (3-7лет)
  | 
               
              24
  | 
             
            
               
              2.2.2.1.
  | 
               
              образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
  | 
               
              24
  | 
             
            
               
              2.2.2.2.
  | 
               
              образовательная область «познавательное развитие»
  | 
               
              26
  | 
             
            
               
              2.2.2.3.
  | 
               
              образовательная область «речевое развитие»
  | 
               
              28
  | 
             
            
               
              2.2.2.4.
  | 
               
              образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
  | 
               
              29
  | 
             
            
               
              2.2.2.5.
  | 
               
              образовательная область «физическое развитие»
  | 
               
              30
  | 
             
            
               
              2.2.3.
  | 
               
              Описание содержания образовательной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений по познавательному направлению развития (формируемая часть)
  | 
               
              31
  | 
             
            
               
              2.2.4.
  | 
               
              Описание вариативных форм, средств, способов и методов реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
  | 
               
              38
  | 
             
            
               
              2.2.4.1.
  | 
               
              Описание способов взаимодействия взрослых и детей 
              
  | 
               
              38
  | 
             
            
               
              2.2.4.2.
  | 
               
              Описание вариативной формы партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  | 
               
              39
  | 
             
            
               
              2.2.4.3.
  | 
               
              Взаимодействие взрослых с детьми при создании социальной ситуации развития
  | 
               
              48
  | 
             
            
               
              2.2.4.4.
  | 
               
              Характеристика основных необходимых компетенции педагогов при формировании социально-личностной характеристики взаимодействия взрослых и детей
  | 
               
              48
  | 
             
            
               
              2.2.5.
  | 
               
              Виды деятельности, мотивационная готовность как способ и направление поддержки детской инициативы
  | 
               
              53
  | 
             
            
               
              2.2.6.
  | 
               
              Характеристики вареативных форм реализации Программы
  | 
               
              54
  | 
             
            
               
              2.2.6.1.
  | 
               
              Основные технологии реализации образовательной программы
  | 
               
              61
  | 
             
            
               
              2.2.6.1.1.
  | 
               
              Технология создания адаптивной образовательной среды при реализации содержания образовательной программы.
  | 
               
              61
  | 
             
            
               
              2.2.6.1.2.
  | 
               
              Технология поддержки в образовательном процессе в период адаптации детей к условиям ДОУ
  | 
               
              62
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Организационный раздел образовательной программы дошкольного образования (обязательная часть)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3.1
  | 
               
              Описание материально-технического обеспечения образовательной программы дошкольного образования
  | 
               
              65
  | 
             
            
               
              3.1.1.
  | 
               
              Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей
  | 
               
              65
  | 
             
            
               
              3.1.2.
  | 
               
              Учеюно-методическое обеспечение образовательной программы по направлениям развития детей
  | 
               
              73
  | 
             
            
               
              3.1.3.
  | 
               
              Техническое оснащение организации
  | 
               
              76
  | 
             
            
               
              3.1.4.
  | 
               
              Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
  | 
               
              77
  | 
             
            
               
              3.1.5
  | 
               
              Расписание режима дня по возрастным группам
  | 
               
              78
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Краткая презентация образовательной Программы
  | 
               
              85
  | 
             
            
           
          Введение 
           
          Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада №74 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: 
          
             
            Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской;
  
             
            Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
  
             
            ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);
  
             
            Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
  
             
            Устав МБДОУ г. Иркутска детского сада № 74
  
             
            Лицензия на образовательную деятельность бессрочная (серия) 38ЛО1
  
            
          № 0000119 от 30.05.2012г. 
           
          Образовательная программа направлена на: (статья 64 ФЗ об образовании). 
           
          1.Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 
           
          2.Разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 
           
          3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
          Образовательная программа ДОУ является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ, исходя из требований примерной образовательной программы, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей). 
          Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 
           
          (п. 2.3. ФГОС ДО). 
           
          Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). 
          В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. 
          Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 
           
           
          Раздел I. 
           
          Целевой раздел программы (обязательная часть программы) 
          Раздел 1.1. Пояснительная записка 
          
            
               
              Цели и задачи реализации программы.
  
             
            
           
          Цель реализации Программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 
           
          В рамках Программы реализуются следующие задачи: 
           
          Пункт 1.6 ФГОС ДО 
           
          1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 
           
          2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 
           
          3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 
           
          4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 
           
          5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 
           
          6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 
           
          7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 
           
          8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 
           
          9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 
           
          1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы. 
          Основные принципы реализации программы: 
           
          1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 
           
          2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 
           
          3) уважение личности ребенка; 
           
          4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 
          Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности: 
           
          1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 
           
          2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 
           
          3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 
           
          4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 
           
          5) сотрудничество Организации с семьей; 
           
          6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
           
          7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 
           
          8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 
           
          9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 
         |