Принято на заседании 
               
              Педагогического совета 
               
              Протокол № _________ 
               
              «___» _______ 2011г.
  | 
               
              Утверждаю: 
               
              Заведующий МКДОУ № 62 «Улыбка» 
               
              _____________________ Е.И. Иванова 
              
  | 
             
            
           
          Образовательная программа 
           
          Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Улыбка» комбинированного вида 
           
          ЗАТО г. Железногорск Красноярского края 
           
          2011 год 
          Оглавление 
           
          I часть 
           
          Пояснительная записка.............................................................................................................................3 
           
          Особенности осуществления образовательного процесса……………………………………………4 
           
          Организация жизни и воспитания детей................................................................................................5 
           
          Вторая группа детей раннего возраста (от полутора до двух лет)…………………………………...9 
           
          Возрастные особенности детей...............................................................................................................9 
           
          Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................11 
           
          Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................12 
           
          Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).................................................................................................18 
           
          Возрастные особенности детей..............................................................................................................18 
           
          Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................19 
           
          Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................22 
           
          Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………………………………....33 
           
          Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)..................................................................................................35 
           
          Возрастные особенности детей..............................................................................................................35 
           
          Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................36 
           
          Содержание психолого-педагогической работы...................................................................................41 
           
          Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………...……………………….57 
           
          Средняя группа (от 4 до 5 лет) ……………………...............................................................................61 
           
          Возрастные особенности детей .............................................................................................................61 
           
          Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................62 
           
          Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................66 
           
          Планируемые промежуточные результаты освоения ОП……………………………………………84 
           
          Старшая группа (oт 5 до 6 лет)...............................................................................................................88 
           
          Возрастные особенности детей..............................................................................................................88 
           
          Организация жизни и воспитания детей...............................................................................................90 
           
          Содержание психолого-педагогической работы..................................................................................95 
           
          Планируемые промежуточные результаты освоения ОП……………………..................................116 
           
          Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)…………………………………………………..120 
           
          Возрастные особенности детей ............................................................................................................120 
           
          Организация жизни и воспитания детей .............................................................................................122 
           
          Содержание психолого-педагогической работы ................................................................................126 
           
          Планируемые промежуточные результаты освоения ОП…………………………………………..150 
           
          Итоговые результаты освоения ОП......................................................................................................150 
           
          Программа коррекционной работы с детьми ЗПР…………………………………………………..154 
           
          Используемые диагностические методики по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»……………………………………………………………………………….177 
           
          Используемые диагностические методики по разделу программы «Развитие ЭМП»…………….181 
           
          Методическое обеспечение коррекционной работы в группе для детей с ЗПР……………………184 
           
          Программа логопедической работы по определению ОНР у детей ………………………………..185 
           
          Программа логопедической работы по определению ФФН у детей………………………………..207 
           
          Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ОП……………..223 
           
          Работа с родителями...............................................................................................................................225 
           
          Список пособий к ОП………………………………………….............................................................229 
           
          II часть 
           
          Художественно-эстетическое развитие детей, как приоритетное направление работы ДОУ……235 
           
           
          I часть 
           
           Пояснительная записка 
          Образовательная программа (далее - ОП) муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Улыбка» комбинированного вида (далее - ДОУ) разработана в соответствии с: 
           
           Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, ст14п.5; 
           
           «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.10г. №91); 
           
           «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666, п.21); 
           
           «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655) (далее – ФГТ); 
           
           Методическими рекомендациями «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248); 
           
           «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. №2151). 
           
          В ОП на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. 
           
          ОП построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В образовательной программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. 
           
          ОП строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. 
           
          ОП разработана на основе: 
           
           комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с учетом комплексной. 
           
           Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. 
           
           программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко. 
           
          ОП направлена на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 
           
          Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 
           
          Для достижения целей ОП первостепенное значение имеют: 
           
           забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 
           
           создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
           
           максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 
           
           творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 
           
           вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 
           
           уважительное отношение к результатам детского творчества; 
           
           единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; 
           
           исключение умственных и физических перегрузок в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. 
           
          Решение обозначенных в ОП целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. 
           
          Содержание ОП структурируется по образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития воспитанников: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, коррекционно-развивающему. 
           
          ОП сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГТ, основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики. Образовательная программа: 
           
           соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 
           
           сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание ОП соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); 
           
           соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); 
           
           обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; 
           
           основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 
           
           предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; 
           
           образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; 
           
           строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей ДОУ, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а так же спецификой и возможностями образовательных областей. 
           
           
           
           
          Особенности осуществления образовательного процесса 
           
          (национально-культурные, демографические, климатические и др.) 
          Всего в ДОУ воспитывается 145 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Общее количество групп – 9 , из них: 
           
           общеразвивающих - 6; 
           
           для детей с общим недоразвитием речи – 1; 
           
           для детей с задержкой психического развития – 2. 
           
          По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. 
           
          МКДОУ работает в условиях 12 часового пребывания детей. Группы функционируют в режиме пятидневной рабочей недели. 
           
          При организации образовательного процесса в ОП учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и способностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. 
           
          Образовательный процесс в МКДОУ выстраивается в соответствии с традициями русской культуры в сочетании с региональным компонентом, с учётом гендерного подхода. 
           
          Режим дня организован в соответствии с климатическими особенностями региона. 
           
          Дифференцированная диагностика и интегрированное обучение детей опираются на известные принципы общей и специальной педагогики. Определяющими принципами в соответствии с целью и спецификой дошкольного учреждения являются: 
           
           Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольника, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата. Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. 
           
           Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника. 
           
           Принцип динамичности заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач занятий — одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению. 
           
           Принцип комплексности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий; формы проведения и интенсивности работ. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту занятий. 
           
           Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата (с точки зрения динамики психофизического развития), но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения). 
           
           Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности. 
           
          Использование этих принципов в различном сочетании, направлено на повышение качества образовательного процесса, способствующего развитию дошкольников. Программа построена на основе личностно-ориентированных подходов к организации всех видов детской деятельности.
         |