МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
           
          Федеральное государственное автономное образовательное 
           
          учреждение высшего образования 
           
          «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
           
          Институт наук о Земле 
           
          
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              УТВЕРЖДАЮ 
               
              Руководитель специальности 
               
              «Прикладная геология» 
               
              ____________Т.В. Шарова 
               
              « » 2016г. 
              
  | 
             
            
           
          Рабочая программа дисциплины 
          Технологии моделирования месторождений 
          Специальность 
           
          21.05.02 Прикладная геология 
           
          Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых 
          Уровень образования 
           
          Высшее . 
          Форма обучения очная . 
           
          Программа разработана 
           
          Шаровой Т.В., доцентом кафедры месторождений полезных ископаемых, кандидатом геолого-минералогических наук . 
          
            
            
               
              Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
  | 
             
            
               
              месторождений полезных ископаемых
  | 
             
            
               
              протокол заседания 
               
              № от 2016 г.
  | 
             
            
               
              Зав. кафедрой, проф.  Гамов М. И.
  | 
             
            
           
          Ростов-на-Дону, 2016 
           I. Цели освоения дисциплины 
          Целями Изучение графической среды AutoCad с использованием ее в дальнейшей профессиональной деятельности. 
           
          Задачи: 
           
          Задачи курса содержат формирование у студентов необходимых знаний умений и навыков, которые должен иметь специалист инженерного профиля. 
          
            - 
              
 
               систематизация знаний о современных средствах вычислительной техники, математических методах и программных продуктах, используемых для автоматизации проектно - конструкторских работ. 
             
             
            - создание геологических карт и разрезов в графической среде AutoCAD;
  
             
            - создание 3-х мерных моделей месторождений.
  
            
          II. Место дисциплины в структуре ООП специалитета 
           
          2.1 Дисциплина «Технологии моделирования месторождений» представляет собой дисциплину по выбору. 
           
          2.2 Дисциплина «Технологии моделирования месторождений» базируется на курсах «Компьютерная графика», «Информатика», «Инженерно-геологическая графика», «Основы геоинформатики» «Математика», «Общая геология», «Структурная геология», «Кристаллография и минералогия», «Основы учения о полезных ископаемых». 
           
          Знать: роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества, общее устройство и принцип работы ЭВМ, основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. 
           
          Уметь: вводить данные в ЭВМ, управлять выводом данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, создавать и редактировать объекты в графических редакторах. 
           
          Навыки: работы на компьютере. 
           
          2.3 Освоение дисциплины «Технологии моделирования месторождений» необходимо как предшествующее для дисциплин для научно-исследовательской работы студентов и выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. 
          III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 
          3.1 Процесс изучения учебной дисциплины «Технологии моделирования месторождений» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ООП ВО по данной специальности: 
           
          а) общекультурных (ОК): 
           
          способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). 
           
          б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК): 
           
          способностью организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-5);  
           
          готовностью проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6); 
           
          пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7); 
           
          применением основных методов, способов и средств получения, хранения и обработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8). 
           
          в) профессиональных (ПК): 
           
           способностью проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-15); 
           
          способностью подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-16). 
           
          В результате освоения дисциплины «Технологии моделирования месторождений» обучающийся должен: 
           
          Знать: 
          
             
            понятие информации; общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов;
  
            
          Уметь: 
          
             
            аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной формах;
  
             
            применять средства AutoCad в своей профессиональной деятельности;
  
             
            интерфейс программы AutoCAD;
  
             
            графические примитивы программы и их свойства;
  
             
            создавать новые типы линий, образцы штриховок и слайды;
  
             
            создавать трехмерные объекты, получать виды, проекции и сечения, вычитать объекты и объединять их.
  
            
          Владеть: 
          
             
            навыками критического восприятия информации;
  
             
            навыками в области информатики и современных информационных технологий для работы с геологической информацией;
  
             
            методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;
  
             
            методами построения математических моделей при решении производственных задач.
  
           
          IV. Содержание и структура дисциплины 
          4.1. Структура дисциплины 
           
          Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часов. 
           
          Модули дисциплины, изучаемые в 10 семестре. 44 часа лабораторных занятия, 64 часа самостоятельной работы. 
          
            
              
              
              
              
              
              
              
                 
                № модуля
  | 
                 
                Наименование модуля
  | 
                 
                Количество часов
  | 
               
              
                 
                Всего
  | 
                 
                Аудиторная работа
  | 
                 
                Внеауд. работа СР
  | 
               
              
                 
                Л
  | 
                 
                ЛБ
  | 
               
              
                 
                1
  | 
                 
                Основы AutoCAD. Построение примитивов с 
                 
                помощью элементарных команд в 
                 
                графической среде AutoCAD.
  | 
                 
                60
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                24
  | 
                 
                34
  | 
               
              
                 
                2
  | 
                 
                Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей.
  | 
                 
                48
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                20
  | 
                 
                30
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Итого:
  | 
                 
                100
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                44
  | 
                 
                64
  | 
               
             
          
           4.2. Содержание модулей дисциплины 
          Модуль I. Основы AutoCAD. Построение примитивов с помощью элементарных команд в графической среде AutoCAD. 
           
          Лабораторная работа № 1. Знакомство с интерфейсом графической среды AutoCAD. 
           
          Лабораторная работа № 2. Средства пространственной ориентации. 
           
          Лабораторная работа № 3. Работа с примитивами. Построение первого чертежа. 
           
          Лабораторная работа № 4. Редактирования объектов. Построение второго чертежа. 
           
          Лабораторная работа № 5. Создание шаблонов разных форматов. 
           
          Модуль 2. Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей 
           
          Лабораторная работа № 6. Текст. 
           
          Лабораторная работа № 7. Режимы простановки размеров. 
           
          Лабораторная работа № 8. 3D – моделирование. 
           
          Лабораторная работа № 9. Поверхности. Каркасное моделирование. 
           
          Лабораторная работа № 10. Построение трехмерных твердотельных моделей. 
          V. Образовательные технологии 
          При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Технологии моделирования месторождений» будут использоваться следующие технологии: 
           
          - проведение лабораторных занятий с использованием презентационного оборудования; 
           
          - модульная технология, позволяющая обучать студентов с целевой программой действий по законченному блоку информаций с рекомендациями преподавателя по самостоятельной работе; 
           
          - использование аудио-визуальных средств обучения, индивидуальная работа студента с электронно-образовательными ресурсами; 
           
          - технология проектного обучения, с проектными заданиями (4-6 часов) на лабораторных занятиях по модулям 1-2; 
           
          - электронное тестирование; 
           
          - бально-рейтинговая оценка знаний студентов; 
           
          - интернет-технологии работы в цифровом кампусе, включающие он-лайн консультации, электронные контрольные работы, использование электронных УМР. 
           
          28% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий 
          
            
            
            
            
            
               
              Семестр
  | 
               
              Вид занятия (Л, ЛР)
  | 
               
              Используемы интерактивные технологии
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              ЛР
  | 
               
              Решение поставленных геологических задач с применением программы AutoCAD
  | 
               
              12
  | 
             
           
          VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
           6.1 Контрольные вопросы студентам для подготовки к тестированию по модулям дисциплины
          
             
            Возможности AutoCAD.
  
             
            Функции пространства модели и пространства листа. Способы создания чертежей.
  
             
            Настройка панелей инструментов. Блокировка местоположения панелей инструментов.
  
             
            Использование командной строки и текстового окна.
  
             
            Методика создания чертежей в слоях. Настройка цветовой палитры.
  
             
            Задание стилей единиц измерения, текстов, размеров.
  
             
            Средства обеспечения точности черчения.
  
             
            Основные способы редактирования чертежа и графических объектов.
  
             
            Стандартные графические элементы чертежа. Блоки.
  
             
            Создание нового слоя, задание его параметров – имени, индикатора включения, индикатора замораживания, индикатора блокировки, цвета, типа и веса линий, степени прозрачности, возможности вывода на печать и т.д. Установка слоя текущим.
  
             
            Ввод графических примитивов (отрезок, луч, прямая линия, мультилиния, полилиния, многоугольник, прямоугольник, дуга (различные способы), окружность (различные способы), кольцо, сплайн, эллипс. Установка ширины и кривизны сегментов полилинии. Построение областей.
  
             
            Получение информации о графических объектах. Задание индивидуальных свойств объектам.
  
             
            Ввод отрезка заданного цвета, типа и веса, длины и угла наклона.
  
             
            Вычисление на чертеже расстояний, радиусов, углов, площадей, объёмов.
  
             
            Копирование свойств одного объекта в другой.
  
             
            Настройка отображения весов линий.
  
             
            Установка объектных привязок.
  
             
            Установка параметров сетки и шаговой привязки.
  
             
            Использование координатных фильтров (например, при построении окружности в центре прямоугольника).
  
             
            Использование объектного отслеживания (например, при построении окружности в центре прямоугольника).
  
             
            Разметка и деление отрезков, дуг, сплайнов, окружностей, эллипсов и полилиний. Просмотр результатов разметки и деления – установка стиля отображения точек.
  
             
            Загрузка элементов чертежей из центра управления (DesignCenter).
  
             
            Выбор объектов с помощью прицела. Регулировка размера прицела. Исключение объектов из текущего набора. Выбор объектов до выбора команды редактирования, и выбор команды до выбора объектов.
  
             
            Выбор объектов рамкой способами «window selection» и «crossing selection». Настройка интерфейса выбора объектов.
  
             
            Выбор объектов ломаной линией.
  
             
            Защита объектов от выбора и редактирования блокированием слоёв.
  
             
            Выбор объектов по каким-либо свойствам или типам.
  
             
            Операции редактирования объектов (удаление, линейное копирование и копирование в виде массивов (прямоугольного и полярного), зеркальное отражение поворот, масштабирование, непропорциональное растяжение, отсечение и удлинение, разрыв объектов, построение фасок и скруглений, сопряжение объектов, разбиение составных объектов.
  
             
            Редактирование объектов с помощью ручек (grips).
  
             
            Редактирование объектов группы (именованного и сохраненного набора объектов).
  
             
            Выполнение штриховок и заливок, задание их параметров. Управление ассоциативностью штриховок.
  
             
            Создание однострочного текста. Режимы выравнивания. Редактирование текста.
  
             
            Ввод многострочного текста. Настройки параметров текста. Редактирование текста.
  
             
            Нанесение выносок.
  
             
            Импорт TXT-файлов.
  
             
            Импорт RTF-файлов.
  
             
            Создание таблиц и спецификаций. Настройка ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек. Заполнение таблицы.
  
             
            Использование формул в ячейках таблицы.
  
             
            Управление ассоциативностью размеров.
  
             
            Ввод в размерный текст префиксов, суффиксов и пользовательского текста.
  
             
            Простановка радиусов, диаметров, угловых размеров.
  
             
            Простановка размеров от выбранных объектов, от общей базы, цепочки размеров.
  
             
            Способы работы с блоками.
  
             
            Создание и работа с библиотеками блоков.
  
             
            Добавление в блок функций динамического изменения: добавление параметра, операции, связывание операции с параметром.
  
             
            Допустимые параметры блоков.
  
             
            Свойство переопределения коэффициента расстояния.
  
             
            3D-виды в пространстве модели.
  
             
            Экспорт чертежа в различные форматы.
  
           
           6.2 Тесты 
          Тестовые задания по модулям дисциплины в представлены в ИИК ЮФУ http://dbs.sfedu.ru 
           
          Тест состоит из четырех видов заданий. Студенту предлагается следующая структура тестовых заданий: 
           
          Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов. 
           
          Инструкция к заданиям. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ(ы) маркером. 
           
          Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу. Этот тип заданий состоит из основы (текст) и поля для ввода ответа. 
           
          Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ. 
           
          Тестовое задание «Числовой вопрос». Вариант тестового задания «короткий вопрос». Ответ обязательно является числом. 
           
          Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части, может быть, цифра. Впишите в поле для ответа Ваш ответ. 
           
          Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Оформление: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них. 
           
          Примеры тестовых заданий: 
           
          1. Выберите назначение программы AutoCAD 
          
             
            для игр;
  
             
            для редактирования текста;
  
             
            для построения чертежей и двух - и трехмерных изображений;
  
             
            для рисования;
  
            
          2. Выберите фирму разработчика программы AutoCAD? 
          
             
            AutoDesk;
  
             
            Microsoft;
  
             
            Apple;
  
             
            Macintosh.
  
            
          3. Напишите название основной системы координат, в которой по умолчанию начинается работа с программой________________ 
           
          4. Выберите расширение файла созданного в программе AutoCAD? 
          
             
            .dwg;
  
             
            .dwc;
  
             
            .dpt;
  
             
            .autoCad;
  
             
            .cad.
  
            
          5. Имеется ли в программе «AutoCAD» редактор текста 
          
             
            да имеется
  
             
            нет такой функции
  
            
          6. Укажите правильное соответствие между функциональным назначением команды и ее иконкой 
          
            
            
            
              
                
                   
                  Вывод чертежа на печать
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Сохранение текущего чертежа
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Создание пустого файла чертежа
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Открытие существующего файла чертежа
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
          7. Укажите правильное соответствие между функциональным назначением команды и ее иконкой 
          
            
            
            
              
                
                   
                  Круг
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Многоугольник
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Отрезок
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  Прямоугольник
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
          8. Команда, выполняемая с помощью иконки  , позволяет: 
          
             
            выбрать объект для перемещения;
  
             
            повернуть объект вокруг базовой точки;
  
             
            создать трехмерную модель;
  
             
            создать массив.
  
            
          9. Указать правильное соответствие между функциональным назначением 
           
          команды и ее иконкой 
          
            
            
            
              
                
                   
                  зеркальное отражение объектов;
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  копирование объектов;
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  перенос объектов;
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
            
              
                
                   
                  создание массива.
  
                 
               | 
              
                
                   
                   
  
                 
               | 
             
           
          VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
           7.1 Основная литература
          
             
            Соколова, Татьяна Юрьевна. AutoCAD для студента [Текст] : популярный самоучитель / Т. Ю. Соколова. - Москва [и др.] : Питер, 2007. - 256 с.
  
             
            Полещук, Николай Николаевич. AutoCAD 2006/2007 [Текст] : новые возможности / Николай Полещук, Наталия Карпушкина. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006 (СПб.). - 204 с.
  
             
            Тику, Шам. Настройка AutoCAD® [Текст] : [охватывает версии 2004/2005/2006] / Шам Тику; [пер. с англ. и ред. И. В. Шуляка]. - Москва [и др.] : Вильямс, 2006. - 768 с.
  
             
            Полещук, Николай Николаевич. AutoCAD в инженерной графике [Текст] : [курс лекций] / Николай Полещук, Наталия Карпушкина. - СПб. [и др.] : Питер, 2005. - 493 с.
  
             
            Хейфец, Александр Львович. Инженерная компьютерная графика AutoCAD [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по машиностроит. и архитектур.-строит. специальностям / А. Л. Хейфец. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2005. - 336 с.
  
            
           
           
          7.2. Дополнительная литература
          
             
            Жарков Н. В. AutoCAD 2009: официальная русская версия. Эффективный самоучитель. СПб.: Наука и Техника, 2009. - 608 c.
  
             
            Савельев Л.А. AutoCAD 2009 с нуля! (+ CD-ROM) изд-во: Лучшие Книги 2008, – 272 с.
  
             
            Н. Полещук, В. Савельева Самоучитель AutoCAD 2009. Двумерное проектирование изд-во: БХВ-Петербург серия: Самоучитель, 2008, – 544 с.
  
             
            Климачева Т.Н. AutoCAD 2008/2009 для студентов: Самоучитель, пособие, изд-во: ДМК Пресс – 2009, – 400 с.
  
             
            Левковец Л. Самоучитель AutoCAD 2010, изд-во: БХВ-Петербург, 2009 – 652 с.
  
           
           7.3. Список авторских методических разработок 
          Рабочая программа по дисциплине «Технологии моделирования месторождений». 
           
          Фонд оценочных средств по дисциплине «Технологии моделирования месторождений». 
          VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
           8.1 Учебно-лабораторное оборудование
          
             
            компьютерный класс для проведения лабораторных занятий;
  
             
            технические средства для показа презентаций, учебных видеофильмов;
  
             
            цифровой кампус ЮФУ.
  
           
           8.2 Программные средства
          
             
            лицензионная программа AutoCAD;
  
             
            Internet.
  
           
           8.3 Технические и электронные средства
          
             
            учебно-методический комплекс;
  
             
            раздаточный материал в электронном виде;
  
             
            презентации к лекциям;
  
             
            комплект тестовых заданий.
  
           
           IX. Учебная карта дисциплин 
          Учебная карта дисциплины 
           
          «Технологии моделирования месторождений» 
           
          Преподаватель Шарова Т.В. Кафедра Месторождений полезных ископаемых 
           
          Курс 5 . Семестр 9 Группа 2 
           
          Специальность Прикладная геология 
          
            
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Виды контрольных 
               
              мероприятий
  | 
               
              Текущий контроль
  | 
               
              Рубежный контроль
  | 
             
            
               
              Максимальное количество баллов
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Модуль 1 Основы AutoCAD. Построение примитивов с 
               
              помощью элементарных команд в графической среде AutoCAD.
  | 
               
              30
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Работа на лабораторных занятиях
  | 
               
              12
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Контрольная работа
  | 
               
              18
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Тестирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Модуль 2 Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей
  | 
               
              30
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Работа на лабораторных занятиях
  | 
               
              10
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Проектное задание
  | 
               
              20
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Тестирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Всего
  | 
               
              60
  | 
               
              40
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Бонусные баллы1 
              
  | 
               
              До 10
  | 
               
              Активные консультации, работа в цифровом кампусе – 3 балла 
               
              Отсутствие пропусков – 4 балла 
               
              Участие в конференциях– 3 балла
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Промежуточная аттестация 
               
              зачет2
  | 
               
              Максимальная сумма 100
  | 
             
            
           
          Преподаватель ___________ Шарова Т.В. 
           
          Согласовано: заведующий кафедрой 
           
          профессор ___________ Гамов М.И. 
          
          
         |