
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
            
            муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда Дворец творчества детей и молодежи «Янтарь»
            
            Рассмотрено, обсуждено, Утверждаю
            
            одобрено на педагогическом совет директор МАУДО
            
            МАУДО ДТД и М «Янтарь» ДТД и М «Янтарь»
            
            Протокол №_____ __________А.П. Толмачева
            
            «____» __________2016г. «____» __________2016г.
            
Дополнительная общеразвивающая программа
            
            «Общетехническое развитие подростка»
            
            Направленность: техническая
            
            Для детей от 6 до 16 лет
            
            Срок реализации программы: 3 года
            
            Программу составил: Казанцев Валерий Иосифович
            
            педагог дополнительного образования
            
            г. Калининград
            
            2016г.
            
            
Пояснительная записка
            
            
            Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана для детей от 6 до 16 лет, срок реализации - 3 года.
            
Цель программы:
            - формирование у детей профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.
            
З А Д А Ч И:
            
            Обучающие:
            
              
              Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора.
 
              
              Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертежным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.
 
              
              Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.
 
              
              Развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде.
 
            
            
            
            Воспитательные:
            
              
              Воспитание интереса к техническим специальностям, технического мышления.
 
              
              Воспитание настойчивости, целеустремленности, умения доводить начатое дело до конца.
 
              
              Воспитание у ребят духа коллективизма.
 
            
            
            Развивающие:
            
            1. Формировать интерес к творческой, экспериментально-исследовательской деятельности.
            
            2. Развить стремление к созиданию, самостоятельность, привить любовь к техническому творчеству.
            
            3. Содействовать развитию всесторонне развитой личности.
            
            
            
Количество максимальной аудиторной нагрузки на одну группу:
            
            1 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, в неделю 4 часа, в год 208 часов.
            
            
2 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, в неделю 4 часа, в год 312 часов.
            
            
3 год обучения - занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, в неделю 6 часа, в год 312 часов.
            
Актуальность и новизна
            
            Интерес детей и подростков к технике относится к числу наиболее постоянных, устойчивых.
            
            Новая техника входит в жизнь современной молодежи с раннего детства. Это оказывает большое влияние на формирование интересов, склонностей и способностей. Сегодня мало дать детям определенную сумму знаний, им предстоит жить и трудиться в стремительно обновляющемся мире . В связи с быстрым развитием науки и техники от членов общества теперь требуется умение работать с новой информацией и решать постоянно возникающие задачи .Творческому развитию детей способствует использование в их обучении исследовательской деятельности.
            
            Предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы, ознакомление с литературой по заданной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
            
            Система дополнительного образования является той структурой , которая направляет свою деятельность на развитие творческих талантов обучающихся.
            
            Основной идеей данной программы является последовательное саморазвитие в ребенке способностей к творческому мышлению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.
            
Ожидаемый результат
            
            по итогам первого года обучения
            
            учащийся должен
            Знать:
            
              
              Правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования
 
              
              Принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей из бумаги и картона.
 
              
              Способы применения шаблона и разверток.
 
              
              Названия основных деталей и частей техники.
 
            
            Уметь:
            
              
              Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону и развертке.
 
              
              Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия.
 
              
              Работать простейшим ручным инструментом.
 
            
            
            
            Ожидаемый результат
            
            по итогам второго года обучения
            
            учащийся должен
            з н а т ь:
            
              
              классы ракет;
 
              
              виды парашютов, основные элементы;
 
              
              правила расчета скорости и времени снижения на парашюте;
 
              
              способы крепления двигателей на моделях ракет;
 
              
              оборудование для запуска ракет;
 
              
              принцип работы двухступенчатой ракеты;
 
              
              стартовые правила;
 
              
              порядок работы на старте;
 
              
              техника безопасности;
 
              
              правила соревнований;
 
            
            у м е т ь:
            
              
              изготавливать одноступенчатую ракету;
 
              
              пользоваться материалом и инструментом при изготовлении
 
            
            моделей двухступенчатых ракет;
            
              
              собирать и оформлять модели ракет;
 
              
              устанавливать двигатели на модели ракет;
 
              
              оформлять техническую документацию;
 
              
              изготавливать модели к выставкам и соревнованиям;
 
              
              запускать модели ракет:
 
              
              определять результаты;
 
              
              соблюдать технику безопасности при изготовлении, транспортировке и проведении выставок и соревнований.
 
            
            
            
            Ожидаемый результат
            
            по итогам третьего года обучения
            учащийся должен
            
            з н а т ь:
            
            
              
              Что представляет командная линия управления.
 
              
              Общие сведения о радиопередатчиках .
 
              
              Общие сведения о радиоприемниках.
 
              
              Исполнительные устройства.
 
              
              Вспомогательные устройства.
 
              
              Основные требования к радиоуправляемым моделям.
 
            
            у м е т ь:
            
              
              Выполнить конструкцию фюзеляжа (корпуса)
 
              
              Компоновать модели из Двигателей, механизмов управления, исполнительных устройств.
 
              
              Настройку регулятора хода и рулевых машинок.
 
            
            
            Учебный план
            
            первый год обучения
            
              
              
              
              
              
              
                 
                № 
                 
                п/п
  | 
                 
                Раздел программы/темы
  | 
                 
                Количество часов
  | 
              
              
                 
                Всего
  | 
                 
                теория
  | 
                 
                практика
  | 
              
              
                 
                1. 
                
  | 
                 
                Вводное занятие 
                
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                -
  | 
              
              
                 
                2. 
                
  | 
                 
                Понятие о техническом задании и 
                 
                конструировании.
  | 
                 
                16
  | 
                 
                2
  | 
                 
                14
  | 
              
              
                 
                3.
  | 
                 
                Способы соединения деталей и узлов 
                 
                технического устройства.
  | 
                 
                12
  | 
                 
                2
  | 
                 
                10
  | 
              
              
                 
                4. 
                
  | 
                 
                Двигатели.
  | 
                 
                4
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
              
              
                 
                5. 
                
  | 
                 
                Вращательное движение.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                2
  | 
                 
                18
  | 
              
              
                 
                6.
  | 
                 
                Технические расчеты.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                7.
  | 
                 
                Технические испытания.
  | 
                 
                16
  | 
                 
                2
  | 
                 
                14
  | 
              
              
                 
                8.
  | 
                 
                Доводка готовых изделий.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                -
  | 
                 
                20
  | 
              
              
                 
                9.
  | 
                 
                Техническая документация.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                2
  | 
                 
                18
  | 
              
              
                 
                10.
  | 
                 
                Итоговая выставка работ.
  | 
                 
                12
  | 
                 
                2
  | 
                 
                10
  | 
              
              
                 
                11.
  | 
                 
                Заключительное занятие.
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                -
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Летний период
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                1.
  | 
                 
                Внеаудиторные занятия. 
                
  | 
                 
                36
  | 
                 
                -
  | 
                 
                36
  | 
              
              
                 
                2.
  | 
                 
                Самоподготовка. 
                
  | 
                 
                28
  | 
                 
                -
  | 
                 
                28
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                И Т О Г О:
  | 
                 
                208
  | 
                 
                20
  | 
                 
                188
  | 
              
            
            
            Учебный план
            
            второй год обучения
            
              
              
              
              
              
              
                 
                № 
                 
                п/п
  | 
                 
                Раздел программы/темы
  | 
                 
                Раздел программы
  | 
              
              
                 
                Всего
  | 
                 
                Теория
  | 
                 
                Практика
  | 
              
              
                 
                1.
  | 
                 
                Вводное задание. 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                4
  | 
                 
                -
  | 
              
              
                 
                2. 
                
  | 
                 
                Простейшие модели ракет. 
                
  | 
                 
                22
  | 
                 
                5,5
  | 
                 
                16,5
  | 
              
              
                 
                3. 
                
  | 
                 
                Парашют для моделей ракет. 
                
  | 
                 
                18
  | 
                 
                4,5
  | 
                 
                13,5
  | 
              
              
                 
                4. 
                
  | 
                 
                Модельные ракетные двигатели. 
                
  | 
                 
                16
  | 
                 
                12
  | 
                 
                8
  | 
              
              
                 
                5.
  | 
                 
                Основы теории полета ракеты. 
                
  | 
                 
                20
  | 
                 
                5
  | 
                 
                15
  | 
              
              
                 
                6.
  | 
                 
                Разработка и постройка модели одноступенчатой ракеты.
  | 
                 
                26
  | 
                 
                6,5
  | 
                 
                19,5
  | 
              
              
                 
                7.
  | 
                 
                Стартовое оборудование.
  | 
                 
                24
  | 
                 
                6
  | 
                 
                18
  | 
              
              
                 
                8.
  | 
                 
                Разработка и постройка модели двух- 
                 
                ступенчатой ракеты.
  | 
                 
                32
  | 
                 
                8
  | 
                 
                24
  | 
              
              
                 
                9.
  | 
                 
                Запуск моделей ракет.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                5
  | 
                 
                15
  | 
              
              
                 
                10.
  | 
                 
                Разработка и постройка моделей 
                 
                космических кораблей.
  | 
                 
                20
  | 
                 
                5
  | 
                 
                15
  | 
              
              
                 
                11.
  | 
                 
                Организация и проведение соревнований.
  | 
                 
                10
  | 
                 
                2,5
  | 
                 
                7,5
  | 
              
              
                 
                12.
  | 
                 
                Заключительное занятие. 
                
  | 
                 
                4
  | 
                 
                4
  | 
                 
                --
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Летний период
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                1.
  | 
                 
                Внеаудиторные занятия.
  | 
                 
                54
  | 
                 
                -
  | 
                 
                54
  | 
              
              
                 
                2.
  | 
                 
                Самоподготовка. 
                
  | 
                 
                42
  | 
                 
                -
  | 
                 
                42
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                И Т О Г О: 
                
  | 
                 
                312
  | 
                 
                60
  | 
                 
                252
  |