  
                
                
                
              Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов края, руководителям государственных образовательных учреждений
  | 
             
            
               
              25.06.2012 № 02-04/5436 
               
              «О преподавании учебного предмета «Технология» в 201112 учебном году в общеобразовательных учреждениях 
               
              Ставропольского края 
              
  | 
             
            
           
          
            
            
               
              Министерство образования Ставропольского края направляет для работы методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Технология» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. 
               
              Приложение: на 300 листах. 
              
  | 
             
            
          
            
            
               
              Заместитель министра Н.А. Лаврова
  | 
             
            
           
           
           
          
            
            
               
              Любенко Наталья Ивановна 
               
              Тел. (865 2) 372392, 
               
              lubenko@stavminobr.ru
  | 
             
            
          Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования 
           
          Кафедра профессионального образования и технологии 
           
          В помощь учителю технологии на 2011-2012 учебный год 
           
          (Методические рекомендации) 
           
          Авторы – составители: 
           
          В.Н.Даванов 
           
          Обсуждено на заседании кафедры 
           
          ПО и Т 
           
          Протокол № «___» 
           
          От «___»_____________2011 года 
           
          Ставрополь 2011 год 
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          Пояснительная записка – стр. 3-8 
           
          1. «О преподавании учебного предмета «Технология» 
           
          в 2011\12 учебном году в общеобразовательных учреждениях 
           
          Ставропольского края - стр.9-10 
           
          1.1.Место учебного предмета «Технология» в 
           
          федеральном базисном учебном плане- стр.10-10 
           
          1.2. Приоритетные направления в преподавании технологии стр.10-11 
           
          1.3. Основные содержательные линии предмета « Технология» стр.11-13 
           
          1.4.Особенности обучения технологии 
           
          в профильной школе стр.13-15 
           
          1.5..Мини-проекты на уроках технологии стр.15-17 
           
          1.6. Исследовательская деятельность учащихся и 
           
          педагогов на уроках технологии стр 17-20 
           
          1.7.Для реализации задач профессиональной подготовки 
           
          целесообразно использовать следующие документы- стр.20-21 
           
          1.8.Характеристика стандартов второго поколения 
           
          по предмету «Технология»- стр.21-21 
           
          1.9.Рекомендации по составлению календарно-тематического 
           
          планирования и государственной итоговой аттестации стр.21-22 
           
          2.Методические рекомендации по 
           
          преподаванию предмета “Технология” в общеобразовательных 
           
          учреждениях для неделимых классов- стр.22-23 
           
          2.1.Государственная (итоговая) аттестация выпускников- стр.23-23 
           
          3.Программно- методическое обеспечение предмета 
           
          в 2011\2012 учебном году 
           
          Примерные (типовые) программы по технологии- стр.23-27 
           
          4.Работа с одаренными детьми стр.27-27 
           
          4.1.Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам стр.27-27 
           
          5.Характеристика видов контроля качества знаний по технологии. стр.27-28 
           
          5.1.Формирование приемов самоконтроля у учащихся на 
           
          уроках технологии стр. 28-30 
           
          6.Работа методических объединений учителей технологии 
           
          по повышению качества образования стр.30-31 
           
          Приложения стр.32-181 
           
          Пояснительная записка 
           
          Президент России Дмитрий Медведев 21 января 2010г. утвердил национальную образовательную инициативу "Наша новая школа". Ее суть - в "создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни". Кроме того, инициатива "должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны". Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. 
           
          (Из стандарта 2 поколения по Технологии) 
           
          Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. 
           
          Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. 
           
          Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». 
           
          Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. 
           
          Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. 
           
          В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. 
           
          Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология» 
           
          В результате обучения учащиеся овладеют: 
           
          • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; 
           
          • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; 
           
          • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. 
           
          В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность: 
           
          познакомиться: 
           
          • с основными технологическими понятиями и характеристиками; 
           
          • с назначением и технологическими свойствами материалов; 
           
          • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; 
           
          • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; 
           
          • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; 
           
          • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; 
           
          выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: 
           
          • рационально организовывать рабочее место; 
           
          • находить необходимую информацию в различных источниках; 
           
          • применять конструкторскую и технологическую документацию; 
           
          • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; 
           
          • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; 
           
          • конструировать, моделировать, изготавливать изделия; 
           
          • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; 
           
          • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; 
           
          • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); 
           
          • находить и устранять допущенные дефекты; 
           
          • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; 
           
          • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; 
           
          • распределять работу при коллективной деятельности; 
           
          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
           
          • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; 
           
          • формирования эстетической среды бытия; 
           
          • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; 
           
          • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; 
           
          организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; 
           
          • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; 
           
          • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; 
           
          • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; 
           
          • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; 
           
          • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; 
           
          • построения планов профессионального образования и трудоустройства. 
           
           Результаты изучения предмета «Технология» 
           
          Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. 
           
          Общие результаты технологического образования состоят: 
           
          • в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности; 
           
          • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности; 
           
          • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; 
           
          • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования. 
           
          Изучение технологии призвано обеспечить: 
           
          • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания; 
           
          • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 
           
          • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; 
           
          • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. 
           
          Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 
           
          Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: 
           
          проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; 
           
          • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; 
           
          • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; 
           
          • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; 
           
          самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; 
           
          • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; 
           
          • планирование образовательной и профессиональной карьеры; 
           
          • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; 
           
          • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; 
           
          • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; 
           
          • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; 
           
          • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. 
           
          Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: 
           
          • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; 
           
          • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; 
           
          комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; 
           
          проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; 
           
          • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; 
           
          • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; 
           
          • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов; 
           
          • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; 
           
          • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; 
           
          • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; 
           
          • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; 
           
          •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; 
           
          • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; 
           
          • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; 
           
          • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; 
           
          • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; 
           
          • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; 
           
          • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. 
           
          Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: 
           
          В познавательной сфере: 
           
          • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 
           
          • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; 
           
          • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; 
           
          • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; 
           
          • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; 
           
          • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 
           
          • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; 
           
          • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; 
           
          • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 
           
          • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. 
           
          В трудовой сфере: 
           
          • планирование технологического процесса и процесса труда; 
           
          • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 
           
          • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; 
           
          • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; 
           
          • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; 
           
          • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 
           
          • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; 
           
          • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 
           
          • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; 
           
          выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 
           
          • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; 
           
          • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; 
           
          • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 
           
          • документирование результатов труда и проектной деятельности; 
           
          • расчет себестоимости продукта труда; 
           
          • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. 
           
          В мотивационной сфере: 
           
          • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 
           
          • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; 
           
          • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 
           
          • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; 
           
          • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; 
           
          • осознание ответственности за качество результатов труда; 
           
          • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 
           
          • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 
           
          В эстетической сфере: 
           
          • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; 
           
          • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; 
           
          • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; 
           
          • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 
           
          • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. 
           
          В коммуникативной сфере: 
           
          • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 
           
          • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 
           
          • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; 
           
          • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; 
           
          • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; 
           
          • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. 
           
          В физиолого-психологической сфере: 
           
          • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; 
           
          • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; 
           
          • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; 
           
          • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 
         |