1 Область применения и нормативные ссылки
            Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
            
            Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, обучающихся по магистерской программе «Финансы», изучающих дисциплину «В2В маркетинг».
            
            Программа разработана в соответствии с:
            
              
              Образовательным стандартом высшего образования ФГАОУ ВПО «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» утвержденном Ученым советом НИУ ВШЭ 27 июня 2014 г. № 05
 
              
              Учебным планом университета по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит подготовки магистра (Магистерская программа «Финансы»), утвержденным в 2015 г.
 
            
            
            
            2 Цели освоения дисциплины
            Основная цель курса дисциплины «В2В маркетинг»:
            
              
              подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей среднего уровня, а также к продолжению обучения в аспирантуре.
 
              
              подготовка к решению профессиональных задач управления проектами с использованием математических методов и компьютерных технологий
 
              
              формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
 
            
            
            
            3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
            В результате освоения дисциплины студент должен:
            
            
              
              Знать векторы развития В2В рынка и особенности маркетинговой деятельности на нем
 
              
              Уметь оценивать положение компании на В2В рынке с точки зрения маркетинга
 
              
              Иметь представление о том, как инструменты маркетинга могут быть вписаны в деятельность компании, работающей на В2В-рынке
 
              
              Обладать навыками самостоятельного построения системы продаж на рынке B2B
 
              
              Владеть основными инструментами В2В маркетинга на операционном уровне
 
              
              Быть способным создавать базовую активность в области B2B продаж (коммерческие предложения, простейшие CRM, директ-маркетинг и т.п.).
 
            
            
            В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
            
            
              
              
              
              
              
                
                   
                  Компетенция
  | 
                   
                  Код по ФГОС/ НИУ
  | 
                   
                  Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
  | 
                   
                  Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
  | 
                
              
              
                
                   
                  собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи
  | 
                   
                  ПК-2
  | 
                   
                  - качественное выполнение заданий по разработке маркетинговой стратегии и ее координации с другими видами стратегий;
  | 
                   
                  - индивидуальная и групповая работа с кейсами.
  | 
                
                
                   
                  обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными 
                   
                  исследователями; выявлять перспективные направления дальнейших исследований, составлять программу собственных исследований
  | 
                   
                  ПК-1
  | 
                   
                  - качественное выполнение заданий по разработке бизнес-моделей и их оценке;
  | 
                   
                  - индивидуальные и групповые форма работы над кейсами.
  | 
                
                
                   
                  обосновать эффективность инвестиционной политики фирмы и финансового института, включая проектный анализ с использованием современного аналитического аппарата, учитывающего фактор неопределенности деловой среды
  | 
                   
                  ПК-19
  | 
                   
                  - качественное выполнение заданий по разработке бизнес-моделей, оценке идей, разработке новых продуктов и пр.
  | 
                   
                  - индивидуальные и групповые форма работы над кейсами.
  | 
                
                
                   
                  контролировать выполнение стратегических управленческих решений и финансовых планов
  | 
                   
                  ПК-26
  | 
                   
                  - качественное выполнение заданий с распределенной ответственностью в группе;
  | 
                   
                  - групповые формы: кейсы с распределение ответственности в группе; 
                   
                  - деловые игры.
  | 
                
                
                   
                  применять современные методы и методики преподавания финансовых дисциплин в образовательных организациях высшего образования 
                  
  | 
                   
                  ПК-35
  | 
                   
                  - качественное выполнение заданий с распределенной ответственностью в группе;
  | 
                   
                  - групповые формы: кейсы с распределение ответственности в группе; 
                   
                  - деловые игры.
  | 
                
              
            
            
            
            4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
            Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и вариативной части дисциплин.
            
            Изучение данной дисциплины базируется на знании следующих дисциплин:
            
              
              Основы экономической теории
 
              
              Маркетинг
 
              
              Методология научных исследований в менеджменте
 
              
              Основы маркетинга
 
            
            Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
            
              
              Анализ издержек и выгод
 
              
              Понятие альтернативной стоимости
 
              
              Основы теории и практики переговоров
 
              
              Понимание базовых категорий маркетинга
 
            
            Основные положения дисциплины должны быть использованы при подготовке магистерской диссертации и в дальнейшей практической деятельности в маркетинговых отделах компаний, работающих на В2В рынках, а так же в качестве топ-менеджера таких компаний и (или) при открытии собственного бизнеса.
            
            
5 Тематический план учебной дисциплины
            
              
              
              
              
              
              
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Название раздела
  | 
                 
                Всего часов
  | 
                 
                Аудиторные часы
  | 
                 
                Самостоятельная работа
  | 
              
              
                 
                Лекции
  | 
                 
                Семинары
  | 
                 
                Практические занятия
  | 
              
              
                 
                1
  | 
                 
                Раздел I. Особенности принятия решений на рынке b2b 
                 
                Тема 1. Базовые категории маркетинга
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                0
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                9
  | 
              
              
                 
                2
  | 
                 
                Тема 2. Коммуникационный b2b микс
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                0
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                9
  | 
              
              
                 
                3
  | 
                 
                Тема 3. Сегментирование и целеполагание
  | 
                 
                10
  | 
                 
                0.5
  | 
                 
                0
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                9.5
  | 
              
              
                 
                4
  | 
                 
                Раздел II. Инструменты В2В маркетинга 
                 
                Тема 4. Обзор инструментов
  | 
                 
                10
  | 
                 
                0.5
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                7.5
  | 
              
              
                 
                5
  | 
                 
                Тема 5. Тендеры и площадки
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                7
  | 
              
              
                 
                6
  | 
                 
                Тема 6. Звонки vs Прямая рассылка
  | 
                 
                10
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4
  | 
              
              
                 
                7
  | 
                 
                Тема 7. Публичные: выставки, семинары, конференции, журналы
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                5
  | 
              
              
                 
                8
  | 
                 
                Тема 8. Интернет, сайты, блоги продажами в компаниях В2В рынка
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1.5
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                6.5
  | 
              
              
                 
                9
  | 
                 
                Раздел III. Продажа 
                 
                Тема 9. Цикл продажи, воронка продаж
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1.5
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                4.5
  | 
              
              
                 
                10
  | 
                 
                Тема 10. Возражения, классификация, инструменты отработки
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                5
  | 
              
              
                 
                11
  | 
                 
                Тема 11. Сетевое и временное изменение, лояльность и LR-перспектива
  | 
                 
                4
  | 
                 
                2
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                -
  | 
              
              
                 
                12
  | 
                 
                Раздел IV. B2b на предприятии
  | 
                 
                10
  | 
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                7
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Итого:
  | 
                 
                114
  | 
                 
                16
  | 
                 
                24
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                74
  | 
              
            
            
            
            6 Формы контроля знаний студентов
            
            
              
                
                
                
                
                
                
                
                
                   
                  Тип контроля
  | 
                   
                  Форма контроля
  | 
                   
                  1 год
  | 
                   
                  Параметры **
  | 
                
                
                   
                  1
  | 
                   
                  2
  | 
                   
                  3
  | 
                   
                  4
  | 
                   
                   
                  
  | 
                
                
                   
                  Домашняя работа
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                  *
  | 
                   
                  *
  | 
                   
                  6-11 тыс. знаков с пробелами, формат – сквозная задача
  | 
                
                
                   
                   
                  
  | 
                   
                  Контрольная работа
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                  *
  | 
                   
                  Подготовка КП с пакетом директ-мейла для случайно выбранной компании
  | 
                
                
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                
                
                   
                  Итоговый
  | 
                   
                  Экзамен 
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                  *
  | 
                   
                  Письменный анализ кейса с устной защитой - 90 минут
  | 
                
              
            
            
            
            6.1.Критерии оценки знаний, навыков
            В процессе текущего контроля – в контрольных работах студент должен провести анализ данных с экономической и маркетинговой точки зрения, выполнить соответствующие экономические расчеты и предложить маркетинговую стратегию, а затем определить, как выбранный тип стратегии влияет на стоимость компании.
            
            При выполнении домашнего задания студент должен связать научную теорию инноваций с практическими примерами внедрения инновационных продуктов. В работе нужно выполнить исследование по выбранному виду товара.
            
            В процессе зачета студент должен выполнить расчетное задание и обосновать выбор стратегии по предложенному кейсу.
            
            Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из вышеуказанных форм контроля плюс активности студентов на семинарах – ответов на вопросы преподавателя и приведения практических примеров и собственных, грамотно выстроенных суждений.
            
            Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
            
            
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
            Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях/ Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем и называется - 
Оаудиторная.
            
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
            
            О
накопленная= 2/3* 
Отекущий + 1/3* О
аудиторная 
            
            где О 
текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
            
            
Отекущий = 
n1··Ок/р + n2· ·Одз ,
            
            при этом n
1 =0,5, n
2 = 0,5.
            Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
            
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом :
            
            
Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач
            
            Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
            
7 Содержание дисциплины
            Раздел I. Особенности принятия решений на рынке b2b
            
            Тема 1. Базовые категории маркетинга
            
            Понятие рынка, отрасли, емкость рынка. Маркетинг и продажи. Маркетинг b2b, отличия b2b. Производный спрос, цикл продажи, коллективный покупатель (ЛПР, закупщик, пользователь, контролер, ЛДПР), сложный продукт, роль отношенческого маркетинга и лояльности, цикл продажи vs процесс закупки.
            
            Актуальные тренды: продажи на расстоянии, загруженность информационных каналов с одной стороны и увеличение их количества с другой, усложнение процесса закупки в целом.
            
Тема 2. Коммуникационный b2b микс
            
            Актуальные виды b2b маркетинговых коммуникаций. Роль и схема конкурентного маркетингового b2b анализа. Точки контакта, ЛПР, ЛДПР. Стоимость контакта, уровень конверсии. Жизненный цикл клиента: основные стадии.
            
            
Тема 3. Сегментирование и целеполагание
            
            Подходы к сегментированию и его важность для выбора инструментов. Ключевые критерии выбора поставщика, Клиенты-оптимизаторы и клиенты-удовлетворители, характеристики коллективного покупателя, важность покупки, периодичность совершения, цена и размер заказа. Примеры подходов к сегментированию в практике.
            Основная литература:
            
              
              Бек М.А. Маркетинг В2В: учебное пособие для вузов. М.: Изд. дом. ГУ-ВШЭ, 2008. Гл. 1.
 
              
              J.M. Coe The Fundamentals of Business-to-Business Sales & Marketing, McGrow Hill, 2004 Гл.2
 
            
            
            Раздел II. Инструменты В2В маркетинга
            
            Тема 4. Обзор инструментов
            
            Понимание основных инструментов, критерии выбора в зависимости от цели, стадии цикла клиента
            
            
Тема 5. Тендеры и площадки
            
            Виды тендеров (закрытые, открытые, двухэтапные, запрос и т.п.). Инструменты, требования, банковские гарантии и их субституты.
            
            Ключевые положения 223-ФЗ и 44-ФЗ.
            
            Кратко – модели аукционов (закрытый, открытый, второй цены и т.п.) и стратегии поведения.
            
            
Тема 6. Звонки vs Прямая рассылка
            
            Холодные звонки – когда работают, когда нет. Подходы к «обзвону». Организация (набор персонала, мотивация, тренировка и т.п.).
            
            Прямая рассылка – цели, преимущества, недостатки. Состав пакета директ-мейла. Отдельно и подробно составление КП (виды КП, структура, и т.п.), подготовка презентации, кейса. Роль и способы сбора рекомендаций. Выбор адресата, управление процессом, способы повышения конверсии.
            
            
Тема 7. Публичные: выставки, семинары, конференции, журналы
            
            На базе твоей брошюры про участие в выставке. Дополню нашими и буржуйскими статьями, плюс свои материалы по тем выставкам, где сам участвовал.
            
            
Тема 8. Интернет, сайты, блоги
            
            Сайты промышленных и торговых компаний: ключевые моменты структуры и оформления. Грабберы. SEO-оптимизация. Требования к разработке, развитию и поддержке.
            
            Блоги – каким компаниям нужны, какую инфу размещать, когда лучше вообще их не делать.
            
            Основная литература:
            
              
              Каплунов Д. Эффективное коммерческое предложение: исчерпывающее руководство, Манн, Иванов и Фербер, 2015
 
            
            
            Раздел III. Продажа
            
            Тема 1. Цикл продажи, воронка продаж
            
            Тема 2. Возражения, классификация, инструменты отработки
            
            Тема 3. Сетевое и временное изменение, лояльность и LR-перспектива
            
            
            
            Раздел IV. B2b на предприятии .
            
            Литература по разделу:
            
            Базовый учебник
            
            Social Marketing to the Business Customer: Listen to Your B2B Market, Generate Major Account Leads, and Build Client Relationships by Paul Gillin and Eric Schwartzman John Wiley & Sons © 2011. Режим доступа: 
http://82.179.249.32:2155/toc.aspx?bookid=40814
            Основная литература
            
            
              
              Бек М.А. Маркетинг В2В: учебное пособие для вузов. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008.
 
            
            
            
            Дополнительная литература (статьи для обсуждения):
            
              
              Harrison – Walker, L. Jean Neeley, Sue E. Customer Relationship Building On the Internet In B2B marketing: A Proposed typology, Journal of Marketing Theory & Practice, Vol. 12, Issue 1 (Winter2004), p19-35.
 
              
              Keller, K. (1993), Conceptualizing, Measuring and Managing Customer – Based Brand Equity, Journal of Marketing, Vol. 57, p. 1-22.
 
              
              When B2B Is Hard to Be, Brand Strategy, Issue 204 (Jul/ Aug2006), p.48-49.
 
              
              Corporate strategy: The quest for Parenting Advantage, Campbell, Goold and Alexander, Harvard Business Review, March – April 1995
 
              
              From competitive advantage to corporate strategy, Porter, Harvard Business Review, May – June, 1987
 
              
              Harrison – Walker, L. Jean Neeley, Sue E. Customer Relationship Building On the Internet In B2B marketing: A Proposed typology, Journal of Marketing Theory & Practice, Vol. 12, Issue 1 (Winter2004), p19-35.
 
              
              How much does industry matter, really? McGahan & Porter. Strategic Management Journal, 1997
 
            
            
            
            8 Образовательные технологии
            В качестве образовательных технологий используются интерактивные формы занятий:
            
              
              разбор практических заданий и кейсов;
 
              
              обсуждение научных статей;
 
              
              проведение деловой игры.
 
            
            В рамках курса возможна организация встреч с представителями пермского бизнеса и проведение мастер-классов.
            
8.1. Методические рекомендации преподавателю
            Данная дисциплина является результирующей, включающей большой набор знаний из предыдущих дисциплин по направлениям маркетинга и менеджмента. Поэтому в ней предлагается обращать внимание на синергетический эффект использования знаний из различных сфер, а также научную методологию, лежащую в основе стратегических методик. На семинарских занятиях рекомендуется чередовать расчетные задания по определению показателей для стратегии с дискуссионными обсуждениями вариантов стратегий, позволяющими аргументировать выбор студента. Также на семинарских занятиях полезно отрабатывать применение инструментов стратегического анализа, реализуемых на одинаковых объектах. Данную работу удобно проводить в микро-группах. Общий объект исследования позволяет оценить границы применимости метода.
            
            Рекомендуется расширять профессиональный тезаурус студентов с помощью вариативности терминов, как в рамках одной темы, так и в сквозном режиме.
            
            
8.2. Методические указания студентам
            Подготовка к семинарам и самостоятельная работа должна охватывать дополнительную литературу и опираться на знание дисциплин гуманитарного направления, таких как экономика, социология, культурология. Использование собственного профессионального опыта в сфере маркетинга, менеджмента или экономики на любом уровне, помогает формулировать дополнительные вопросы и улучшает освоение дисциплины. Применение элементов курса в профессиональной деятельности в рамках самостоятельной работы и выдача обратной связи на занятиях также приветствуется.
            
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
            
              
                
                Тематика контрольной работы 
 
              
             
            Подготовка коммерческого предложения с пакетом директ-мейла для случайно выбранной компании из списка предложенных преподавателем.
            
              
                - 
                  
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
                 
              
             
            
              
              Базовые категории маркетинга
 
              
              Коммуникационный b2b микс
 
              
              Сегментирование и целеполагание
 
              
              Обзор инструментов
 
              
              Тендеры и площадки
 
              
              Звонки vs Прямая рассылка
 
              
              Публичные: выставки, семинары, конференции, журналы
 
              
              Интернет, сайты, блоги продажами в компаниях В2В рынка
 
              
              Цикл продажи, воронка продаж
 
              
              Возражения, классификация, инструменты отработки
 
              
              Сетевое и временное изменение, лояльность и LR-перспектива
 
            
            10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
            10.1 Базовый учебник
            
              
              Social Marketing to the Business Customer: Listen to Your B2B Market, Generate Major Account Leads, and Build Client Relationships by Paul Gillin and Eric Schwartzman John Wiley & Sons © 2011. Режим доступа: http://82.179.249.32:2155/toc.aspx?bookid=40814
 
            
            
            
            
              
              Бек М.А. Маркетинг В2В: учебное пособие для вузов. М.: Изд. дом. ГУ-ВШЭ, 2010.
 
              
              Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Издательство «Питер», 2011.
 
            
            
            
            
              
                - 
                  
Дополнительная литература
                 
              
             
            
              
              Казанцев М. Школа B2B-продаж. От понимания ситуации клиента к сделке». – М. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
 
              
              Каплунов Д. Эффективное коммерческое предложение: исчерпывающее руководство, Манн, Иванов и Фербер, 2015.
 
              
              Coe J.M. The Fundamentals of Business-to-Business Sales & Marketing, McGrow Hill, 2004.
 
            
            
            
            
            Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Word, PowerPoint, Adobe Acrobat, Excel, Outlook, Internet, YouTube
            
            
              
                - 
                  
Дистанционная поддержка дисциплины
                 
              
             
            Для проработки студентами отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с
            преподавателем предусмотрена дистанционная поддержка курса, осуществляемая с помощью системы LMS.
            
            
            
              - 
                
Материально-техническое обеспечение дисциплины
               
            
            Для проведения занятий могут использоваться:
            
              
              проектор для лекций и семинаров,
 
              
              печатные и электронные тексты кейсов,
 
              
              видеоролики для кейсов.