  
           
          Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа по технологии для 4. А класса разработана в соответствии с: 
          
             
            Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
  
             
            требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утверждённым приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 (в редакции приказа от 31 декабря 2015 года №1576).
  
             
            рекомендациями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Рыбно - Слободская гимназия №1» от 21 марта 2017 года №22/1;
  
             
            возможностями УМК «Планета знаний» (авторская программа курса «Технология» 1-4 классы О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура;– М: Астрель; 2011);
  
             
            положением о рабочей программе педагога «МБОУ Рыбно-Слободская гимназия №1» от 1.09.2016 г. №97/1.
  
            
          откорректированной в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год. 
           
          Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 
           
          В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности. 
           
          Цели программы: 
           
          — развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; 
           
          — формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение; 
           
          — представления о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий; 
           
          — воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству. 
           
          В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Продуктивная предметная деятельность ребёнка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. 
           
          Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как автор оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Этому немало способствует система учреждения номинаций за успехи в изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по окончании изучения каждого раздела как поощрений любого положительного начинания. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе. При этом учебный предмет «Технология» создаёт все условия для гармонизации развития ребёнка, обеспечивая реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический, духовно-нравственный и физический). 
           
          На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для успешной социализации. 
           
          В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. 
           
          Образовательные задачи: 
           
          — знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства; 
           
          — освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними; 
           
          — формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); 
           
          — ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; 
           
          — овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет; 
           
          — знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности. 
           
          Воспитательные задачи: 
           
          — формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации; 
           
          — развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта; 
           
          — формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка; 
           
          — пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность; 
           
          — формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну; 
           
          — формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; 
           
          — воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды. 
           
          Развивающие задачи: 
           
          — развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий; 
           
          — развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации; 
           
          — развитие речи, памяти, внимания; 
           
          — развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.; 
           
          — развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.; 
           
          — развитие коммуникативной культуры ребёнка; 
           
          — развитие пространственного мышления; 
           
          — развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности; 
           
          — развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; 
           
          — развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); 
           
          — развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; 
           
          — развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности. 
           
          Учебный курс «Технология» является комплексным и интегративным курсом. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. 
          Планируемые результаты освоения программы по технологии. 
          ЛИЧНОСТНЫЕ 
           
          У учащихся будут сформированы: 
          
             
            осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
  
             
            положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
  
             
            представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
  
             
            уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
  
             
            мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье.
  
            
          Могут быть сформированы: 
          
             
            понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
  
             
            мотивация на творческую самореализацию при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
  
             
            чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  
             
            устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
  
             
            понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке.
  
            
           
          МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 
           
            
           
          Регулятивные 
           
          Учащиеся научатся: 
          
             
            удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
  
             
            действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  
             
            использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
  
             
            осознанно использовать безопасные приёмы труда;
  
             
            самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
  
             
            участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
  
             
            распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
  
             
            вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
  
             
            сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  
             
            адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками.
  
            
          Учащиеся получат возможность научиться: 
          
             
            планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  
             
            распределять рабочее время;
  
             
            осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
  
             
            прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
  
             
            организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты.
  
            
           
          Познавательные 
           
          Учащиеся научатся: 
          
             
            наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
  
             
            узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни;
  
             
            различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  
             
            соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
  
             
            конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
  
             
            осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.
  
            
          Учащиеся получат возможность научиться: 
          
             
            обобщать полученные знания о различных материалах и их свойствах;
  
             
            классифицировать и обобщать информацию об истории происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги,), предметов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов (ножниц, шила, иглы), измерительных приборов (часов, термометра, сантиметровой ленты), ремёсел и технологий (оригами, изонить, бисероплетения, вышивки, фитодизайна);
  
             
            пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
  
            
           
          Коммуникативные 
           
          Учащиеся научатся: 
          
             
            задавать вопросы уточняющего характера;
  
             
            высказывать собственное мнение о результатах творческой работы;
  
             
            рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
  
             
            объяснять инструкции по изготовлению поделок;
  
             
            уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
  
             
            учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
  
             
            договариваться и приходить к общему решению.
  
            
          Учащиеся получат возможность научиться: 
          
             
            владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества;
  
             
            брать интервью у одноклассников и взрослых;
  
             
            задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;
  
             
            владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свою идею;
  
             
            оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  
            
           
          ПРЕДМЕТНЫЕ 
           
          Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 
           
          Выпускник научится: 
           
          – иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; 
           
          – понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; 
           
          – планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; 
           
          – выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. 
           
          Выпускник получит возможность научиться: 
           
          – уважительно относиться к труду людей; 
           
          – понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; 
           
          – понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). 
           
          Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 
           
          Выпускник научится: 
           
          – на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; 
           
          – отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); 
           
          – применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); 
           
          – выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. 
           
          Выпускник получит возможность научиться: 
           
          – отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; 
           
          – прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей. 
           
          Конструирование и моделирование 
           
          Выпускник научится: 
           
          – анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; 
           
          – решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; 
           
          – изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. 
           
          Выпускник получит возможность научиться: 
           
          – соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; 
           
          – создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. 
           
          Практика работы на компьютере 
           
          Выпускник научится: 
           
          – выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); 
           
          – пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; 
           
          – пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). 
           
          Выпускник получит возможность научиться 
           
          пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. 
           
           
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
          Объёмное конструирование из бумаги и других материалов 
           
          Знакомство с миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции. Профессия метеоролога. Сведения об измерении силы и направления ветра. Принципы действия ветроуказателя, флюгера, ветряной вертушки. Профессия топографа. Рельеф земли. Профессия архитектор. Конструкции мостов. Мост. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба. 
           
          Практическая деятельность. Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом. Памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями). Изготовление объёмной поделки с вращающимся модулем. Изготовление поделок: «Вертолётик» (бумажный подвижный модуль), пуговичная «Вертушка» (подвижная инерционная игрушка). Поделка «Волшебный цветок» (бумажная подвижная модель). Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с циркулем и линейкой. Изготовление развёртки для конуса. Вырезание сектора. Изготовление макета рельефа земли. Чудо-мост (эксперимент). Работа с отвесом. Выравнивание по отвесу. Изготовление поделки «Пизанская башня» (бумажный макет). Поделка «Колодец» (объёмный макет из дерева). Изготовление объёмного макета из различных материалов. 
           
          Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром 
           
          Возникновение профессий. Сведения о самых первых профессиях. Принципы экономичного ведения хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология. Правила экономии. Уборка в доме. Мероприятия по сохранению здоровья. Здоровое питание. Пищевой режим. Режим дня. Личная гигиена. Гигиена быта. Мексиканская игрушка пиньята. Техника папье-маше. Бисероплетение. 
           
          Практическая деятельность. Изготовление поделки из природных материалов «Сувенирный веник». Мешочек для запаривания трав (объёмная поделка из ткани). Работа с гипсом. Поделка «Гипсовый подсвечник». Изготовление куклы пиньята (объёмная поделка из папье-маше на основе воздушного шара). Поделка «Ящерка» (бисероплетение по схеме).Изготовление ёлочных игрушек из бисера. Новогоднее меню. 
           
          Работа с текстильными материалами 
           
          Талисманы, амулеты. Пряжа и плетение. Деловой этикет. Спецодежда. Одежда делового человека. Деловой костюм. Галстук. Искусственные цветы. Цветы из ткани. Технологические приёмы работы с тканью. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах. Заплатки. Обсуждение профессии дизайнера. Проект оформления детской комнаты с добавлением декора предметов быта народов Татарстана. 
           
          Практическая деятельность. Плетение по схеме. Изготовление оберега. Поделка в технике изонить. Навыки завязывания галстука. Последовательность глажения мужской рубашки. Поделка из ткани по выкройке грелка-курица на чайник. Поделки: пышные цветы (объёмная поделка из ткани), цветы с бахромой (объёмная поделка из ткани), спиральные розы (объёмная поделка из ткани), объёмные цветы (поделка из ткани). Поделка Чудо-букет (объёмная поделка из ткани). Нарядные заплатки – декоративное украшение. Изготовление заплатки из ткани. Поделки: сумка-карман из джинсовой ткани, сумка-мешок из джинсов (объёмная поделка из ткани). 
           
          Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними 
           
          Свойства информации. Профессии информационных технологий. Хранение информации. Носители информации. Виды и свойства информации. Систематизация информации. Интерфейс. Калькулятор. Работа в Word. Таблицы. Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Современный верстальщик. Роль Интернета в жизни современного человека. Электронная почта. Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Интернет. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Информационно-поисковые системы. 
           
          Практическая деятельность. Работа с флешкой. Поиск информации в компьютере (файлы и папки). Работа с калькулятором. Изготовление таблички на дверь. Расписание звонков. Весёлая открытка (преобразование в Paint, использование надписей). Школьная стенгазета (статья для газеты). Поиск информации о любимом животном.
         |