Министерство образования и науки Российской Федерации 
           
          Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 
           
          
            
              
              
              
                 
                СОГЛАСОВАНО 
                 
                Декан ФТК 
                 
                __________________ Черноруцкий И.Г. 
                 
                «_____» ___________ _____ г.
  | 
                 
                УТВЕРЖДАЮ 
                 
                Декан ФТК 
                 
                __________________ Черноруцкий И.Г. 
                 
                «_____» ___________ _____ г.
  | 
               
             
           
          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          Управление качеством 
           
          Кафедра-разработчик 
           
          Системный анализ и управление 
           
          Направление (специальность) подготовки 
           
          220100 Системный анализ и управление 
           
          Наименование ООП 
           
          Квалификация (степень) выпускника 
           
          Образовательный стандарт 
           
          Федеральный ГОС 
           
          Форма обучения 
           
          очная 
          
            
              
              
              
                 
                СОГЛАСОВАНО 
                 
                __________________ 
                 
                «_____» ___________ _____ г.
  | 
                 
                Соответствует ФГОС ВПО. 
                 
                Утверждена кафедрой САиУ 
                 
                (протокол №  от 17.05.2011) 
                 
                Зав. кафедрой САиУ 
                 
                ______________ В.Н. Козлов
  | 
               
             
           
          Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали: 
           
          1. Цели и результаты изучения дисциплины 
           
          1.1. Цели изучения дисциплины 
           
          Управление качеством в современных условиях международной конкуренции является востребованным на всех уровнях управления, от государственного и до уровня руководства деятельностью конкретных коллективов исполнителей. 
           
          Цель изучения дисциплины – получение студентами знаний, умений и навыков по применению принципов и методологии всеобщего управления качеством для руководства проектами и процессами деятельности организаций, использованию методов мотивации персонала и моделей систем менеджмента качества (СМК) в совершенствовании деятельности организаций, проведению анализа и представлению интегрированной информацию по качеству деятельности для принятия управленческих решений. 
          1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины 
          
            
              
              
              
                 
                Код
  | 
                 
                Результат обучения (компетенция) выпускника ООП
  | 
               
              
                 
                ОК-1
  | 
                 
                способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
  | 
               
              
                 
                ОК-2
  | 
                 
                способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
  | 
               
              
                 
                ОК-4
  | 
                 
                способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
  | 
               
              
                 
                ОК-7
  | 
                 
                способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
  | 
               
              
                 
                ОК-8
  | 
                 
                способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
  | 
               
              
                 
                ПК-1
  | 
                 
                способностью вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ
  | 
               
              
                 
                ПК-2
  | 
                 
                способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований
  | 
               
              
                 
                ПК-4
  | 
                 
                способностью оформить, представить и доложить результаты выполненной работы
  | 
               
              
                 
                ПК-5
  | 
                 
                способностью разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований
  | 
               
             
           
           
          1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины 
           
          В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студент должен: 
           
          знать 
          
             
            историю развития методологии менеджмента качества;
  
             
            концепции и принципы формирования моделей СМК;
  
             
            процедуры аудита и сертификации СМК на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000;
  
             
            процедуру самооценки по модели критериев Премии по качеству – «Business Excellence»;
  
             
            методы организации процессов групповой выработки принятия управленческих решений;
  
           
          
             
            методы мотивации персонала;
  
            
          уметь 
          
             
            структурировать процессы деятельности организации;
  
             
            проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности;
  
             
            представлять интегрированную информацию по качеству для принятия управленческих решений;
  
             
            организовать групповую работу по выявлению, структурированию и устранению проблем;
  
            
          владеть 
          
             
            методологией Всеобщего управления качеством (TQM);
  
             
            навыками по сбору, обработке и представлению информации для анализа;
  
             
            пониманием процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества.
  
            
           
          2. Место дисциплины в ООП 
           
          Дисциплина «Управление качеством» согласно ФГОС ВПО 220100 «Системный анализ и управление» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М2.В преподается в 9 семестре. 
           
          Изучение дисциплины «Управление качеством» базируется на результатах освоение следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Теория управления», «Системный анализ и управления», «Экономика», «Основы менеджмента», «Математическая статистика» 
           
          Результаты изучения дисциплины «Управление качеством» используется при изучении следующих дисциплин: «Управление инновациями», «Системный анализ инновационной деятельности», «Проектирование инновационно-управляющих систем». 
          3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы 
           
          3.1. Виды учебной работы 
          
            
              
              
              
              
                 
                Виды учебной работы
  | 
                 
                Трудоемкость
  | 
               
              
                 
                ач/нед
  | 
                 
                ач/сем
  | 
               
              
                 
                Лекции
  | 
                 
                1
  | 
                 
                18
  | 
               
              
                 
                Лабораторные занятия
  | 
                 
                –
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Практические занятия, семинары
  | 
                 
                2
  | 
                 
                36
  | 
               
              
                 
                в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме
  | 
                 
                –
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Самостоятельная работа
  | 
                 
                –
  | 
                 
                14
  | 
               
              
                 
                в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
  | 
                 
                –
  | 
                 
                8
  | 
               
              
                 
                Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)
  | 
                 
                –
  | 
                 
                40
  | 
               
              
                
                  
                    
                    
                    
                       
                      Общая трудоемкость освоения дисциплины
  | 
                       
                      в академических часах: 
  | 
                     
                    
                       
                       
  | 
                       
                      в зачетных единицах: 
  | 
                     
                    
                   
                   
                 | 
                 
                108
  | 
               
              
                 
                3.00
  | 
               
             
           
           
          3.2. Формы контроля 
          
            
              
              
              
                 
                Формы контроля
  | 
                 
                Количество
  | 
               
              
                 
                Текущий контроль
  | 
               
              
                 
                Контрольные работы (КРаб), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Коллоквиумы (Кк), шт.
  | 
                 
                5
  | 
               
              
                 
                Расчетно графические работы (РГР), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Рефераты (Реф), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Курсовые проекты (КП), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Курсовые работы (КР), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Промежуточная аттестация
  | 
               
              
                 
                Зачёты (З), шт.
  | 
                 
                –
  | 
               
              
                 
                Экзамены (Э), шт.
  | 
                 
                1
  | 
               
             
           
           
          4. Содержание и результаты обучения 
           
          4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы 
          
            
              
              
              
              
              
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Темы
  | 
                 
                Л
  | 
                 
                ПЗ
  | 
                 
                СРС
  | 
                 
                Э
  | 
               
              
                 
                1
  | 
                 
                1. Термины и определения. Эволюция управления качеством
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                1.1. Термины управления качеством
  | 
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                7
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                2
  | 
                 
                2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                2.1. Сущность качества и управления качеством.
  | 
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                7
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                3
  | 
                 
                3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                3.1. Методы сбора и представления информации
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                4
  | 
                 
                4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                4.1. Стандарты ИСО серии 9000
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                5
  | 
                 
                5. Документирование системы менеджмента качества
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                5.1. Состав и иерархия документов по СМК
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                6
  | 
                 
                6. Методы выработки управленческих решений
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                6.1. Методы выработки управленческих решений
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                1
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                7
  | 
                 
                7. Инвариантные модели систем менеджмента качества
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                7.1. Инвариантные модели СМК
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                8
  | 
                 
                8. Внутренние аудиты СМК
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                8.1. Внутренние аудиты
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                9
  | 
                 
                9. Обобщенный цикл управления качеством
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                9.1. Цикл управления качеством
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                7
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                10
  | 
                 
                10. Основы теории мотивации
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                10.1. Мотивация в управлении качеством
  | 
                 
                2
  | 
                 
                4
  | 
                 
                7
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Итого по видам учебной работы:
  | 
                 
                18
  | 
                 
                36
  | 
                 
                54
  | 
                 
                0
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Общая трудоемкость освоения: ач/зет
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
             
           
           
          4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины 
          
            
              
              
              
                 
                Темы, разделы
  | 
                 
                Результаты освоения дисциплины
  | 
               
              
                 
                1. Термины и определения. Эволюция управления качеством
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                1.1. Термины управления качеством 
                 
                Основополагающие понятия, связанные с рыночной стратегией и направленностью всеобщего управления качеством на повышение прибыльности организации. Групповая работа по терминам «Заказчик», «Поставщик». Определение ресурсов организации. Роль и функции высшего руководства в деятельности организации и обеспечении качества. Универсальный процесс производства от «заказа» до «послепродажного обслуживания». Этапы процесса в плане их представленности в международных стандартах ИСО серии 9000. Участвующие и ответственные подразделения организации. Контрольные точки процесса. Процессный подход стандартов ИСО серии 9000. Экономия затрат по принципу «предотвратить, а не исправлять». Развитие методологии от цехового контроля до Всеобщего управления качеством. Этапы эволюции подходов, связь с сопутствующими науками, развитием экономики, техники и технологий. Различие управления и контроля. Определение качества с философских и «индустриальных» позиций.
  | 
                 
                Знание истории развития методологии управления качеством
  | 
               
              
                 
                2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                2.1. Сущность качества и управления качеством. 
                 
                Основные концепции, на основе которых разработаны современные методы и подходы Всеобщего управления качеством. Философия Фейгенбаума, Кросби, Деминга, Джурана, Исикавы, Тагути и др. Японская «революция» в области качества. Затраты на качество и экономика качества. Обоснованность разработки моделей систем качества. Роль мотивации и участия высшего руководства во внедрении управления качеством в любой организации. Стили и методы руководства – «заяц и черепаха». Методы определения качества деятельности организации. Системы качества, разработанные в СССР. Отличие западных подходов и внешней среды. Определяющая роль заказчика. 8 принципов TQM
  | 
                 
                Владение методологией Всеобщего управления качеством (TQM)
  | 
               
              
                 
                3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                3.1. Методы сбора и представления информации 
                 
                Информация как единственный источник для выработки и принятия управленческих решений. Известные способы сбора информации (контрольные листы, графики, проверочные листы выполнения заданий). Базы данных по качеству, их рубрикация. Методы предварительной обработки и представления информации. Построение гистограмм, метод «6 сигма», анализ контрольных графиков, приоритизация, построение диаграмм Парето, анализ причинности и повторяемости. Роль контроля как метода получения информации с управленческой (мотивационной) точек зрения. Квалиметрия как наука, ее методы. Место квалиметрии среди методов обработки и представления информации.
  | 
                 
                Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами
  | 
               
              
                 
                4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                4.1. Стандарты ИСО серии 9000 
                 
                История создания и развития стандартов ИСО серии 9000. Состав стандартов. Мето-дика работы со стандартами. Формальный и неформальный аспекты внедрения систем каче-ства в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Разъяснение разделов ИСО 9001. Сфе-ры приложения. Соответствие содержания стандартов универсальному процессу производ-ства продукции и/или услуг. Параллельность и взаимозависимость процессов. Процесс под-готовки к аудиту системы менеджмента качества. Органы по сертификации, их выбор. Про-цесс сертификации СМК третьей стороной. Действенность и подтверждение сертификата.
  | 
                 
                Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
  | 
               
              
                 
                5. Документирование системы менеджмента качества
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                5.1. Состав и иерархия документов по СМК 
                 
                Иерархия и состав документации на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Обоснование необходимости документирования системы. Итерационный процесс разработки документации на систему менеджмента качества в любой организации. Типовой сетевой график (диаграмма Гантта) процесса внедрения и сертификации системы качества в организации. Роль и место документов нижнего уровня. Примеры «Политики в области качества». Состав и содержание «Руководства по качеству». Взаимосвязь документации на систему качества с базой данных по качеству. Роль автоматизированных систем в создании СМК. Обзор существующих программных продуктов, их возможности
  | 
                 
                Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
  | 
               
              
                 
                6. Методы выработки управленческих решений
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                6.1. Методы выработки управленческих решений 
                 
                Групповая работа. «Кружки качества» - история возникновения и преимущества работы в группах. Привлечение к групповой работе представителей перекрестных подразделений. Мозговая атака как главный метод достижения консенсуса в группе. Причинно-следственная диаграмма. Матрицы приоритизации. Гистограмма. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма противостояния как результат SWOT-анализа. Роль высшего руководства в организации групповой работы.
  | 
                 
                Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
  | 
               
              
                 
                7. Инвариантные модели систем менеджмента качества
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                7.1. Инвариантные модели СМК 
                 
                Модель системы качества на базе критериев Премии по качеству. Отличие от модели ИСО 9000. Разница в подходах к оценке системы. Опыт применения критериев Премии по качеству в России и за рубежом. Инвариантность модели. Альтернативные модели систем качества, применяемые в специфических областях производства.
  | 
                 
                Понимание процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями между-народных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества
  | 
               
              
                 
                8. Внутренние аудиты СМК
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                8.1. Внутренние аудиты 
                 
                Обоснование необходимости проведения внутренних аудитов для повышения конкурентоспособности. Принципы проведения аудита и требования стандарта ИСО 19011-2002. Статус внутренних аудиторов. Личные качества внутренних аудиторов. Методика аудита и отчетность. Обратная связь по результатам внутреннего аудита.
  | 
                 
                Умение проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности и представлять интегрированную информацию для принятия управленческих решений
  | 
               
              
                 
                9. Обобщенный цикл управления качеством
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                9.1. Цикл управления качеством 
                 
                Методика решений проблем. Приоритизация проблем и роль мотивации. Генерация решений. Бенчмаркинг как инструмент поиска решений. Внедрение инноваций – метод совершенствования процессов деятельности. Создание временных коллективов и реализация проектов по улучшениям. Документирование результатов изменений. Анализ результатов. Спираль качества по Д. Джурану.
  | 
                 
                Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
  | 
               
              
                 
                10. Основы теории мотивации
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                10.1. Мотивация в управлении качеством 
                 
                Мотивы поведения человека в производственной среде. Индивидуальная мотивация. Мотивация групп и её взаимосвязь с индивидуальной. Контроль и интерпретация его в со-временном видении. Роли руководителей разного уровня. Влияние руководства на мотивацию персонала. Необходимость обучения всех уровней организации.
  | 
                 
                Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
  | 
               
             
           
           
          5. Образовательные технологии 
           
          Практические занятия реализуются в форме семинаров на основе интерактивной работы со студентами и по тематике, которую они в ряде случаев сами выбирают для обсуждения. 
           
          Занятия, связанные с освоением разделов «Документирование системы качества», «Методы выработки управленческих решений», «Инвариантные модели систем качества» проводятся в компьютерном классе. 
          Занятия в активной и интерактивной формах 
          
            
              
              
              
                 
                Занятия в интерактивной форме
  | 
                 
                Объём, ач
  | 
               
             
           
           
          6. Лабораторный практикум 
           
          Лабораторный практикум развернутым учебным планом не предусмотрен 
          7. Практические занятия 
           
          Занятие № 1. 
           
          Мозговая атака. Методика проведения. Роль и функции ведущего. Определение понятия «качество». Генерация и группирование предложений. Достижение консенсуса группы. Формирование общего понимания термина. 
           
          Занятие № 2. 
           
          Построение гистограммы по заданному массиву исходных данных. Правила группирования данных. Выбор верхних и нижних границ интервалов. Кластеризация данных. Формирование таблицы частот. Построение гистограммы. Анализ на основе полученного статистического распределения. 
           
          Занятие № 3. 
           
          Построение диаграммы Парето по заданным или выбираемым студентами проблемам. Проведение мозговой атаки по ранжированию причин возникновения проблемы. Формирование таблицы процентного соотношения значимости (весомости или стоимости) причин. Построение диаграммы. Анализ. Повторяемость и воспроизводимость. Требования к сборы первичных данных. 
           
          Занятие № 4. 
           
          Диаграмма Исикавы (причинно-следственные зависимости). Правила построения. Состав основных причинных категорий. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Поиск причин с последовательным углублением. Метод «5 почему». Отражение результатов анализа на диаграмме. Приоритизация причин. Нахождение корневых и основных причин возникновения проблемы. Выводы. Возможности воспроизведения. 
           
          Занятие № 5. 
           
          Диграф взаимозависимостей. Цели и правила построения. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Мозговая атака по определению основных причин возникновения проблемы. Формирование «костяка» диаграммы. Мозговая атака по нахождению сильных и слабых взаимозависимостей. Анализ результатов. Определение главного мотива и его следствия в возникновении проблемы. 
          8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 
          
             
            Деминг У.Э. Выход из кризиса. – Тверь: Альба, 1994. – 498 с.
  
             
            Зверев В.В,, Козлов В.Н., Магер В.Е. и др. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006, 114 с. (Управление качеством в современном вузе. Вып. 1).
  
             
            Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В трех частях. Часть 3. Современная история качества / Под общей ред. Ю.В. Василькова и Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорватского Л.Н. Белинькой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 224 с.
  
             
            Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. 
            с англ. / Под. ред. А.В. Гличева. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.
  
             
            Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы / Под ред. Дж. Джурана. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 208 с.
  
             
            Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM – М.: Стандарты и качество, 2008. – 152 с.
  
             
            Нив Г. Пространство доктора Деминга. В 2-х кн. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  
             
            Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007. – 1 том – 505 с., 2 том — 654 с.
  
             
            Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. — СПб.: ИВЭСЭП, 2005. – 317 с.
  
             
            Управление качеством: учебник для вузов // Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
  
             
            Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.
  
             
            Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. /Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. – М.: Экономика, 1996. – 98 с.
  
             
            Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. – М.: Экономика, 2009. – 531 с.
  
             
            Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232 с.
  
             
            DETRIE Philippe. Conduire Une Demarche Qualite. – Editions d'Organisation, 2001. – 416 p.
  
             
            FREYSSINET Muriel, PEREZ Juan-Jose. Etapes Pour Reussir Votre Certification. AFNOR, 2001. – 172 p.
  
             
            J.M. Juran. F.M.Gruna. «Juran’s Quality Control Handbook». Forth Edition. McGraw-Hill Inc., 1993.
  
             
            MITONNEAU Henri. ISO 9000 Version 2000. Qualite references. – DUNOD, 2001. – 
            198 p.
  
             
            CATTAN Michel, IDRISSI Nathalie, KNOCKA-ERRT Patrick. Maitriser Les Processus De l'Entreprise, GUIDE OPERATIONNEL. – Editions d'Organisation, 2001. – 285 p.
  
             
            MASSOT Pierre, LAGARDE Didier, NASIADKA Philippe, BELLAICHE Michel. Mode d'Emploi Pour Les PME ISO 9001. – AFNOR, 2001. – 282 p.
  
            
           
          Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов 
           
          9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 
           
          9.1. Адрес сайта курса 
           
          http://saiu.ftk.spbstu.ru 
          9.2. Рекомендуемая литература 
           
          Основная литература 
          
            
              
              
              
              
              
              
                 
                №
  | 
                 
                Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания
  | 
                 
                Год изд.
  | 
                 
                К-во экз.
  | 
                 
                Место хранения
  | 
               
              
                 
                1
  | 
                 
                Управление качеством / В. Е. Магер — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010
  | 
                 
                2010
  | 
                 
                7
  | 
                 
                Библиотека
  | 
               
              
                 
                или
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                Управление качеством / Козловский В. А. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007
  | 
                 
                2007
  | 
                 
                55
  | 
                 
                Библиотека
  | 
               
             
           
          Дополнительная литература 
          
             
            Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем / Васильков Ю.В., Иняц Н — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  
           
          
             
            Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ / ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/local/646.pdf
  
            
           
          9.3. Технические средства обеспечения дисциплины 
           
          Технические средства освоения дисциплины включают: 
          
             
            компьютерную презентацию материала;
  
             
            тесты.
  
            
           
          10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 
           
          Материально-техническое обеспечение дисциплины включает специализированный класс для проведения практических занятий, имеющий следующее оборудование: 
          
             
            мультимедиа-проектор;
  
             
            проекционный экран;
  
             
            лазерная указка;
  
            
          портативный компьютер (notebook) 
          11. Критерии оценивания и оценочные средства 
           
          11.1. Критерии оценивания 
           
          Итоговый контроль по окончании курса в форме экзамена по билетам 
          11.2. Оценочные средства 
           
          Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) 
           
          1) Термины управления качеством. «Заказчик», «Поставщик». Виды поставщиков. 
           
          2) «Руководство». Функции руководства. 
           
          3) «Ресурсы». Состав ресурсов. 
           
          4) Универсальный процесс производства продукции и/или услуги. Последовательность действий. Составляющие процессы деятельности. 
           
          5)Ответственные подразделения организации. 
           
          6) Контрольные точки процесса. Виды контроля. 
           
          7) Обратные связи. Обоснование главной концепции управления качеством. 
           
          8) Предприятие и его окружение. Двусторонние взаимодействия. Выводы. 
           
          9) История управления качеством. Определения понятия «качество» как философской категории. 
           
          10) Определения понятия «качество» в индустриальном аспекте. 
           
          11) Исторические этапы эволюции: от цехового контроля к управлению качеством процессов. Место квалиметрии. 
           
          12) Виды контроля в индустриальном представлении. Их различия. 
           
          13) Роль и место стандартов ИСО серии 9000. История создания стандартов. 
           
          14) Сравнение концепций ИСО 9000, западных подходов и систем, разработанных 
          в СССР. 
           
          15) Философия управления качеством. Эдвардс Деминг – 3 аксиомы, 14 постулатов. 
           
          16). Филипп Кросби – концепция «Zero Defects». 
           
          17). Филипп Кросби – решетка зрелости, 14 шагов к совершенству. 
           
          18) Джозеф Джуран – непрерывное улучшение. 
           
          19). Каору Исикава – 4 положения японской философии управления качеством. 
           
          20) Генити Тагути – 7 положений концепции «инжиниринг качества». 
           
          21) Причины успеха Японии в вопросах мировой конкуренции. Различия в подходах 
          к управлению качеством в США, странах Западной Европы и Японии. 
           
          22) 8 принципов Всеобщего управления качеством. 
           
          23) Методы генерации идей, сбора и представления данных. Мозговая атака. 
           
          24) Контрольные карты Шухарта. 
           
          25). Контрольные листы. 
           
          26) Гистограмма. 
           
          27) Диаграмма Парето. 
           
          28) Причинно-следственная диаграмма. 
           
          29) Диграф взаимозависимостей. 
           
          30) Управление качеством. Определение и основные положения системы менеджмента качества (СМК). 
           
          31) Состав документации на СМК. 
           
          32) Внедрение СМК – формальный и неформальный аспекты. 
           
          33) Методика поиска и решения проблем (обобщенный цикл управления качеством). 
           
          34) Сертификация систем менеджмента качества. Понятие сертификации. Различия в сертификации продукции и СМК. Сферы приложения. 
           
          35) Органы сертификации и вопросы признания сертификатов. 
           
          36) Процедура сертификации. Ответственность сторон. 
           
          37) Модель премии Правительства РФ в области качества. Отличие процесса оценки СМК от аудита по ИСО 9001. 
           
          38) Мотивация. Основные положения индивидуальной мотивации. 
           
          39) Способы мотивации. 
           
          40) Контроль. Положения, порождающие отрицательное отношение к контролю. 
          12. Методические рекомендации по организации изучения дисцииплины 
           
          Преподавание дисциплины «Управление качеством» как в форме лекций, так и в форме практических занятий насыщено конкретными примерами из отечественного и зарубежного опыта.
         |