Примерная должностная инструкция 
          педагога-психолога образовательного учреждения, 
          работающего в рамках модели «Психолог-методист»
          
             
            Общие положения
  
            
          1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения. 
           
          На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства. 
           
          Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится. 
           
          1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов. 
           
          1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования. 
           
          1.4. Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги по вопросам психологической поддержки учащихся. 
           
          1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 
           
          2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога 
           
          2.1. Цель: участие в проектировании и реализации образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы 
           
          2.2. Задачи: 
          
             
            Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов;
  
             
            Экспертиза психологической адекватности и эффективности образовательных программ и проектов (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития обучающихся);
  
             
            Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса;
  
             
            Оптимизация условий взаимодействия и координация специалистов Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса.
  
            
          3. Должностные обязанности 
           
          3.1. Анализирует: 
          
             
            перспективные возможности ОУ в области личностно-ориентированных проектов и программ;
  
             
            психологические аспекты хода и развития проектов и программ функционирования и развития ОУ;
  
             
            результаты собственной профессиональной деятельности и психологические аспекты деятельности педагогов по заявке администрации.
  
            
          3.2. Прогнозирует: 
          
             
            психологические аспекты, последствия запланированных проектов и программ функционирования и развития ОУ;
  
             
            тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений
  
            
          3.3. Планирует и организует: 
          
             
            профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
  
             
            мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
  
             
            систему внешних связей ОУ, необходимых для успешной работы психологической службы;
  
             
            психологическую поддержку (сопровождение) опытно-инновационной работы;
  
             
            работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
  
            
          3.4. Контролирует: 
          
             
            реализацию проектов и программ психологической поддержки обучающихся;
  
             
            выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки обучающихся.
  
            
          3.5. Разрабатывает: 
          
             
            психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива;
  
             
            отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
  
            
          3.6. Оценивает 
          
             
            психологическую сторону форм и методов работы с обучающимися по запросу администрации.
  
            
          3.7. Оформляет: 
          
             
            необходимую документацию по установленной форме.
  
            
          3.8. Принимает участие в работе: 
          
             
            медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
  
             
            педагогического совета;
  
             
            районного методического объединения;
  
             
            методического совета ОУ.
  
            
          4. Права 
           
          Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 
           
          4.1. Выбирать и использовать: 
          
             
            приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
  
             
            решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
  
            
          4.2. Давать 
          
             
            участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
  
            
          4.3. Устанавливать от имени школы 
          
             
            деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать развитию психологической службы школы;
  
             
            сотрудничество с органами психолого-медико-педагогической поддержки и привлекать к сотрудничеству другие организации и специалистов для оказания помощи участникам образовательного процесса.
  
            
          4.4. Запрашивать 
          
             
            для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
  
             
            характеристики и заключения на обучающихся из медицинских и дефектологических учреждений;
  
             
            необходимую для работы документацию.
  
            
          4.5. Принимать участие: 
          
             
            в разработке психологической политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  
             
            в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  
             
            в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
  
             
            в ведении переговоров с партнерами школы по программам развития психологической службы;
  
             
            в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся;
  
            
          4.6. Контролировать и оценивать: 
          
             
            ход и результаты проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты отрицательным влиянием на психику обучающихся, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных последствий;
  
             
            уровень психологического комфорта участников образовательного процесса.
  
            
          4.7. Требовать 
          
             
            прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  
             
            от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
  
            
          – обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ. 
           
          4.8. Вносить предложения: 
          
             
            о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами психолого-педагогической поддержки обучающихся;
  
             
            о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
  
            
          4.9. Присутствовать 
          
             
            на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
  
            
          4.10. Отказываться 
           
          – от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств. 
           
          4.12. Повышать 
          
             
            свой профессиональный уровень.
  
            
          5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога 
           
          5.1. Наличие квалификационной категории не ниже I – ой 
           
          5.2. Опыт работы в системе образования не менее 5 лет 
           
          5.3. Навыки управленческой деятельности 
           
          5.4. Навыки организационного консультирования, проектировочной и экспертно-аналитической деятельности 
           
          5.5. Навыки работы с аудиторией 
           
          5.6. Навыки научно-методической и исследовательской работы 
           
          6. Ответственность 
           
          6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 
           
          6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, педагог-психолог может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 
           
          6.3. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. 
           
          6.4. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. 
          
             
            Взаимоотношения. Связи по должности
  
            
          Педагог-психолог: 
           
          7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них: 
           
          – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени; 
           
          – остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. 
           
          7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 
           
          7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы. 
           
          Примерная должностная инструкция 
          педагога-психолога образовательного учреждения, 
          работающего в рамках модели «Психолог-куратор» 
          1. Общие положения 
           
          1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения. 
           
          На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства. 
           
          Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится. 
           
          1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов. 
           
          1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования. 
           
          1.4. Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги по вопросам психологической поддержки учащихся. 
           
          1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией Р Ф; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 
           
          2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога 
           
          2.1. Цель: комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе 
           
          2.2. Задачи: 
          
             
            Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
  
             
            оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи учащихся, определенных категорий (в зависимости о специфики ОУ);
  
             
            Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
  
             
            Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы
  
            
          3. Должностные обязанности 
           
          3.1. Анализирует: 
          
             
            факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся;
  
             
            перспективные возможности ОУ в области личностно-ориентированных проектов и программ;
  
             
            результаты собственной профессиональной деятельности
  
            
          3.3. Планирует и организует: 
          
             
            профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
  
             
            психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
  
             
            мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
  
             
            сбор и накопление информации о личностных особенностях обучающихся и сотрудников ОУ;
  
             
            психологическую поддержку обучающихся, имеющих различные способности и мотивацию к обучению;
  
             
            индивидуальные и групповые психокоррекционные и развивающие занятия на основе существующих методик; адаптирует некоторые из них, готовит дидактический и диагностический материал для занятий;
  
             
            работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
  
            
          3.4. Координирует: 
          
             
            работу классных руководителей по изучению личностных качеств и психологических особенностей обучающихся.
  
            
          3.5. Контролирует: 
          
             
            реализацию проектов и программ психологической поддержки обучающихся;
  
             
            выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки обучающихся.
  
            
          3.6. Корректирует: 
           
          – ход реализации проектов и программ психологической поддержки обучающихся. 
           
          3.7. Разрабатывает: 
          
             
            отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
  
             
            совместно с педагогами и воспитателями программы коррекционной и развивающей работы.
  
            
          3.8. Консультирует: 
          
             
            обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обучения, развития, воспитания;
  
            
          3.9. Обеспечивает: 
          
             
            психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
  
             
            психологическую поддержку обучающихся, имеющих различные способности;
  
             
            формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов;
  
             
            определение степени отклонения в развитии обучающихся, а также различного
  
            
          3.10. Содействует 
           
          – выявлению причин неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями; выявлению причин отклонений и оптимизации межличностных отношений. 
           
          3.11. Оформляет: 
          
             
            необходимую документацию по установленной форме.
  
            
          3.12. Принимает участие в работе: 
          
             
            медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
  
             
            педагогического совета;
  
             
            районного методического объединения;
  
            
          4. Права 
           
          Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 
           
          4.1. Выбирать и использовать: 
          
             
            приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
  
             
            конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
  
            
          4.2. Давать 
          
             
            участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
  
            
          4.3. Принимать участие: 
          
             
            в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  
             
            в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся;
  
             
            в приеме детей в первые классы.
  
            
          4.6. Контролировать и оценивать: 
          
             
            ход и результаты проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты отрицательным влиянием на психику обучающихся, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных последствий;
  
             
            уровень психологического комфорта участников образовательного процесса.
  
            
          4.7. Требовать 
          
             
            прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  
             
            от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
  
            
          – обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ. 
           
          4.8. Вносить предложения: 
          
             
            о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
  
            
          4.9. Присутствовать 
          
             
            на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
  
            
          4.10. Отказываться 
           
          – от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств. 
           
          4.11 . Повышать 
          
             
            свой профессиональный уровень.
  
            
          5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога 
           
          5.1. Наличие квалификационной категории не ниже II –ой. 
           
          5.2. Владение диагностическими методами, приемами обработки и представления диагностических данных 
           
          5.3. Владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими программами на уровне реализации и анализа результатов (но не на уровне создания) 
           
          5.4. Наличие представлений о деятельности специалистов комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образовательного процесса ОУ 
           
          5.5. Умение работать со справочной литературой 
           
          5.6. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми 
           
          5.7. Знание основ семейного консультирования 
           
          6. Ответственность 
           
          6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 
           
          6.2. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. 
           
          6.3. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. 
          
             
            Взаимоотношения. Связи по должности
  
            
          Педагог-психолог: 
           
          7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них: 
           
          – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени; 
           
          – остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. 
           
          7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 
           
          7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы. 
           
          Примерная должностная инструкция 
          педагога-психолога образовательного учреждения, 
          работающего в рамках модели «Психолог-консультант»
          
             
            Общие положения
  
            
          1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения. 
           
          На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства. 
           
          Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится. 
           
          1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов. 
           
          1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования (районный методист-психолог, руководитель МО педагогов-психологов). 
           
          1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 
           
          2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога 
           
          2.1. Цель: сопровождение психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы (ДОУ) 
           
          2.2. Задачи: 
          
             
            отслеживание результатов психологического развития учащихся (воспитанников) на различных этапах обучения;
  
             
            создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития;
  
             
            осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы (ДОУ);
  
             
            консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
  
            
          3. Должностные обязанности 
           
          3.1. Анализирует: 
          
             
            факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся;
  
             
            результаты собственной профессиональной деятельности
  
            
          3.2. Планирует и организует: 
          
             
            профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
  
             
            психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
  
             
            мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
  
             
            сбор и накопление информации о личностных особенностях обучающихся и сотрудников ОУ;
  
             
            пиндивидуальные и групповые психокоррекционные и развивающие занятия на основе существующих методик; адаптирует некоторые из них, готовит дидактический и диагностический материал для занятий;
  
             
            работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
  
            
          3.3. Корректирует: 
           
          – ход реализации программ психологической поддержки обучающихся. 
           
          3.4. Разрабатывает: 
          
             
            совместно с педагогами и воспитателями индивидуальные программы коррекционной и развивающей работы.
  
            
          3.5. Консультирует: 
          
             
            обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по по обучения, воспитания, развития.
  
            
          3.6. Обеспечивает: 
          
             
            психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
  
             
            формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов;
  
             
            определение степени отклонения в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений личностного развития и проведение психолого-педагогической коррекции.
  
            
          3.7. Содействует 
           
          – выявлению причин неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями; выявлению причин отклонений и оптимизации межличностных отношений. 
           
          3.8. Оформляет: 
          
             
            необходимую документацию по установленной форме.
  
            
          3.9. Принимает участие в работе: 
          
             
            медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
  
             
            районного методического объединения;
  
            
          4. Права 
           
          Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 
           
          4.1. Выбирать и использовать: 
          
             
            приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
  
             
            конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
  
            
          4.2. Давать 
          
             
            участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
  
            
          4.3. Принимать участие: 
          
             
            в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  
             
            в приеме детей в первые классы.
  
            
          4.4. Требовать 
          
             
            прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  
             
            от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
  
            
          – обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ. 
           
          4.5. Вносить предложения: 
          
             
            о начале, прекращении или приостановлении конкретных индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
  
            
          4.6. Присутствовать 
          
             
            на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
  
            
          4.7. Отказываться 
           
          – от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств. 
           
          4.8. Повышать 
          
             
            свой профессиональный уровень.
  
            
          5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога 
           
          5.1. Высшее профессиональное образование (без предъявления требований к опыту практической работы) 
           
          5.2. Владение диагностическими методами, приемами обработки и представления диагностических данных 
           
          5.3. Владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими программами на уровне реализации и анализа результатов (но не на уровне создания) 
           
          5.4. Наличие представлений о деятельности специалистов комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образовательного процесса ОУ 
           
          5.5. Умение работать со справочной литературой 
           
          5.6. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми 
           
          5.7. Знание основ семейного консультирования 
           
          6. Ответственность 
           
          6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 
           
          6.2. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. 
           
          6.3. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. 
          
             
            Взаимоотношения. Связи по должности
  
            
          Педагог-психолог: 
           
          7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них: 
           
          – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени; 
           
          – остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. 
           
          7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии. 
           
          7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 
           
          7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы.
         |