       Пояснительная записка 
           
          к профессиональному стандарту 
           
          «Менеджер продуктов в сфере информационных технологий» 
          1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций менеджера продуктов в сфере информационных технологий 
          1.1. Перспективы развития вида профессиональной деятельности 
          Профессия «менеджер продукта» в мировой практике существует с середины 50-х годов. Исторически под этим названием понимался специалист, ответственный за организацию сбыта определённого продукта на определённом рынке – географическом и/или социодемографическом. Другой близкий термин к названию профессии с таким толкованием – brand manager или менеджер торговой марки. 
          В 90-х годах с приходом рыночной экономики в Россию эта профессия появилась и здесь. 
          Тогда же, в конце 90-х годов, в России стали зарождаться и крепнуть собственные программные продукты – текстовые процессоры, бухгалтерские приложения, справочно-правовые системы, переводчики, антивирусы. 
          До 2000-х годов таких продуктов было немного и функцию развития продукта выполняли ключевые сотрудники компании – генеральный директор, директор по маркетингу, технический директор, руководитель направления. 
          В 2007–2008 гг. в Россию стал приходить бум стартапов, по мере развития веб- и мобильных технологий сильно снизился порог входа в разработку программных продуктов. Сотни и тысячи студентов начали увлекаться темой создания собственных продуктов, а сотни специалистов и менеджеров ИТ-индустрии стали искать способы создания успешных ИТ-продуктов. 
          В крупнейших продуктовых ИТ-компаниях появилась выделенная должность «менеджер продукта», в ответственность которого стала входить не только организация сбыта продукта, но и создание и развитие продукта, в ряде случаев включая маркетинговую работу и управление разработкой. 
          За период 2000–2010 гг. в США сформировалась профессия менеджера ИТ-продуктов, появилось множество профессиональной литературы, сетевых изданий, целая группа консалтинговых компаний и специальные конференции. 
          Эти материалы сейчас жадно впитываются российскими представителями продуктовой разработки в области информационных технологий. 
          Появился спрос на подготовку менеджеров продуктов – как крупные успешные компании, так и молодые стартапы испытывают нехватку менеджеров, владеющих одновременно и тематикой маркетинга, и тематикой информационных технологий. 
          В количественном выражении публичный спрос на профессию в виде числа вакансий (порядка 200 вакансий) сравнительно невелик, также как и невелико число готовых программ и курсов подготовки, но влияние таких специалистов на становление и развитие российских ИТ-продуктов очень значительно. 
          Опираясь на анализ зарубежного опыта последних 10 лет, можно уверенно говорить, что эта новая для России профессия будет развиваться семимильными шагами и оказывать серьёзное влияние на инновационный сектор российской экономики. 
          1.2. Описание обобщенных трудовых функций менеджера продуктов в области информационных технологий 
          Исследования штатного расписания, содержания деятельности, должностных инструкций и программ развития менеджера продукта в сфере информационных технологий в различных, главным образом, зарубежных организациях показывают на целесообразность выделения 4 квалификационных уровней для этой профессии и соответствующих функций. 
          Условные названия этих уровней: 
           
          4 – младший менеджер ИТ-продукта; 
           
          5 – менеджер ИТ-продукта; 
           
          6 – старший, ведущий менеджер ИТ-продукта, менеджер серии продуктов; 
           
          7 – менеджер портфеля продуктов, директор по продуктам. 
          Выделение большего числа уровней пока представляется нецелесообразным, учитывая новизну профессии и её слабую институциализированность. 
          1.2.1. Четвёртый уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий 
          Четвёртому уровню квалификации (младший менеджер ИТ-продукта) соответствует обобщённая трудовая функция А: 
           
          
            
            
               
              Сопровождение развития существующего продукта
  | 
             
            
           
          В её состав включены следующие 5 трудовых функций: 
           
          
            
            
            
               
              наименование
  | 
               
              код
  | 
             
            
               
              Сопровождение продуктовых исследований
  | 
               
              A/01.4
  | 
             
            
               
              Разработка требований к продукту
  | 
               
              A/02.4
  | 
             
            
               
              Сопровождение дизайна, разработки и выпуска обновлений продукта
  | 
               
              A/03.4
  | 
             
            
               
              Сопровождение разработки планов развития и продвижения продукта
  | 
               
              A/04.4
  | 
             
            
               
              Поддержка продаж продукта
  | 
               
              A/05.4
  | 
             
            
           
          1.2.2. Пятый уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий 
           
          Пятому уровню квалификации (менеджер ИТ-продукта) соответствует обобщённая трудовая функция B: 
           
           
           
          В её состав включены следующие 9 трудовых функций: 
           
          
            
            
            
               
              наименование
  | 
               
              код
  | 
             
            
               
              Управление продуктовыми исследованиями
  | 
               
              B/01.5
  | 
             
            
               
              Определение продукта, управление дизайном и требованиями к продукту
  | 
               
              B/02.5
  | 
             
            
               
              Создание и управление планом развития продукта
  | 
               
              B/03.5
  | 
             
            
               
              Заказ разработки продукта, контроль её хода и приёмка продукта
  | 
               
              B/04.5
  | 
             
            
               
              Координация планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы соответствующих подразделений
  | 
               
              B/05.5
  | 
             
            
               
              Планирование и организация вывода продукта и его обновлений на рынок
  | 
               
              B/06.5
  | 
             
            
               
              Экспертное сопровождение и анализ продаж продукта
  | 
               
              B/07.5
  | 
             
            
               
              Управление показателями успешности и развитием продукта
  | 
               
              B/08.5
  | 
             
            
               
              Организация вывода продукта с рынка
  | 
               
              B/09.5
  | 
             
            
           
          1.2.3. Шестой уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий 
           
          Шестому уровню квалификации (старший, ведущий менеджер ИТ-продуктов, менеджер серии продуктов) соответствует обобщённая трудовая функция C: 
           
          
            
            
               
              Управление серией продуктов и группой их менеджеров
  | 
             
            
           
          В её состав включены следующие 9 трудовых функций: 
           
          
            
            
            
               
              наименование
  | 
               
              код
  | 
             
            
               
              Заказ и анализ результатов технологических исследований в интересах серии продуктов
  | 
               
              C/01.6
  | 
             
            
               
              Разработка бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов
  | 
               
              C/02.6
  | 
             
            
               
              Заключение партнёрских соглашений и развитие отношений с партнёрами
  | 
               
              C/03.6
  | 
             
            
               
              Управление бюджетом серии продуктов
  | 
               
              C/04.6
  | 
             
            
               
              Управление группой менеджеров продуктов
  | 
               
              C/05.6
  | 
             
            
               
              Продвижение продуктов
  | 
               
              C/06.6
  | 
             
            
               
              Заказ и контроль выполнения программы проектов по созданию, развитию, выводу на рынок и продажам продуктов
  | 
               
              C/07.6
  | 
             
            
               
              Управление патентами на технологии, создаваемые в рамках продуктов
  | 
               
              C/08.6
  | 
             
            
               
              Разработка предложений по приобретению и продаже технологических, продуктовых и прочих интеллектуальных активов и организаций
  | 
               
              C/09.6
  | 
             
            
           
          1.2.4. Седьмой уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий 
           
          Седьмому уровню квалификации (директор по ИТ-продуктам, менеджер портфеля ИТ-продуктов) соответствует обобщённая трудовая функция D: 
           
          
            
            
               
              Управление портфелем продуктов и подразделением управления продуктами
  | 
             
            
           
          В её состав включены следующие 5 трудовых функций: 
           
          
            
            
            
               
              наименование
  | 
               
              код
  | 
             
            
               
              Управление исследованиями новых рынков
  | 
               
              D/01.7
  | 
             
            
               
              Управление портфелем продуктов
  | 
               
              D/02.7
  | 
             
            
               
              Развитие процессов и практик управления продуктами и их интеграции с остальными процессами компании
  | 
               
              D/03.7
  | 
             
            
               
              Подбор и прием на работу менеджеров продуктов и управление их деятельностью
  | 
               
              D/04.7
  | 
             
            
               
              Организация продажи и покупки активов, способствующих увеличению успешности портфеля продуктов
  | 
               
              D/05.7
  | 
             
            
           
           
          1.3. Описание состава трудовых функций менеджера продуктов в области информационных технологий 
           
          1.3.1. Состав трудовых функций уровня A 
          Состав трудовой функции A/01.4 «Сопровождение продуктовых исследований»: 
           
          
            
            
            
               
              Трудовые действия
  | 
               
              Составление портретов потребителя продукта
  | 
             
            
               
              Проведение интервью
  | 
             
            
               
              Разработка анкет
  | 
             
            
               
              Обработка результатов анкетирования
  | 
             
            
               
              Ведение реестров гипотез о проблемах потребителя и решениях
  | 
             
            
               
              Разработка методики экспериментов на проверку гипотез
  | 
             
            
               
              Проведение экспериментов, проверяющих гипотезы
  | 
             
            
               
              Составление реестров конкурирующих продуктов
  | 
             
            
               
              Составление реестров отличительных свойств конкурирующих продуктов
  | 
             
            
               
              Сбор отзывов потребителей о продукте и его конкурентах
  | 
             
            
               
              Анализ отзывов потребителей о продукте и его конкурентах
  | 
             
            
               
              Необходимые умения
  | 
               
              Проводить интервью
  | 
             
            
               
              Обрабатывать количественные данные
  | 
             
            
               
              Алгоритимизировать деятельность
  | 
             
            
               
              Необходимые знания
  | 
               
              Основы маркетинга
  | 
             
            
               
              Основы научной деятельности
  | 
             
            
               
              Методы проведения количественных и качественных исследований потребителя
  | 
             
            
           
          Состав трудовой функции A/02.4 «Разработка требований к продукту»: 
           
          
            
            
            
               
              Трудовые действия
  | 
               
              Сбор идей о требованиях к продукту из различных источников
  | 
             
            
               
              Изуч ение концепции и бизнес-плана продукта
  | 
             
            
               
              Разработка реестра ключевых свойств продукта
  | 
             
            
               
              Разработка функциональных требований к продукту
  | 
             
            
               
              Разработка сценариев использования продукта
  | 
             
            
               
              Создание макетов интерфейса продукта
  | 
             
            
               
              Разработка требований к качеству продукта
  | 
             
            
               
              Разработка нефункциональных требований к продукту
  | 
             
            
               
              Проведение рабочих сессий по обсуждению требований
  | 
             
            
               
              Организация распределения приоритетов требований к продукту
  | 
             
            
               
              Необходимые умения
  | 
               
              Проводить совещания
  | 
             
            
               
              Разрабатывать требования
  | 
             
            
               
              Расставлять приоритеты в области требований
  | 
             
            
               
              Необходимые знания
  | 
               
              Основы инженерии требований
  | 
             
            
           
          Состав трудовой функции A/03.4 «Сопровождение дизайна, разработки и выпуска обновлений продукта»: 
           
          
            
            
            
               
              Трудовые действия
  | 
               
              Консультирование команды разработки по требованиям
  | 
             
            
               
              Рецензирование дизайн-решения на соответствие требованиям
  | 
             
            
               
              Контроль качества реализации требований
  | 
             
            
               
              Подготавка информации о составе изменений в версии продукта
  | 
             
            
               
              Необходимые умения
  | 
               
              Проводить ручное тестирование программного обеспечения (далее – ПО)
  | 
             
            
               
              Необходимые знания
  | 
               
              Человеко-ориентированный подход к проектированию интерактивных систем
  | 
             
            
           
          Состав трудовой функции A/04.4 «Сопровождение разработки планов развития и продвижения продукта»: 
           
          
            
            
            
               
              Трудовые действия
  | 
               
              Подготовка информационных сводок по конкурентам, отзывам потребителей, результатам продаж продукта, требованиям к продукту
  | 
             
            
               
              Обновление плана развития продукта по результатам обсуждений
  | 
             
            
               
              Предложение каналов и методов продвижения продукта
  | 
             
            
               
              Создание черновиков описаний рекламных кампаний
  | 
             
            
               
              Подготовка черновиков пресс-релизов и новостных сообщений
  | 
             
            
               
              Создание реестров отраслевых событий
  | 
             
            
               
              Необходимые умения
  | 
               
              Создавать коммерческие тексты
  | 
             
            
               
              Необходимые знания
  | 
               
              Методы долгосрочного планирования
  | 
             
            
               
              Основы рекламы
  | 
             
            
               
              Теория организации рекламных кампаний
  | 
             
            
           
          Состав трудовой функции A/05.4 «Поддержка продаж продукта»: 
           
          
            
            
            
               
              Трудовые действия
  | 
               
              Создание черновых описаний продукта для покупателей
  | 
             
            
               
              Проведение демонстрации возможностей продукта
  | 
             
            
               
              Консультирование потенциальных покупателей по возможностям продукта
  | 
             
            
               
              Ведение реестра вопросов потенциальных покупателей
  | 
             
            
               
              Необходимые умения
  | 
               
              Проводить публичные выступления
  | 
             
            
               
              Проводить переговоры
  | 
             
            
               
              Необходимые знания
  | 
               
              Основы продаж
  | 
             
            
         |