Рабочая программа 
           
          учебного предмета «Музыка» 
           
          (1-4 классы) 
           
          Составитель:  
           
          Ю.В.Фокина учитель музыки 
           
          Надым 
           
          2018 
           
           
           
          Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии правовыми и нормативными документами: 
          
             
            Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  
             
            Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 31.12.2015 г. № 1576;
  
             
            Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089»;
  
             
            Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;
  
             
            Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  
             
            Письмо департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от11.04.2017 №801-15-01/2284, рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Минобрнауки России), дополнительные разъяснения (инструкции) в целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования) п.III «Участие в разработке рабочих программ»;
  
             
            Образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» (ФГОС НОО), приказ от 31.08.2018
  
            
          № 277. 
          Общая характеристика учебного предмета 
           
          Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивает понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. 
           
          Цель обучения: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. 
           
          Задачи обучения: 
          
             
            раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;
  
             
            формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
  
             
            воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;
  
             
            развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству;
  
             
            овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
  
             
            воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  
             
            освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  
             
            овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
  
            
          Место учебного предмета в учебном плане 
           
          Изучение учебного предмета «Музыка» предусмотрено Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015) на этапе начального общего образования с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю в обязательной части учебного плана: в 1 классе - 33 часов;во 2 классе - 34 часа;в 3 классе - 34 часа;в 4 классе - 34 часа. 
           
          Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования, и ориентирована для работы по учебникам: 
           
          Музыка:1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ 
           
          В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.-М.: Вентана- Граф, 2014 
           
          Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ 
           
          В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.-М.: Вентана- Граф, 2015 
           
          Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ 
           
          В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.-М.: Вентана- Граф, 2015 
           
          Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ 
           
          В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.-М.: Вентана- Граф, 2017 
          Формы контроля 
           
          Содержание, формы и периодичность текущего определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тесты, самостоятельная работа, творческие работы, игровые формы. 
           
          Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах 
           
          Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО: 
           
          Личностные результаты 
           
          У выпускника будут сформированы: 
          
             
            внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  
             
            широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  
             
            учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  
             
            ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  
             
            способность к оценке своей учебной деятельности;
  
             
            основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  
             
            ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  
             
            знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  
             
            развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  
             
            установка на здоровый образ жизни;
  
             
            основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  
             
            чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  
            
          Выпускник получит возможность для формирования: 
          
             
            внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  
             
            выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  
             
            устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  
             
            адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  
             
            положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  
             
            компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  
             
            морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  
             
            установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  
             
            осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  
             
            эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
  
            
          Регулятивные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            принимать и сохранять учебную задачу;
  
             
            учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  
             
            планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  
             
            учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  
             
            осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  
             
            оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  
             
            адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  
             
            различать способ и результат действия;
  
             
            вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  
             
            преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  
             
            проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  
             
            самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  
             
            осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  
             
            самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  
            
          Познавательные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  
             
            осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  
             
            использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  
             
            проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  
             
            строить сообщения в устной и письменной форме;
  
             
            ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  
             
            основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  
             
            осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  
             
            осуществлять синтез как составление целого из частей;
  
             
            проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  
             
            устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  
             
            строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  
             
            обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  
             
            осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  
             
            устанавливать аналогии;
  
             
            владеть рядом общих приемов решения задач.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  
             
            записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  
             
            создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  
             
            осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  
             
            осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  
             
            осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  
             
            осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  
             
            строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  
           
          
             
            произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
  
            
          Коммуникативные универсальные учебные действия 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  
             
            допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  
             
            учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  
             
            формулировать собственное мнение и позицию;
  
             
            договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  
             
            строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  
             
            задавать вопросы;
  
             
            контролировать действия партнера;
  
             
            использовать речь для регуляции своего действия;
  
             
            адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  
             
            учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  
             
            понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  
             
            аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  
             
            продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  
             
            с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  
             
            задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  
             
            осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  
             
            адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
  
            
           
           
          Предметные результаты  
           
          1 класс 
           
          Ученик научится: 
          
             
            выявлять жанровое начало ( песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
  
             
            ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония);
  
             
            определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности
  
            
          ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведения (фрагментах); 
          
             
            передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
  
             
            применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности ( пении, сочинении и импровизации, художественном движении);
  
             
            узнавать изученные музыкальные произведения;
  
             
            участвовать в коллективном пении;
  
            
          Ученик получит возможность научиться: 
          
             
            реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации, музыкальной композиции);
  
             
            владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  
             
            представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
  
            
           
          2 класс 
          Ученик научится: 
          
             
            определять жанровые признаки;
  
             
            характеризовать интонации по эмоционально-образному строю- лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;
  
             
            называть запомнившиеся формы музыки;
  
             
            определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;
  
             
            продирижировать главные мотивы, мелодии;
  
             
            делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
  
             
            проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам(поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и т.д.;
  
             
            узнавать изученные музыкальные произведения;
  
             
            участвовать в коллективном пении;
  
            
          Ученик получит возможность научиться: 
          
             
            реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
  
             
            сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  
             
            реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  
             
            владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  
             
            представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
  
            
           
           
          3 класс 
          Ученик научится: 
          
             
            выделять интонационно - стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  
             
            сравнивать народную и профессиональную музыку;
  
             
            называть русских композиторов;
  
             
            приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  
             
            различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
  
             
            узнавать изученные музыкальные произведения;
  
             
            участвовать в коллективном пении;
  
            
          Ученик получит возможность научиться: 
          
             
            реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
  
             
            сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  
             
            реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  
             
            использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  
             
            владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  
             
            адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  
             
            оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
  
            
           
           
          4 класс 
          Ученик научится: 
          
             
            проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
  
             
            проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения, мотивировать выбор той или иной музыки;
  
             
            ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
  
             
            понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
  
             
            узнавать изученные музыкальные произведения;
  
             
            выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально- художественной деятельности: выразительно исполнить песню, найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле( игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
  
            
          Ученик получит возможность научиться: 
          
             
            реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
  
             
            сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  
             
            организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
  
             
            реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  
             
            использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  
             
            владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  
             
            адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  
             
            оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
  
            
           
           
          Содержание предмета 
          Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира». 
           
          Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. 
           
          Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. 
           
          Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. 
           
          Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. 
           
          Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). 
           
          Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. 
           
          Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). 
           
          Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др. 
           
          Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD). 
           
          Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. 
           
          Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык. 
          Содержание учебного предмета «Музыка» в 1 классе 
          Раздел 1.Истоки возникновения музыки (8 ч.) 
           
          Исследование звучания окружающего мира природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». 
           
          Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. 
           
          Раздел 2. Содержание и формы бытования музыки (16.) 
           
          Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир. 
           
          Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д. 
           
          Простые песенные формы (двухчастная и трёхчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Аккомпанемент. 
           
          Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. 
           
          Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. 
           
          Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. 
           
          Раздел 3. Язык музыки (6 ч.) 
           
          Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. 
           
          Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр. 
           
          Мелодия — главный носитель содержания в музыке. Выразительные свойства мелодии. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Типы мелодического 
           
          движения. Великие русские композиторы-мелодисты: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, 
           
          С. В. Рахманинов. 
           
          Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. 
           
          Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника. 
           
          Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой). Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, 
           
          скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой-второй октав на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). 
           
          Резерв (3 ч) 
         |