  
           
           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 
           
          ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА. 
           
          ________________________________________________________________ 
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
          Статус документа 
          Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы стандартов и авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год. 
           
          Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. 
          Структура документа 
          Рабочая программа включает разделы: Титульный лист, Пояснительную записку, раскрывающую статус документа, структуру документа, общую характеристику учебного процесса, Цели его изучения, Место учебного предмета в учебном плане, Основное содержание предмета с характеристикой основных содержательных линий, распределением учебных часов по разделам курса. Тематический план, Планируемые результаты освоения учебного предмета, Система оценки планируемых результатов, использование резерва времени; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, Календарно-тематическое планирование. 
          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
          Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук. 
           
          Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. 
           
          Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся. 
           
          Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: 
           
          • технологическая культура производства; 
           
          • распространенные технологии современного производства; 
           
          • культура, эргономика и эстетика труда; 
           
          • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; 
           
          • основы черчения, графики, дизайна; 
           
          • элементы домашней и прикладной экономики; 
           
          • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; 
           
          • методы технической, творческой, проектной деятельности; 
           
          • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. 
          В процессе обучения технологии учащиеся: 
           
          познакомятся: 
           
          • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным 
           
          изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; 
           
          • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой 
           
          производства; 
           
          • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными 
           
          технологиями; 
           
          • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; 
           
          себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда; 
           
          • с производительностью труда; реализацией продукции; 
           
          • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; 
           
          бюджетом семьи; 
           
          • с экологичностью технологий производства; 
           
          • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, 
           
          утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия 
           
          применения технологий); 
           
          • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности 
           
          труда; 
           
          • культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; 
           
          овладеют: 
           
          • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; 
           
          • навыками чтения и составления технической и технологической документации, 
           
          измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, 
           
          моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с 
           
          использованием компьютера; 
           
          • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, 
           
          энергии и информации, объектов социальной и природной среды; 
           
          • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных 
           
          поделочных материалов; 
           
          • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и 
           
          приспособлений; 
           
          • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем 
           
          месте; соблюдения культуры труда; 
           
          • навыками организации рабочего места. 
          Цели: 
           
          Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: 
          
             
            формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  
             
            освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  
             
            формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  
             
            овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  
             
            овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  
             
            развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  
             
            формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  
             
            воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  
             
            профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
  
            
           
          МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОАУ СОШ №11 
          Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. 
           
          Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 210 учебных часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 70 часов из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 35 часов из расчёта 1 ч в неделю. 
           
          СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА. 
          Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. 
           
          В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. 
           
          При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда. 
           
          При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде. 
           
          При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением. 
           
          Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами. 
           
          В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе. 
           
          При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. 
           
          Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. 
          Тематическое распределение количества часов 5-6 классов: 
           
          
            
            
            
            
            
            
               
              Разделы, темы
  | 
               
              Количество часов
  | 
             
            
               
              Авторская программа
  | 
               
              Рабочая программа
  | 
               
              Рабочая программа по классам
  | 
             
            
               
              5 класс
  | 
               
              6 класс
  | 
             
            
               
              Вводный урок
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              Технология домашнего хозяйства
  | 
               
              5
  | 
               
              5
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              1.Интерьер кухни, столовой
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              2. Интерьер жилого дома
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              3. Комнатные растения в интерьере
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              4.Освещение жилого помещения. 
               
              Предметы искусства и коллекции в интерьере.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              5.Гигиена жилища
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              6.Эклогия жилища
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              7.Водоснабжение и канализация в доме
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Электротехника
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              1.Бытовые электроприборы
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              2.Электромонтажные и сборочные 
               
              технологии
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              3.Электротехнические устройства с элементами автоматики
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Кулинария 
              
  | 
               
              28
  | 
               
              28
  | 
               
              14
  | 
               
              14
  | 
             
            
               
              1.Санитария и гигиена на кухне
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              2.Физиология питания
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3.Бутерброды, горячие напитки.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              5.Блюда из овощей и фруктов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              4
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              6.Блюда из яиц.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              7.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              8. Блюда из рыбы и морепродуктов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              9.Блюда из мяса
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              10.Блюда из птицы
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              11.Заправочные супы
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              12.Приготовление обеда. Сервировка стола.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              14. Изделия из жидкого теста
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              15 Виды теста и выпечки
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              16.Сладости, напитки и десерты
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Создание изделий из текстильных материалов
  | 
               
              44
  | 
               
              48
  | 
               
              26
  | 
               
              22
  | 
             
            
               
              1.Свойства текстильных материалов
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              4
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              2.Конструирование швейных изделий
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              6
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              3.Моделирование швейных изделий
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              4.Элементы машиноведения
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              6
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              5.Технология швейных изделий
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              10
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              Художественные ремесла
  | 
               
              16
  | 
               
              16
  | 
               
              8
  | 
               
              8
  | 
             
            
               
              1. Декоративно – прикладное искусство
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              3 Лоскутное шитье
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              4
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              4. Вязание крючком
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              5. Вязание на спицах
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              6.Роспись ткани
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              7.Вышика
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Семейная экономика
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Бюджет семьи
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Современное производство и профессиональное самоопределение
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              1.Сферы производства и разделение труда
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              2.Профессиональное образование и профессиональная карьера
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              -
  | 
               
              -
  | 
             
            
               
              Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности
  | 
               
              42
  | 
               
              36
  | 
               
              16
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              1. Исследовательская и созидательная деятельность
  | 
               
              42
  | 
               
              36
  | 
               
              16
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              Всего:
  | 
               
              136
  | 
               
              136
  | 
               
              68
  | 
               
              68
  | 
             
            
           
           
         |