Министерство образования Российской Федерации 
           
          Российский государственный гуманитарный университет 
           
          Институт психологии им. Л.С. Выготского 
           
          Кафедра клинической психологии 
          Курсовая работа на тему: 
           
           Тренинг клиент - центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты 
           
          Исполнитель: 
           
          Кулик А. П, 
           
          студентка ИП 
           
          Научный руководитель: 
           
          Короткова Я.А. 
           
          МОСКВА 2006 
           Оглавление 
           
          Оглавление 
           
          Введение 
           
          Глава1. Особенности потребительского поведения в условиях рыночной экономики 
           
          Рыночная экономика 21 века 
           
          Услуги - экономический продукт 
           
          Проблема конкуренции в сфере Российского бизнеса - в сфере услуг 
           
          Факторы покупательского поведения 
           
          Внутренняя организационная среда предприятия: компетенции 
           
          Выводы по главе 
           
          Глава 2. Клиент - центрированный подход 
           
          Становление клиент-центрированного подхода 
           
          Понятие клиент - центрированного подхода 
           
          Потребности - психология покупательского поведения 
           
          Понятие потребностей 
           
          Теория организации человеческих потребностей А. Маслоу 
           
          Понятие мотивов 
           
          Клиенториентированный подход к продажам 
           
          Выводы по главе 
           
          Глава 3. Тренинг - область практической психологии 
           
          Понятия тренинга 
           
          Понятие тренинговой группы 
           
          Структура тренинга: предмет, цель и методы 
           
          Основные парадигмы развития группового психологического тренинга 
           
          Теоретико-методологические подходы к тренингу 
           
          Ядерные компетентности - это «базовые умения» 
           
          Выводы по главе 
           
          Глав 4. Методология тренинга 
           
          Общие принципы конструирования тренинга 
           
          Принципы построения психологического тренинга 
           
          Теории и концепции П.Я. Гальперина 
           
          Идеи П.Я. Гальперина, использованные для разработки программы тренинга 
           
          Концептуальные основания тренинга клиент-центрированного взаимодействия 
           
          Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения 
           
          Формы организации тренинговой работы 
           
          Глава 5. Эмпирическаякспериментальная часть работы 
           
          Разработка портфеля компетенций под задачи тренинга 
           
          Описание выборки (тренинговая группа) 
           
          Первый уровень модели - это «уровень реакции» 
           
          Эффективность курса (тематических разделов) 
           
          Библиография 
           
           Введение 
           
          Данная курсовая работа посвящается созданию и апробации программы тренинга клиент-центрированного взаимодействия для сотрудников салонов, центров, институтов красоты и здоровья. 
           
           Актуальность темы 
           
          Мир меняется очень быстро, а в сфере бизнеса - стремительно активно, принципиально. Именно здесь «развернулась решающая битва этого века - битва за Потребителя». Компании, фирмы, корпорации, магазины, различные организации стремятся обслуживать лучше, удовлетворять клиента больше, чем конкуренты. 
           
          В настоящее время в нашей стране, как в прочем и в других экономически и социально развитых странах, наблюдается тенденция к повышению роли сферы услуг. Согласно прогнозам, в будущем на производство будет отводиться еще меньшая доля рабочего времени, а сектор услуг увеличится. Различие между сервисными и производящими компаниями стремительно уменьшается [83, с.32-57]. Услуги вообще перестанут быть «сектором» и станут «чуть ли не стилем всей жизни» [83, с.48]. 
           
          Сфера услуг весьма обширна: она включает в себя транспортные услуги, гостиничные, услуги парикмахерских, спортивно-оздоровительных учреждений, центры красоты и здоровья [15,16,26,43]. 
           
          В настоящее время на рынке российском рынке ежегодно появляются новые предприятия сферы услуг [16, 20,25,26,35,58,91] - конкуренты как российские, так и представительства иностранных производителей. Каждый месяц (а иногда каждую неделю) открываются новые салоны и центры красоты и здоровья, готовые предложить клиенту самые широкие спектры услуг. Вниманию покупателей предлагается товар практически любой ценовой категории на различных условиях [16,91]. Поэтому как никогда остро стоит проблема выживания предприятий в условиях острой конкуренции [15, 16, 22, 37,40]. Мы начинаем жить во время конкуренции за клиента. В первую очередь стоит вопрос о поиске новых клиентов и обеспечении такого обслуживания, которое как можно лучше удовлетворит покупателей услуг, поиске новых подходов, которые могли бы выделить предприятие в глазах клиента среди конкурентов и способствовали бы совершению сделки. Встают задачи анализа причин, условий и факторов, определяющих выбор клиента, с последующей разработкой средств и методов достижения наиболее адекватного, востребованного клиентами способа обслуживания. С развитием рынка и повышением уровня доходов населения факторы, определяющие выбор клиента, меняются от цены, как ведущего фактора, к качеству обслуживания [16, 24, 41,77,78,95]. 
           
          Уровень обученности персонала торговой фирмы становится не последним фактором, если не первым [25, 41]. Выживание предприятий сферы обслуживания зависит от обучения сотрудников предприятия, от их стремления к совершенствованию, их желания двигаться вперед, их готовности к переменам [16,95]. Непрерывное обучение сегодня - условие адекватности меняющимся условиям. Эффективное общение с клиентом становится необходимым условием эффективной работы фактически любого специалиста [83,91,95]. 
           
          Данная курсовая работа посвящена созданию тренинга клиент - центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты. Психологические тренинги сейчас очень модны, отмечает И.В. Вачков [12,13]. Задачи практики требовали создания тренингов «построения команды», «уверенности», «переговоров», «продаж», «самопрезентации», «ведения теледебатов». Каких сейчас тренингов только не встретишь - «на любой вкус», только выбирай. 
           
          В настоящее время насчитывается огромное количество разнообразнейших тренинговых программ. Но время идёт, мир меняется, как было сказано выше, меняются и запросы, требования к программам тренингов. Встаёт проблема создания тренингов для отдельных сфер жизни общества [83]. Салоны красоты - это одна из областей сферы услуг. В настоящее время тренинги в этой области приобретают всё большую популярность [16,35,91]. 
           
          Цель данной курсовой работы - предложить решение данных практических задач - с помощью разработки тренинга такого то и такого то и его аппробировать на специалистах одного из салонов г. Москвы (центр красоты и здоровья «Лайт»). 
           
           Новизна. 
           
          Сфера услуг представляет собой активно развивающийся сектор экономики. Салоны красоты представляют собой отдельную отрасль данного сектора. 
           
          Салонный бизнес в нашей стране только начал своё интенсивное развитие в нашей стране [26,41,59,77,79,83] Существует значительный пласт литературы по тренингам продаж [6,10,22,23,41,72,75]. Значительно меньше литературы на сегодняшний день посвящено тренингам обслуживания клиентов [83,91]. 
           
          На Западе мы видим первоклассное обслуживание класса люкс, широкий список предлагаемых услуг, вежливых администраторов и улыбающихся сотрудников, готовых сделать всё возможное, чтобы клиент остался доволен [16,91]. В настоящее время в России есть все возможности создания подобного уровня обслуживания клиентов и полноценного конкурирования с западными фирмами [26]. Тренинги представляются многими авторами и исследователями перспективными методами обучения, которые могут быть успешно применены в данной области [83]. Наш путь развития отличается от Западного пути развития, поэтому встаёт задача создания тренинга, который был бы результативен мог бы успешно применяться в нашей стране [25, 83]. 
           
          Можно с уверенностью говорить о наличии спроса на специализированные, комплексные тренинги в сфере услуг, в центрах и салонах красоты [16,25,35,59,66,77,95]. Проблемы практики стоят достаточно остро: как обеспечить эффективное обслуживание клиентов, эффективное взаимодействие клиентов и сотрудников салона, как обеспечить тот уровень обслуживания в салоне, который бы удовлетворял клиентов салона, выделял предприятие в глазах клиента среди массы конкурентов, как сделать так, чтобы клиенты становились постоянными гостями предприятия и другие. Именно эти задачи в настоящее время наиболее актуальны [15,26,37,40,41,59,95]. 
           
           Практическая значимость. 
           
          Полученные в данной курсовой данные могут быть использованы как материал для проведения подобных тренингов, разработки новых тренинговых программ в данной сфере. 
           
          Тренинг так же может быть адаптирован для других сфер услуг - например, для сотрудников гостиничного бизнеса, туристических компаний, ресторанного бизнеса и др. 
           
          Помимо этого, портфель компетенций, построенный под специалистов данной области сферы услуг (разработанный в рамках конструирования тренинга для специалистов) может служить также основой для написания первичного формата должностной инструкции. 
         |