Тема урока: Мой дом – моя семья. 
           
          Цель урока: Обогащение понятий и представлений учащихся о «семье» и о доме как о ценностях; о взаимоотношениях между близкими людьми. 
           
          Задачи урока: 
           
          -Формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье; 
           
          -Раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»; 
           
          -Развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях; 
           
          -Воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому. 
           
          Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ,упражнение, беседа, схемы,практическая работа); проблемно-сообщающие(объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин различия в фактах). 
           
          Формы работы: индивидуальная,парная,групповая. 
           
          Ресурсы: постеры, конверты с заданиями, фломастеры, ручки, цветные карандаши, клей,карточки, текст притчи, интерактивное оборудование. 
           
          Ход урока. 
           
          I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. 
           
          -Дорогие ребята! 
           
          Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они?( тёплые , мягкие ,нежные, крепкие). А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось?(домики, крыши домиков). 
           
          II. Актуализация знаний. 
           
          Просмотр фрагмента из м/фильма «Теремок». 
           
          -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести беседу? 
           
          III. Сообщение темы и цели урока. 
           
          IV. Составление кластера к слову «Семья». Работа парами и группой. 
           
          Инструкция: говорить по одному, не повторять одинаковые слова. 
           
          V. Мозговой штурм. Происхождение слова «Семья» . 
           
          - Как вы думаете, почему слово семья так назвали? (Версии). 
           
          А теперь ребята послушайте притчу о том,как появилось слово «семья» 
           
          Когда-то о нём не слыхала земля… 
           
          Но Еве сказал перед свадьбой Адам: 
           
          -Сейчас я тебе семь вопросов задам. 
           
          Кто деток родит мне, богиня моя? 
           
          И Ева тихонько ответила: 
           
          -Я. 
           
          -Кто их воспитает, царица моя? 
           
          И Ева покорно ответила: 
           
          -Я. 
           
          -Кто пищу сготовит, о радость моя? 
           
          И Ева всё также ответила: 
           
          -Я. 
           
          -Кто платье сошьёт, постирает бельё 
           
          Меня приласкает, украсит жильё? 
           
          Ответь на вопросы, подруга моя! 
           
          -Я… Я…-тихо молвила Ева. 
           
          -Я… Я… 
           
          Сказала она знаменитых семь «Я». Вот так на земле появилась семья. 
           
          Примерно вот также и ваши родители, когда-то повстречав друг друга, тоже решили создать свои семьи, в которых появились вы – их дети. И теперь вы живёте одной большой семьёй. 
           
          VI. Работа с текстом. 
           
          В каждой семье существуют свои ценности. Но каждая семья непохожа на другую. И есть одно качество, без которого трудно установить в семье мир и согласие. Какое это качество, вы определите после внимательного прочтения текста. 
           
          В давние времена жила на земле удивительная семья. Семья огромная-сто человек. И в ней царили мир и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя тех мест. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой стране такие дружные и счастливые люди. 
           
          Он отправился в город и пришёл к главе семьи. Он спросил старца, главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» 
           
          Тогда старец взял бумагу и написал одно слово сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление. 
           
          Работа в группах. 
           
          Инструкция: Какое слово написал старец в притче? 
           
          На листочках напишите это слово. Обсудите друг с другом, в группе. Выберите спикера, он зачитает слово и объяснит, почему оно выбрано. 
           
          -А вот какое слово написал старец на листе. Это слово «понимание» (НА слайде) 
           
          -Почему это слово глава семьи написал сто раз? 
           
          -Какое отношение к своему дому, к родителям у членов этой семьи? 
           
          -Чем оно вызвано? 
           
          Вывод: Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья-наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. 
           
          VII. Динамическая пауза. 
           
          Встаньте те, кто похож на папу. Аплодисменты. 
           
          Встаньте те, кто похож на маму. 3 хлопка. 
           
          Встаньте те, кто помогает дедушке и бабушке. 3 хлопка. 
           
          А теперь встаньте те, кто любит свою семью. 3 хлопка. 
           
          VIII. Творческая работа. (Под музыку) 
           
          Учитель: Все мы стремимся быть счастливыми, дружными, понимающими. Дети – цветы жизни. 
           
          -Нарисуйте и разукрасте, каким цветком вы себя представляете в семье. 
           
          Учитель: Все цветы красивые и яркие, это значит, что у вас нет проблем в семье. А если есть , то немного. И чтобы не было проблемы, надо выполнять правила поведения в семье. 
           
          Какие это правила? 
           
          Обсудите это в парах, группах. Запишите на листочках отдельно каждое правило. 
           
          *Уважать старших. 
           
          *Не обижать младших. 
           
          *Помогать по дому. 
           
          *Делать работу вместе. 
           
          *Понимать друг друга. 
           
          *Заботиться о близких. 
           
          IX.Творческие задания. 
           
          Каждая группа детей получает задание: 
           
          1 группа. Порассуждайте, какие духовные ценности укрепляет мир в доме? Какие ценности, по-вашему, наиболее необходимы для мира в доме: «любовь», «доброта», « гордость», «красота», « хвастовство», «мудрость», « полезность», « глупость», « ласка», « раздражительность», «дружба» , «нежность», «враждебность», « грубость», « спокойствие». Выберите среди них самые важные, на ваш взгляд, ценности. Приклейте их на дорожки, ведущие к дому счастья. 
           
          2 группа. Напишите эссе на тему «Моя жизнь - радость». 
           
          3 группа. Составить синквейн к слову «Семья». 
           
          Презентация работ. 
           
          X.Рефлексия. 
           
          Перед вами листочки с незаконченной мыслью по теме нашего разговора. Допишите предложения. 
           
          -Я желаю своей семье… 
           
          -Семья для меня – это… 
           
          -Вдали от родного дома я всегда вспоминаю… 
           
          -Самое сокровенное моё желание… 
           
          Учитель:А теперь послушайте стихотворение «Семья».( Рассказывают дети.) 
           
          Семья – это счастье, любовь и удача, 
           
          Семья – это летом поездки на дачу. 
           
          Семья – это праздник, семейные даты, 
           
          Подарки, покупки, приятные траты. 
           
          Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
           
          Мечты о хорошем, волненье и трепет, 
           
          Семья – это труд, друг о друге забота, 
           
          Семья – это много домашней работы. 
           
           Семья – это важно! 
           
          Семья – это сложно! 
           
          Но счастливо жить одному невозможно! 
           
          Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
           
          Обиды и ссоры подальше гоните, 
           
          Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
           
          «Какая хорошая Ваша самья!»
         |