Этапы урока
  | 
               
              Время
  | 
               
              Деятельность учителя
  | 
               
              Деятельность ученика
  | 
               
              Планируемые результаты
  | 
            
            
               
              Организационный момент. 
               
              Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
  | 
               
              1 мин
  | 
               
              Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. 
               
              Ребята, добрый день! 
               
              Добрый день, ребята! 
               
              Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
  | 
               
              Дежурные докладывают о наличии учащихся
  | 
               
              Мотивация к деятельности. 
              
  | 
            
            
               
              Проверка выполнения домашнего задания 
               
              Проблемно-мотивационный этап 
               
              Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
  | 
               
              4 
               
              мин
  | 
              
                 
                Организует повторение знаний, закрепление умений. 
                 
                Зарисовать схему строения растительной клетки на доске. 
                 
                1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. 
                 
                 
                 
                1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? 
                 
                2.Ученый открывший клетку. 
                
                
                  
                    - 
                      
                        - 
                          
 
                          С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? 
                          
                         
                       
                     
                    - 
                      
 
                      Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. 
                      
                     
                     
                    Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
  
                   
                 
                 
                6.Органоид, который является источником энергии в клетке. 
                 
                (Ключевое слово) 
                 
                Беседа с использованием таблиц «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки» 
                
                   
                  С помощью каких приборов возможно изучение клетки?
  
                   
                  Что такое клетка?
  
                   
                  Что общего в строении растительных клеток?
  
                   
                  Чем отличаются по строению животная клетка от растительной клетки?
  
                   
                  Что объединяет растительную и животную клетки?
  
                  
                Карточка 1. 
                 
                Тестовые задания с выбором одного правильного ответа 
                 
                1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: 
                 
                а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; 
                 
                2. Клеточная стенка имеется у клетки: 
                 
                а) растительной; б) бактериальной; в) животной 
                 
                3. Органоид, который является источником энергии: 
                 
                а) митохондрия; б) вакуоль; в) ядро 
                 
                4. Какой клетки характерен процесс фотосинтеза:а) бактериям б) животной; в) растительной; 
                 
                5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: 
                 
                а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; 
                Карточка 2. 
                 
                1.Выбери правильный ответ 
                 
                1.Клеточная оболочка не характерна для: 
                 
                а) растений, б) животных, в) грибов. 
                 
                2.Растительная клетка отличается от животной наличием: 
                 
                а) цитоплазмы, б) хлоропластов, в) ядра 
                 
                2. Допиши 
                 
                Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек , ресничек, жгутиков. 
               | 
               
              1 ученик зарисовывает схему строения растительной клетки. 
               
              Один ученик решает кроссворд 
               
              Отвечают на вопросы. 
               
              Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. 
               
              .
  | 
               
              Умение моделировать. 
               
              Предметные результаты: знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). 
               
              Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). 
               
              Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
  | 
            
            
               
              Проблемно-мотивационный этап 
               
              Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
  | 
               
              5 
               
              мин
  | 
              
                 
                Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. 
                 
                Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! 
                
                  
                     
                    Раствор пищевой соды с фенолфталеином → малиновое окрашивание; к полученному раствору добавляем уксусную кислоту → обесцвечивание
  
                     
                    В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
  
                   
                  
                Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) 
                 
                Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! 
                 
                Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. 
                 
                Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. 
                 
                Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) 
                 
                Тема урока «Химический состав 
                 
                клетки».   
                 
                слайд 1 
               | 
               
              Высказывают предположения 
               
              Наблюдают превращения 
               
              Отвечают на вопросы 
               
              высказывают предположения 
               
              Записывают тему в тетрадь
  | 
               
              Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. 
               
              Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  | 
            
            
               
              Информационный этап. 
               
              Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.
  | 
               
              20 мин
  | 
               
              Показ презентации «Химический состав клетки». 
               
              Формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» 
               
              Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». 
               
              вещества клетки 
              неорганические вещества органические вещества 
              вода минеральные соли белки жиры углеводы 
               
              (Презентация. Слайд 2) 
               
                
               
              Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока. 
               
              Что будет со срезанной зеленой травой, если её оставить на солнце?
  | 
               
              Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. 
               
              Читают параграф учебника 
               
              ТПО стр 17 
               
              Один составляет схему на доске 
               
              Отвечают. (Она высохнет и станет сеном)
  | 
               
              Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. 
               
              Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. 
               
              Коммуникативные УУД: 
               
              участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Можно ли высушить корни, цветки, плоды?
  | 
               
              Отвечают (Все знают о существовании сухих фруктов – кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда.)
  | 
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?
  | 
               
              Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.)
  | 
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Показ демонстрационного опыта. 
               
              Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло. 
               
              Что наблюдаете? 
               
              Что происходит с семенами? (Цвет, запах)
  | 
               
              Наблюдают, анализируют и делают выводы.
  | 
               
              Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
              
                 
                (Презентация. Слайд 3) 
                 
                Много ли воды в клетке? 
                 
                  
                 
                Слайд 4 
                 
                  
                 
                 слайд 5 
                 
                Как вы думаете, для чего нужна вода клетке? 
                 
                Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26 учебника 
                 
                Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. 
                 
                Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26-27 учебника 
                 
                 слайд 6 
                 
                Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки 
                
                  
                  
                     
                    [Карточка ресурса] 
                     
                    http://school-collection.edu.ru  
                     
                      
                     
                    Слайд 7 
                    
  | 
                   
                  
                 
               | 
               
               
              Самостоятельная работа с текстом учебника стр 26-27 (запись в тетрадь ТПО СТР 18 Задание 2) 
               
              Вывод: 
               
              1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке 
               
              2.Входит в состав цитоплазмы 
               
              3.Составляет основу клеточного сока 
               
              1Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой 
               
              2Входят в состав межклеточного вещества 
               
              Задание 3 ТПО Парная работа 
               
              Смотрят анимацию.
  | 
               
               
              Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. 
               
              Коммуникативные УУД: умение работать в паре. 
               
              Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. 
               
              Познавательные УУД: анализировать, выбирать главное. 
               
              Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Какие две группы веществ различают в природе?
  | 
               
              Отвечают. Органические и неорганические.
  | 
               
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Дайте определение органическим и неорганическим веществам. (Презентация. Слайд 8) 
               
               
  | 
               
              Отвечают. Органические вещества образуются только в телах живых организмов – вещества живой природы. Неорганические вещества- вещества – вещества неживой природы.
  | 
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Чем отличаются органические вещества от неорганических?
  | 
               
              Отвечают. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят.
  | 
               
              Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Какие органические вещества есть в клетках растений?
  | 
               
              Отвечают. Это белки, жиры, углеводы.
  | 
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Где они будут накапливаться?
  | 
               
              Отвечают. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях.
  | 
               
              
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Учитель выдает инструкцию 
               
              по выполнению исследовательской работы. 
               
              (Презентация. Слайд 9)   
               
              Учитель знакомит учащихся с процессом фотосинтеза. 
               
               слайд 10 
               
               слайд 11
  | 
               
              Самостоятельно выполняют эксперимент 1 по инструктивной карточке. (Приложение 1) Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования. Делают вывод. Наблюдаем: срез клубня картофеля посинел, значит, содержит крахмал.
  | 
               
              Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов. 
               
              Коммуникативные УУД: 
               
              сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Слайд 12(рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника) 
               
                
               
              Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? 
               
              Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих 
               
              Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах? 
               
              Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем? 
               
              Учащиеся затрудняются. 
               
              Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпаем м в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем? 
               
              Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?. 
               
              Учитель. Какой вывод мы должны сделать? 
               
                
               
              Слайд 13
  | 
               
               
              Из данных растений получают сахар. 
               
              Они поняли это по сладкому вкусу. 
               
              Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе. 
               
              Самостоятельно выполняют эксперимент 2 по инструктивной карточке. 
               
              Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет. 
               
              вывод В состав живых организмов входит сахар (углевод ) запись в тетрадь
  | 
               
              Познавательные УУД 
               
              1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. 
               
              Регулятивные УУД 
               
              1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. 
               
              Коммуникативные УУД 
               
              1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
               
              2) формируем умение работать в паре.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем 
               
              Что чувствуете? (скользкое, клейкое).Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются). 
               
              Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. 
               
                
               
              Слайд 14 
               
                
               
              Слайд 15
  | 
               
              Самостоятельно выполняют эксперимент 3 по инструктивной карточке. 
               
              Проводят исследование свойств органических веществ. Вывод записывают в рабочую тетрадь. (Задание 4 на странице 19) 
               
              ТПО стр 18 Задание 2
  | 
               
              Коммуникативные УУД: 
               
              сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий 
               
              Личностные результаты: 
               
              формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              (Презентация.Слайд16)Растительные белки есть во всех органах растения, но в наибольшем количестве заключены в семенах. Очень много их в семенах гороха, сои, фасоли, чечевицы (от 50-80% от массы клетки). Здесь белки откладываются про запас. Растительные белки так же необходимы человеку, как и животные, особенно детям, и тем, кто не ест мяса. 
               
               
  | 
               
              Слушают учителя и рассматривают презентацию.
  | 
               
              Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              (Презентация. Слайд17) 
               
              Предлагает выполнить эксперимент №3 по инструктивной карточке. (Приложение 1. 
               
               
  | 
               
              Работа в паре. Самостоятельно выполняют эксперимент №3. 
               
              Делают вывод. 
               
              На бумаге осталось жирное пятно, значит, подсолнечник содержит много масла.
  | 
               
              Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов 
               
              Коммуникативные УУД: 
               
              сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий 
               
              Личностные результаты: 
               
              формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Беседа. 
               
              Какие масличные растения вам известны? 
               
              Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? 
               
              Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? 
               
              (Презентация, слайд 18 ) 
               
                
               
                
               
              Слайд 19 
               
               слайд 20
  | 
               
              Отвечают на вопросы и делают вывод. 
               
              Жиры в растениях – это разные растительные масла. В большом количестве жиры накапливаются в семенах подсолнечника, льна, конопли, хлопчатника, сои. 
               
              Жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
  | 
               
              Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей 
               
              Коммуникативные УУД: 
               
              умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  | 
            
            
               
              
  | 
               
              
  | 
               
              Используя информацию текста «Роль органических веществ в клетке» на с.27учебника, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 2 на странице 18).
  | 
               
              Самостоятельная работа. заполняют таблицу в рабочей тетради.
  | 
               
              Личностные результаты: 
               
              формирование интеллектуальных умений: развитие самостоятельности.
  | 
            
            
               
              Физминутка
  | 
               
              2 мин
  | 
               
              4474974.mp3
  | 
               
              Выполняют упражнения
  | 
               
              Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.
  | 
            
            
               
              Аналитический этап. 
               
              Цель: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.
  | 
               
              10 мин
  | 
              
                 
                Вопросы для контроля. 
                
                   
                  Какие вещества содержатся в клетке?
  
                   
                  Какие вещества называются органическими ,а какие неорганическими ?
  
                   
                  Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
  
                  
                  
                 
                Слайд 21 
               | 
               
              Отвечают на вопросы.
  | 
               
              Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки. 
               
              Коммуникативные УУД: владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. 
              
  | 
            
            
               
              Этап рефлексии. 
               
              Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
  | 
               
              3 мин
  | 
               
              Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. 
               
              Учитель предлагает «Лист успеха»: 
               
              1.Оцените свою работу на уроке… 
               
              2. Мне на уроке понравилось… 
               
              3. Мне  показалось трудным… 
               
              4. Я бы еще хотел …
  | 
               
              Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 
               
              Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».
  | 
               
              Регулятивные УУД: 
               
              развитие навыков самооценки и самоанализа.
  | 
            
            
               
              Информация о домашнем задании
  | 
               
              
  | 
              
                 
                (Презентация, слайд 22).Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся. 
                 
                §6 Задания 1,5,6 в рабочей тетради. На страницах 17-19. 
                 
                Творческое задание на выбор: подготовить сообщение по материалам Интернет и научно- популярной литературы: 
                
                   
                  Масличные культуры (соя, чечевица, лен, хлопчатник, гречиха и другие).
  
                   
                  Растения богатые сахарами.
  
                   
                  Сельскохозяйственные растения и их значение в жизни народов мира
  
                 
               | 
               
              Слушают объяснения учителя, определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Записывают домашнее задание.
  | 
               
              Познавателъные УУД: 
               
              работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы классу.
  |