Администрация города Магнитогорска 
           
          Муниципальное образовательное учреждение 
           
          «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска 
           
          455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110 
           
          Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru 
           
           
          Доклад на методическом объединении воспитателей ГПД по теме: 
           
          «Особенности планирования воспитательной работы педагога – воспитателя в группе продлённого дня с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4 (из опыта работы в помощь молодым специалистам)» 
           
          Автор - составитель: Чубаева Н.Н. 
           
          (воспитатель группы 
           
          продлённого дня, 
           
          учитель начальной школы 
           
          МОУ «С(К)ОШИ №4») 
           
          г. Магнитогорск, Челябинская Область, 2015 
           
          Особенности планирования воспитательной работы педагога – воспитателя в группе продлённого дня с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4 
           
          Цель: формирование представлений о технологии планирования воспитательной работы воспитателя в ГПД с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4 
           
          Задачи: 
          
             
            Раскрыть понятия: «календарно- тематическое планирование», «ежедневный план воспитателя», «циклограмма- внеурочной деятельности»;
  
             
            Познакомить с требованиями, структурой, содержанием к календарно - тематическому планированию и ежедневному плану, особенностями составления циклограммы внеурочной деятельности;
  
             
            Предоставить шаблоны табличных вариантов для молодых специалистов, которые помогут при составлении плана на учебный год
  
            
           
          Ход выступления 
          
             
            Вступительная часть
  
            
          Воспитательный процесс – сложная, динамическая и постоянно развивающая система, предполагающая основанную на принципе системности особую технологию планирования. Вопросы планирования воспитательной работы всё чаще рассматриваются на всех педагогических совещаниях, семинарах и конференциях. Министерство образования и науки посчитало необходимым разработать и утвердить программу развития воспитания в системе образования в России с учётом требований ФГОС НОО. Появилось несколько публикаций по вопросам теории и методики воспитания детей с разным уровнем интеллектуального развития. 
           
               Рассмотрим модель плана воспитательной работы педагога – воспитателя в ГПД, разработанную и реализуемую с учётом сегодняшних требованиЙ ФГОС НОО в режиме МОУ С(К)ОШИ №4. 
          
             
            Основная часть
  
            
                У каждого  воспитателя группы продленного дня имеется два плана воспитательной работы: календарно-тематический на месяц  и ежедневный план. 
           
                Календарно-тематическое планирование (КТП) воспитательной работы – это своеобразная цепочка последовательных действий участников всего воспитательного процесса с указанием возможного результата. Кроме того, КТП - конкретная деятельность воспитателя с воспитанниками  в выполнении целей и задач школы на новый учебный год. Календарно-тематическое планирование ВР составляется с учётом определённых требований и имеет свою структуру. 
           
          Требования к составлению календарно - тематического плана воспитательной работы 
           
          -Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определённый возраст учащихся 
           
          - Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на конечный результат. 
           
          - Прогнозируемые цели и задачи должны быть реальными(достижимыми) 
           
          - Планирование мероприятий предполагает системность, а неспонтанность. 
           
          - Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы. 
           
          - В планировании необходимо отразить все традиционные мероприятия школы. 
           
          - При анализе воспитательной работы за прошедший учебный год воспитатель должен выяснить проблемы классного коллектива и спрогнозировать цели и задачи на следующий учебный год. 
           
          Структура календарно – тематического плана воспитательной работы на учебный год включает в себя разделы: 
           
          Должностные инструкции воспитателя ГПД; 
           
          Режимные моменты МОУ С(К)ОШИ №4 
           
          Режим питания учащихся МОУ С(К)ОШИ №4 
           
          Тема работы школы на учебный год 
           
          Тема работы, цели и задачи работы МО воспитателей на учебный год 
           
          Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год 
           
          Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год 
           
          Сведения об учащихся класса, включающий в себя адрес проживания и сведения о родителях учащихся 
           
          Сведения об учащихся «группы риска» 
           
          Циклограмма занятости учащихся во внеурочной деятельности 
           
          План работы с родителями учащихся на учебный год 
           
          Организация трудовых дел учащихся 
           
          Календарный план - сетка  воспитательной работы на каждый месяц ( с указанием задач на весь месяц по ЗОЖ, по ДНРВ, по ПДД (соответствие каждой задачи с темой классного часа строго, обязательно), а так же с указанием направлений воспитательной работы, тем классных часов, мероприятий, с обязательной пометкой в скобках, в какой форме они будут проводиться, колонка с примечаниями позволит вносить коррективы и изменения в плане) (См. Приложение 1 Таблица 1) 
           
             На основе календарно-тематического планирования на месяц составляется план работы на каждый день – ежедневный план работы. 
           
              Ежедневный план работы составляется в соответствие с недельной циклограммой занятости учащихся во внеурочное время (См. Приложение 1 Таблица 2). 
           
              В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием задач и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день задачи режимных моментов в группе продленного дня. ( Приложение 1 Таблица 3). 
           
              В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении ( Приложение 1 Таблица  4) 
           
              В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание.  Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемных воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая индивидуальная  помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям. Подробный ежедневный план работы воспитателя с воспитанниками представлен в виде таблицы (См. Приложение 1 Таблица 5) 
          
             
            Заключительная часть
  
            
              Таким образом, планирование работы в ГПД с учётом требований ФГОС – это процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту. Реализация поставленных педагогом  задач и чёткое их выполнение приведут к личностному росту каждого воспитуемого, к формированию их общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения. 
          ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1 
           
          Календарное планирование с классом на сентябрь месяц 
          
            
            
            
            
            
            
            
               
              Предмет деятельности
  | 
               
              1 неделя
  | 
               
              2 неделя
  | 
               
              3 неделя
  | 
               
              4 неделя
  | 
               
              Примечание
  | 
             
            
               
              Задачи: 1. Закрепить умения у учащихся планировать своё время. 
               
              2.Закрепить знания у учащихся по дороге из школы домой и из дома в школу. 
               
              3. Воспитание патриотических чувств за обычаи и традиции русского народа.
  | 
             
            
               
              Коллективно – творческие дела (участие в смотрах, конкурсах) 
              
  | 
               
              « Праздник первого звонка «Здравствуй, школа». Моя малая родина» (классный час) 
               
              «Беслан… навсегда оборванные судьбы» (общешкольный тематический урок памяти)
  | 
               
              Посещение учреждений культуры
  | 
               
               
              
  | 
               
              Реализация проектной деятельности 
               
              «Мы - жители Райского острова (конкурс презентаций)
  | 
               
              Профилактическая операция «Внимание, дети»
  | 
             
            
               
              Тематические классные часы по здоровьесбережению
  | 
               
              Беседы о правилах поведения в столовой, личной гигиене учащихся 
              
  | 
               
              «Режим дня четвероклассника» (практикум)
  | 
               
              «В гостях у Мойдодыра» (классный час)
  | 
               
              «Уроки Мойдодыра» (часы общения)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тематические классные часы по ПДД 
              
  | 
               
              «Безопасный путь в школу и домой» (час общения) 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              «Мы пешеходы» (экскурсия – практикум)
  | 
               
              «Крылатые коньки» (соревнования юных роллеров)
  | 
             
            
               
              Тематические классный часы по духовно – нравственному воспитанию
  | 
               
               
              
  | 
               
              «День рождения нашего класса» (практикум)
  | 
               
              «Русские посиделки» (час фольклора)
  | 
               
              «Памятники нашего города» (экскурсионная поездка)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Работа с родителями 
              
  | 
               
              Изучение социального статуса семей вновь поступивших учащихся. 
               
              Составление акта обследования жилищно-бытовых условий учащихся 
               
              Организационное родительское собрание «Первый раз в четвёртый класс» 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 2 
           
          Циклограмма занятости учащихся 4 «в» класса во внеурочное время 
          
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              Время
  | 
               
              понедельник
  | 
               
              вторник
  | 
               
              среда
  | 
               
              четверг
  | 
               
              пятница
  | 
               
              суббота
  | 
             
            
               
              12.00-14.00
  | 
               
              Обед
  | 
               
              Обед
  | 
               
              Обед 
               
              13.20-13.30
  | 
               
              Обед 
               
              13.20-13.30
  | 
               
              Обед
  | 
               
              Обед 
               
              11.00. – 12. 00
  | 
             
            
               
              Первый период внеурочного времени
  | 
             
            
               
              13.00.-14.00
  | 
               
              Прогулка, игры на свежем воздухе 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Умелые ручки 
               
              13.00. – 13.45 
              
  | 
               
              Прогулка, игры на свежем воздухе 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              «Грамотейка» 
               
              13.00. – 14.45 
              
  | 
               
              Прогулка, игры на свежем воздухе 
              
  | 
               
              Прогулка, игры на свежем воздухе 
              
  | 
               
              Прогулка, игры на свежем воздухе 
               
              Кружковая работа по расписанию: 
               
              Компьютерная грамматика 
               
              13.00 -13.45
  | 
               
              Прогулка , игры на свежем воздухе 
               
              12.00.- 13.00 
               
              Занятия по интересам: настольные игры,
  | 
             
            
               
              14.00 – 15.00
  | 
               
              Самоподготовка 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Бумажные 
               
              фантазии 
               
              13.50. – 14.35 
              
  | 
               
              Самоподготовка 
              
  | 
               
              Самоподготовка 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              ----------
  | 
               
              Самоподготовка 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              «В мире чисел» 
               
              13.50. – 14.35 
              
  | 
               
              Самоподготовка 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Добрая дорога детства 
               
              13.50. – 14.35 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Второй период внеурочного времени
  | 
             
            
               
              15.00.-19.00
  | 
               
              Часы общения по направлению «Здоровое поколение» 
               
              14.40.- 15. 20 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Детский фитнес 
               
              16.20.- 17.05 
               
              Занятия по интересам: 
               
              чтение художественной литературы
  | 
               
              Часы общения по направлению 
               
              «Добрая дорога детства» 
               
              14.40.- 15. 25 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Логопедия 
               
              15.30.- 16.15 
               
              Занятия по интересам 
               
              Развивающие игры
  | 
               
              Деятельность по направлению 
               
              «Союз семьи и школы» (взаимодействие со службами сопровождения, работа с родителями и с «группой риска») 
               
              15.30. -16.15 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Психология 
               
              14.40.- 15. 25 
               
              Танцевальный класс 
               
              15.30.- 16.15 
               
              Логопедия 
               
              16.20.- 17.05 
               
              Занятия по интересам 
               
              Игры народов мира
  | 
               
              Часы общения по направлению 
               
              «Я – человек с большой буквы» 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Летопись родного края 
               
              14.40.- 15. 25 
               
              Логопедия 
               
              16.20.- 17.05 
               
              Занятия по интересам, занимательный час
  | 
               
              Часы общения по направлению: 
               
              «Досуг и творчество» 
               
              14.40.- 15. 20 
               
              Кружковая работа по расписанию 
               
              Логопедия 
               
              15.30.- 16.15 
               
              Занятия по интересам: настольные игры
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              17.00 – 17.20
  | 
               
              Полдник
  | 
               
              Полдник
  | 
               
              Полдник
  | 
               
              Полдник
  | 
               
              Полдник
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              18.00 – 19.00
  | 
               
              Прогулка, организация подвижных игр
  | 
               
              Прогулка, организация подвижных игр
  | 
               
              Прогулка, организация подвижных игр
  | 
               
              Прогулка, организация подвижных игр
  | 
               
              Прогулка, организация подвижных игр
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              19.00 – 19.30
  | 
               
              Ужин
  | 
               
              Ужин
  | 
               
              Ужин
  | 
               
              Ужин
  | 
               
              Ужин
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              19.30.-20.00
  | 
               
              Трудовые дела
  | 
               
              Трудовые дела
  | 
               
              Трудовые дела 
               
              «Столовая»
  | 
               
              Трудовые дела
  | 
               
              Трудовые дела
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              20.00.-20.30
  | 
               
              Самообслуживание
  | 
               
              Самообслуживание
  | 
               
              Самообслуживание
  | 
               
              Самообслуживание
  | 
               
              Самообслуживание
  | 
               
               
              
  | 
             
           
         |