  
           
          Содержание 
           
          
             
            1.1.2 Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 8 
             
            1.2 Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 22 
             
            2. Содержательный раздел образовательной программы 32 
             
            2.1 Описание образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 32 
             
            Социально-коммуникативное развитие 38 
             
            Познавательное развитие 48 
             
            Речевое развитие 53 
             
            Художественно-эстетическое развитие 58 
             
            Физическое развитие 67 
             
            2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов 91 
             
            2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 112 
             
            2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 117 
             
            2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 120 
             
            3. Организационный раздел образовательной программы 135 
             
            3.1 Распорядок дня 135 
             
            3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 144 
             
            3.3 Материально-техническое обеспечение образовательной программы 146 
             
            3.5 Иные характеристики содержания образовательной программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы 164 
             
            Дополнительный раздел основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 188 
            
          1. Целевой раздел образовательной программы 
           
          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 573 «Мозаика» (далее по тексту МБДОУ детский сад № 573 «Мозаика», или МБДОУ) осуществляет образовательный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. 
           
          Набор детей в МБДОУ в соответствии с потребностями заказчика и потребителя осуществляется с двух лет. 
           
          Режим работы МБДОУ: пятидневная рабочая неделя, 10,5 часов – с 7.30 до 18.00, кроме выходных и праздничных дней. 
           
          С учетом жизненной ситуации ребенок имеет право получения дошкольного образования в МБДОУ независимо от времени и периода заключения с родителями (законными представителями) с МБДОУ «Договора об образовании». 
           
          Основная общеобразовательная Программа – образовательная Программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 573 «Мозаика» (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с: 
          
            - 
              
                 
                Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. под рег. № 30384);
  
               
             
             
            Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249;
  
             
            Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. № 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  
             
            Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014);
  
             
            Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
  
             
            Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
  
             
            Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  
             
            Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
  
             
            Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
  
             
            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  
             
            Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
  
             
            Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 января 2014 г. № 8 г. Москва «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным Программам дошкольного образования»;
  
             
            СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26);
  
             
            Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 573 «Мозаика;
  
             
            а также учитывает рекомендации, концептуальные положения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
  
            
          Образовательная программа ДО МБДОУ разработана с учетом: современных международных и российских исследований дошкольного образования (Miliar & Bizzell, 1983; Kar№es et al., 1983; Schwei№hart и Weikart, 1997; №abuco & Sylva, 1996; Sylva et al., 2001; Siraj-Blatchford & Sylva, 2000). 
           
          При разработке Программы учитывались: 
          
             
            личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
  
             
            необходимость практической направленности образовательного процесса;
  
             
            интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
  
            
          Общеобразовательная Программа ориентирована на учет: 
          
             
            интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
  
             
            сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
  
            
          Срок реализации Программы 5 лет. 
           
          Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. 
           
          Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 
           
          1.1.1 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 
           
          Содержание Программы направлено на реализацию целей и задач: 
          
            
            
            
               
              В обязательной части
  | 
             
            
               
              Согласно ФГОС ДО
  | 
             
            
               
              Цель
  | 
               
              Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
  | 
             
            
               
              Задачи, связанные с воспитанием и обучением дошкольников
  | 
              
                
                  
                     
                    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
  
                     
                    Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  
                   
                 
               | 
             
            
               
              Задачи, связанные с управленческими решениями
  | 
              
                
                  
                     
                    Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
  
                     
                    Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  
                     
                    Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  
                     
                    Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  
                     
                    Обеспечить вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
  
                     
                    Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  
                     
                    Повысить социальный статус дошкольного образования.
  
                   
                 
               | 
             
            
               
              Согласно Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования
  | 
             
            
               
              Цель
  | 
               
              Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
  | 
             
            
               
              Задачи
  | 
              
                
                   
                  Охранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их физическую и психологическую безопасность, эмоциональное благополучия; создавать комфортные условия жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  
                   
                  Развивать социальные, нравственные, физические, интеллектуальные, эстетические качества детей; создавать благоприятные условия для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка.
  
                   
                  Формировать у ребенка способности и потребности открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним.
  
                   
                  Формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности здорового образа жизни, предпосылки учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.
  
                   
                  Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка; организовывать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
  
                   
                  Воспитывать в детях патриотические чувства любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  
                 
               | 
             
            
               
              Средства решения поставленных задач
  | 
              
                
                   
                  Обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
  
                   
                  Объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  
                   
                  Создание системы управления и контроля над реализацией общеобразовательной программы дошкольного образования.
  
                   
                  Разработка системы мониторинга по выполнению задач освоения детьми содержания образовательных областей и организации образовательного процесса в детском саду.
  
                   
                  Комплексирование программ, новых технологий, выстраивание целостного педагогического процесса в условиях разнообразия периода детства, вариативности образования.
  
                   
                  Повышение квалификации педагогов МБДОУ через систему непрерывного образования, подготовки кадров в соответствии с ФГОС ДО.
  
                   
                  Совершенствование содержания образования с учетом национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей МБДОУ.
  
                   
                  Овладение новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию у детей интегративных качеств личности.
  
                   
                  Логопедическая помощь в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство.
  
                   
                  Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  
                 
               | 
             
            
               
              В части, формируемой участниками образовательных отношений (Согласно парциальным программам)
  | 
             
            
               
              Цель
  | 
               
              Расширение и углубление основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей.
  | 
             
            
               
              С учетом специфики социокультурных, национальных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с дошкольниками
  | 
             
            
               
              Задачи
  | 
              
                
                   
                  Воспитать уважения к своему дому, к родной земле, малой родине.
  
                   
                  Приобщить ребенка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям уральских писателей, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Свердловской области.
  
                   
                  Приобщить и способствовать сохранению традиций и обычаев предков, развитию представлений о быте народов Среднего Урала.
  
                   
                  Воспитывать толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.
  
                   
                  Развить представления о природных богатствах земли уральской.
  
                 
               | 
             
            
               
              Средства решения поставленных задач
  | 
              
                
                   
                  Введение регионального материала в работу с детьми, с учетом принципа культуросообразности; принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  
                   
                  Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, Свердловской области.
  
                   
                  Создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
  
                   
                  Осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование).
  
                   
                  Создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий, региональный материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), (предоставление детям возможности проявить свое творчество).
  
                   
                  Отбор краеведческого, этнокультурного материала в соответствии с целями возрастного развития детей, с учетом их интересов.
  
                 
               | 
             
            
               
              С учетом специфики деятельности МБДОУ в соответствии с предоставленной ФГОС ДО возможностью формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
  | 
             
            
               
              Задачи 
              
  | 
              
                
                   
                  Способствовать формированию новообразований, позволяющих перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях, специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста.
  
                   
                  Осуществление индивидуального подхода в работе с физически одаренными детьми дошкольного возраста и детьми с ОВЗ.
  
                   
                  Формировать у дошкольников навыки танцевальной техники.
  
                   
                  Развивать познавательный интерес к вокально-хоровому творчеству.
  
                   
                  Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
  
                 
               | 
             
            
               
              Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
  | 
             
            
               
              Цель
  | 
               
              Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
  | 
             
            
               
              Задачи
  | 
              
                
                   
                  Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
  
                   
                  Создать условия, обеспечивающие механизм компенсации дефектов речи детей, способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению содержания Программы.
  
                 
               | 
             
           
         |