  
           
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
           Рабочая   программа  создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго   поколения (ФГОС), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  программы  «Технология» авторского коллектива под руководством В. Д.  Симоненко  (5 -8  классы (универсальная линия), М, « Вентана-Граф» 2015 г. ).   
           
          Рабочая программа предполагает использование следующего УМК: 
           
          1. Технология: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6 
           
          2. Технология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04682-0 
           
          3. Технология: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-05004-9 
           
          4. Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014, - 176 с.: ил. ISBN 978-5-360-04658-5 
           
          5. Технология: Программа: 5-8 классы / (универсальная линия) Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко и др. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 112 с.: ISBN 978-5-360-05783-3 
          Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: 
          
             
            формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
  
             
            освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  
             
            формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личного и общественно значимых продуктов труда;
  
             
            воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  
             
            профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;
  
             
            формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  
             
            развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  
             
            овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  
             
            овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
  
            
           
          На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения: 
          
             
            приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
  
             
            воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  
             
            овладение способами деятельностей:
  
             
            умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
  
             
            способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
  
             
            умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
  
             
            освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся. 
  
            
           
          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
           
          Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. 
           
          Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся. 
           
          Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: 
           
          • технологическая культура производства; 
           
          • распространенные технологии современного производства; 
           
          • культура, эргономика и эстетика труда; 
           
          • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; 
           
          • основы черчения, графики, дизайна; 
           
          • элементы домашней и прикладной экономики; 
           
          • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; 
           
          • методы технической, творческой, проектной деятельности; 
           
          • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. 
           
          В процессе обучения технологии учащиеся: 
           
          ознакомятся: 
           
          • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; 
           
          • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства; 
           
          • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями; 
           
          • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда; 
           
          • с производительностью труда; реализацией продукции; 
           
          • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи; 
           
          • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий); 
           
          • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; 
           
          культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; 
           
          овладеют: 
           
          • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; 
           
          • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, 
           
          проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; 
           
          • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды; 
           
          • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; 
           
          • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; 
           
          • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; 
           
          • навыками организации рабочего места. 
           
          МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 
           
          Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. 
           
          В соответствии с базисным учебным планом и образовательной программой МБОУ СОШ №2, рабочая программа сохраняет структурную целостность авторской программы. Рабочая программа «Технология» изучается в 5-7 классах в объеме 68 часов год (2 учебных часа в неделю), (в 7 классе отведено на изучение предмета технологии 1 час за счет обязательной части и 1 час за счет части формируемой участниками образовательных отношений); в 8 классе – в объеме 34 часа в год (1 учебный час в неделю). Итого 238 часов за 4 года. 
          С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» обеспечит: 
          
             
            развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  
             
            активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  
             
            совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  
             
            формирование о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  
             
            формирование способности экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
  
            
           
          ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
           
          Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 
           
          В результате обучения учащиеся овладеют: 
          
             
            трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
  
             
            умениями ориентироваться в сфере профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  
             
            навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирование бюджета домашнего хозяйства; культуры труда; уважительного отношения к труду и результатам труда.
  
            
          В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность 
           
          ознакомиться: 
          
             
            с основными технологическими понятиями и характеристиками;
  
             
            технологическими свойствами и назначением материалов;
  
             
            назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  
             
            видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
  
             
            видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получение продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  
             
            профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  
             
            со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
  
            
          выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: 
          
             
            рационально организовывать рабочее место;
  
             
            находить необходимую информацию в различных источниках;
  
             
            применять конструкторскую и технологическую документацию;
  
             
            составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий, выполнения работ или получения продукта;
  
             
            выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  
             
            конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  
             
            выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  
             
            соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
  
             
            осуществлять визуально, а также допустимыми измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого продукта или изделия;
  
             
            находить и устранять допущенные дефекты;
  
             
            проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  
             
            планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  
             
            распределять работу при коллективной деятельности;
  
            
          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях: 
          
             
            понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
  
             
            развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  
             
            получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  
             
            организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  
             
            создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  
             
            изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  
             
            контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
  
             
            выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
  
             
            оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  
             
            построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
  
            
           
          ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
           
          Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. 
           
          Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 
           
          Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: 
          
             
            проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  
             
            выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  
             
            развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  
             
            овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  
             
            самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
  
             
            планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  
             
            бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  
             
            готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  
             
            проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
  
            
          Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: 
          
             
            алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  
             
            комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  
             
            проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  
             
            самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
  
             
            приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  
             
            выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
  
             
            использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
  
             
            согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками;
  
             
            объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  
             
            диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  
             
            соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда.
  
            
          Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: 
           
          В познавательной сфере: 
          
             
            рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  
             
            оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  
             
            ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  
             
            распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  
             
            владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  
             
            применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.
  
            
          В трудовой сфере: 
          
             
            планирование технологического процесса и процесса труда;
  
             
            подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  
             
            подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  
             
            проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  
             
            выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  
             
            соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  
             
            подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  
             
            контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
  
            
          В мотивационной сфере: 
          
             
            оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  
             
            согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности;
  
             
            осознание ответственности за качество результатов труда;
  
             
            наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
  
             
            стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  
            
          В эстетической сфере: 
          
             
            моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  
             
            эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  
             
            рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
  
            
          В коммуникативной сфере: 
          
             
            формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  
             
            оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
  
             
            публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
  
            
          В физиолого-психологической сфере: 
          
             
            развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  
             
            достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  
             
            сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
  
            
           
          СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 
           
          Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года школьник выполняет четыре небольших проекта, соответствующих четырём разделам программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария». Содержание раздела «Электротехника» изучается совместно с разделом «Технологии домашнего хозяйства» . 
           
          На вводном занятии обучающиеся знакомятся с содержанием проектной деятельности, примерами индивидуальных и коллективных творческих проектов, выбирают тему проекта. 
           
          В процессе изучения каждого раздела школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями, учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнить проекты. 
           
          Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, позволяющих проектировать интерьеры, создавать электронные презентации. 
           
          В содержание программы входят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомства их с различными профессиями. 
           
          Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности. 
           
          К концу учебного года каждый школьник выполнит комплексный творческий проект, состоящий из четырёх мини-проектов, предусмотренных в каждом разделе. На заключительном занятии он представит проект в виде портфолио и электронной презентации. 
           
          5 класс 
           
          Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 
           
         |